ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > МС-21 – в воздухе! На очереди – Ту-334
МС-21 – в воздухе! На очереди – Ту-3341-06-2017, 06:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
МС-21 – в воздухе! На очереди – Ту-334В редакцию «Аргументов недели» позвонил наш давний друг, Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев. Причина радостная – первый полёт российского среднемагистрального самолёта МС‑21. Вот короткий разговор главреда и легендарного лётчика-испытателя. – Магомед Омарович, хотели бы сами посидеть за штурвалом этого самолёта? – С удовольствием, потому что в своё время, ещё в далёких 80-х годах, я летал на «Эрбас-319». Наши и французские ребята готовились тогда по космической программе «Гермес». Мы мечтали, что у нас когда-нибудь будет такая же машина. Наконец-то мечта реализовалась. Я думаю, надо в первую очередь поблагодарить Олега Демченко – президента ПАО «Корпорация «Иркут», генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Это уникальнейший организатор и конструктор, один из представителей конструкторской школы Яковлева. И второе, конечно, – вице-премьера Дмитрия Рогозина за его принципиальную поддержку этого самолёта, когда программа создания МС‑21 стояла на грани срыва. Но он заверил всех – мы найдём деньги и поднимемся в воздух! Наконец-то патриоты победили. – Когда на самолёт будут установлены отечественные двигатели? – Благодаря этому самолёту реанимировали программу и по производству новейшего авиадвигателя ПД-14. Если бы не было МС-21, то и наших русских двигателей тоже не было бы. Были бы «Роллс-Ройсы», «Пратт- Уитни». А то, что на начальном этапе установлены P&W, это нормально. Так и нужно было поступить, чтобы сократить время лётных испытаний. – Я думаю, что ПД-14 уже года через два будет стоять на МС‑21. – Будет. Уже прошли три тысячи часов стендовых испытаний, начались лётные испытания. Осталось привести в порядок электронику, систему управления топливом. Всё должно быть на цифровом уровне. Это единственное. А то ведь до МС-21 всё управление было механическим. Так считалось, что в целях безопасности на случай войны лучше иметь механическое управление, чем электронное. Но электронное даёт экономию, уменьшение шума и удельного расхода топлива. Выгода большая. Но в любом случае это человеческий ум и его гений. Это не просто электроника, взял кнопку нажал – и цифры побежали… – Если сравнивать этот с самолётами того же класса – с «Боингом-737» и с «Эрбасом-320». Вы же летали на них на всех? – Сомнений никаких: наш с молёт не хуже других. Но слишком «лучшего» тоже не будет. Это понятно. «Боинг» достиг высочайших вершин в этой области. Мы же последние 25 лет провалили… Мы, русский народ, показываем удивительный героизм: сначала провалиться, а потом победить. За 25 лет «Эрбас» и «Боинг», конечно, далеко ушли от нас. Но мы тоже вышли на финишную прямую и не обязаны отставать. Будем идти на равных. – То есть сравнивать пока нечего? – Сравнивать? Это на последнем этапе, называемом эксплуатационным. По эксплуатационному полёту выясняются все мелочи, которые лётчики-испытатели не могли заметить, а конструкторы не могли предусмотреть. Чем больше будет сделано полётов на большем количестве самолётов, тем быстрее мы узнаем все мелкие недостатки, с устранением которых самолёт будет доведён до совершенства. – Магомед Омарович, я вас тоже поздравляю, потому что вы сделали очень много, чтобы у нас сохранилась гражданская авиация. Благодаря таким людям, как вы, у нас всегда остаётся надежда, что Россия останется великой авиационной державой! – Спасибо. Теперь очередь за Ту-334. Пусть он будет по-другому называться, но скоро он обязательно вернётся, хотя бы в Вооружённые силы. – Увидим в небе и Ту-334? – Да, это ещё одно волевое решение президента Владимира Путина и реализация патриотической, гражданской позиций вице-премьера Дмитрия Рогозина. Все готовы, только ждём отмашки. Андрей Угланов, Аргументы недели Вернуться назад |