Совбез
РФ и академик Российской академии наук Александр Некипелов вынесли на
обсуждение проект "Единая Евразия" - систему транспортно-логистических
коридоров, которые соединят Транссиб, БАМ и Северный морской путь.
Осваивать
Сибирь, Дальний Восток и Арктику теперь будут дирижабли. Совбез и
академик РАН Александр Некипелов вынесли на обсуждение проект "Единая
Евразия".
Основная цель проекта - стимулирование более глубокого освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики, сообщают российские СМИ.
Всего
предлагается создать два транспортно-логистических коридора,
протяженность которых составит 9,6 тыс. км, а также новую скоростную
железнодорожную дорогу на базе Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. В
Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике должна появиться развитая
инфраструктура.
В настоящий момент из всех составляющих проекта
наиболее подробно описаны дирижабли "АТЛАНТ" (аэростатический
транспортный летательный аппарат нового типа).
Их планируется
использовать для перевозки грузов между Транссибом и Северным морским
путем. Грузоподъемность новых дирижаблей составит до 16 тонн, дальность
полета - 2-5 тыс. км.
Ориентировочная стоимость проекта по
созданию летательных аппаратов - 3,2 млрд руб., строительство завода, на
котором они будут производиться, обойдется еще в 8-10 млрд руб.
По
мнению авторов проекта, один такой дирижабль сможет заменить до пяти
вертолетов Ми-8, при этом стоимость летного часа у дирижаблей по
сравнению с вертолетами довольно низкая - 24-35 руб. вместо 115 руб.
Приблизительная стоимость проекта, который планируется завершить к 2035 г., оценивается в $220-240 млрд.
Дирижабли: в России и в мире
Изобретателем дирижабля считается французский математик XVIII века Жан
Батист Мари Шарль Мёнье, но несовершенство технологий того времени не
позволило воплотить идею. Первый подобный аппарат был запущен только
через 70 лет, в 1852 г.
Значительной вехой стало изобретение в
1860 г. бельгийцем Жаном Этьеном Ленуаром первого коммерчески успешного
двигателя внутреннего сгорания мощностью примерно 12 лошадиных сил.
Но
полностью управляемый полет впервые был совершен в 1884 г. на
французском военном дирижабле с электрическими моторами мощностью 8,5 л.
с.
Впрочем, впоследствии, как и в автомобильной отрасли, углеводородные двигатели доказали свое превосходство.
Первоначально все аппараты были мягкого типа: их матерчатый корпус служил и оболочкой для газа.
Но
с развитием технологий появились жесткие дирижабли. В них несущий газ
распределялся по отдельным отсекам, размещенным внутри обтянутого тканью
каркаса.
Такие аппараты обладали большей грузоподъемностью, чем
самолеты того времени, а также зарекомендовали себя как быстроходные и
относительно надежные транспортные средства.
Но постепенно
тяжелые, неповоротливые машины, наполненные, как правило, взрывоопасным
водородом, уступили воздушное пространство стремительно
совершенствовавшимся самолетам.
"Золотой век" дирижаблей
закончился в 1937 г. вместе с катастрофой цеппелина "Гинденбург".
Аппарат немецкого производства, наполненный водородом, взорвался при
посадке в США. К счастью, из 97 находившихся на борту человек 62 удалось
спасти.
Разумеется, большей части проблем можно было бы
избежать, заполняя баллоны гелием, а не взрывоопасным водородом, но, к
сожалению, инертный газ был очень дорогим.
В конце XX века вновь
возродился активный интерес к дирижаблям. Кроме того, развитие
технологий сделало гелий более доступным и дешевым, и появилась
возможность отказаться от водорода.
В России одним из разработчиков и производителей аэростатов и дирижаблей является компания "Авгуръ — Аэростатные системы".
В
нашей стране использование дирижаблей пока не получило широкого
распространения. На данный момент наибольшим спросом пользуются малые и
средние дирижабли, которые используются в коммерческих проектах, не
предполагающих грузовых и пассажирских перевозок.
Если говорить о
промышленном использовании, то дирижабли интересны как техническое
средство для мониторинга линейной части газопроводов.
В рамках
этого проекта осенью 2008 г. был проведен пробный полет многоцелевого
аппарата Au 30, разработанного компанией "РосАэроСистемы".
С
борта аппарата произведено лазерное сканирование, а также аэрофото- и
тепловизионная съемка участка магистрального газопровода Горький — Центр
общей протяженностью 73 км.
Экспериментальный полет начался 31 октября 2008 г. Аппарат вылетел с
места постоянного базирования в районе Киржача.
В первый день специалисты, находившиеся на борту Au 30, отсняли 37 км трассы. Оставшиеся 36 км были пройдены 1 ноября.
США и Германия – лидеры
США – один из лидеров по производству и использованию дирижаблей в мире.
Основным заказчиком этих аппаратов является, как ни странно, Пентагон.
Разработка
дирижаблей Пентагоном ведется по двум направлениям. С одной стороны,
создаются небольшие дешевые аэростаты и дирижабли тактического
назначения, с другой стороны, ведутся работы по проектированию
стратосферных дирижаблей стратегического назначения.
В начале
2005 г. американские военные объявили об испытаниях на полигоне в
Аризоне мини-аэростата Combat SkySat Phase 1, который позволил связаться
наземным службам на расстоянии в 320 км. Масса мини-аэростата около 2
кг, при массовом производстве стоимость может составлять около $2 тыс.
В
Федеральную авиационную администрацию США телекоммуникационная компания
Globetel подала заявку на испытательный полет дирижабля Stratellite с
телекоммуникационной платформой на борту для поддержки связи на площади
около 800 тыс. км².
В феврале 2005 г. в Ираке Пентагон провел
испытания дирижабля MARTS (Marine Airborne Re-Transmission Systems),
который снабжен аппаратурой, позволяющей поддерживать связь с
подразделениями в радиусе 180 км. Он способен противостоять ветру до 90
км/час и в течение двух недель висеть в воздухе без наземного
обслуживания.
США стали страной, которая заменила взрывоопасный водород на более безопасный гелий при строительстве дирижаблей.
Европа также является регионом, активно развивающим это направление. В частности, речь идет о Германии и Франции.
Так,
французская компания Aerospace Adour Technologies совместно с почтовой
службой изучает возможность эксплуатации дирижаблей для транспортировки
посылок. Другая французская компания, Theolia, специализирующаяся на
возобновляемой энергии, финансирует строительство дирижабля.
Германская компания Deutsche Zeppelin-Reederei использует дирижабли нового поколения для перевозки туристов и научных грузов.
По причине нестабильности и зависимости дирижаблей от погоды компания осуществляет полеты только с марта по ноябрь.
Дирижабли в условиях Крайнего Севера
На сегодняшний день интересными и перспективными представляются
гибридные, жесткокаркасные дирижабли: на них можно перевозить пассажиров
и грузы (в том числе транспортировать сжиженный природный газ).
Особенно внимательно изучаются перспективы подобной техники при освоении отдаленных районов Сибири и Крайнего Севера.
Дело
в том, что при определенных затратах на эксплуатацию дирижабли остаются
относительно дешевым и надежным средством доставки грузов в условиях
неразвитых транспортных путей.
Дирижабль может совершить посадку практически в любой местности.
Плавность
и скорость перемещения, а также надежность полета этого летательного
аппарата — основные достоинства, позволяющие получать более качественные
материалы для трехмерных моделей местности.
Кроме того, дирижабли продемонстрировали большую выживаемость пассажиров в случае аварий, чем самолеты и вертолеты.
Гелий
Как отмечалось выше, именно использование гелия стало фактором,
благодаря которому интерес к этому виду транспорта возродился уже в XXI
веке.
Гелий менее взрывоопасен, чем водород, который применялся в
дирижаблях в начале XX века. А Россия является лидером по запасам этого
газа. Основными конкурентами на внешнем рынке выступают США, Катар и
Алжир.
На данный момент промышленное производство гелия у нас
ведется на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении ("Газпром
добыча Оренбург"). В последние годы содержание гелия здесь снизилось с
0,055% до 0,04%.
Но главная российская гелиеносная провинция —
южные окраины Сибирской геологической платформы. Здесь уже открыты 26
гелийсодержащих газовых месторождений.
К самым крупным из них,
кроме Ковыкты и Чаянды, относятся Дулисьминское (Иркутская область),
Среднеботуобинское, Тас-Юряхское, Верхневилючанское (Республика Саха —
Якутия), Собинское, Юрубчено-Тохомское (Красноярский край). Концентрация
гелия здесь составляет от 0,15% до 1%.
Первым начнет
разрабатываться Чаяндинское месторождение в Республике Саха (Якутия).
Содержание гелия здесь очень высокое — 0,5%. На Ковыктинском, которое
начнут разрабатывать вторым, — 0,28%. Добыча газа на Чаянде начнется в
2017 г.
По прогнозам экспертов, к 2030 г. Россия сможет производить 100–120 млн куб. м гелия в год.
Таким
образом, очевидно, что если использование дирижаблей в нашей стране
действительно будет расширено, как заявлено в проекте, то это решит
сразу две проблемы: облегчит транспортную доступность малообжитых
регионов страны, а также расширит внутренний рынок гелия. Источник: vestifinance.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: Arix (14 августа 2016 03:57) Статус: |
Итого, тема дирижаблей поднята в связи с проектом освоения территорий. Дирижабли - лишь средство, проект - пока всего лишь идея.
Два самых слабых места проекта - мотивация и инициатор. Будет странно видеть, с какой это целью северные просторы вдруг понадобились госодарству? Заброшены напрочь гораздо более приветливые и пригодные для освоения территории. Единственная причина - разработка углеводородных месторождений, но львиная доля энергоносителей уходит за рубеж и наращивание этого потока государственного смысла не имеет. Есть коммерческая выгода, есть спасение бюджета, которые основу государственности не составляют.
Частники сумеют замотивировать монетой, а государство сумеет обязать, кому по долгу службы придется. Если это называется освоением, то что означает слово "командировка"? Наемники и служивые отработают, отслужат и... уедут обратно в свои миллионники. Бравые столичные корреспонденты тоже "наслаждаются" местными красотами Севера не дольше, чем платят командировочные.
Мотивацию окончательно похоронили вместе с Леонидом Ильичем. А нынешнее государственное устройство мотивирует совсем другие направления "освоения". И это не национальная особенность, Аляска пошла еще дальше - там тупо платят специалистам за факт работы на местных "северах", помимо заработка. И всё равно, колонны новых конкистадоров что-то не тянутся в снежные дали.
Свет и тень в современном мире имеют вполне конкретные географические координаты. Если 50 лет назад Север был глубинкой, то сейчас он имеет статус "дыры". А причины, сознательно прозябать в этой "дыре", ради карьеры московского чиновника, который никогда и не узнает об этом подвиге, нет совершенно никакой.
По этому мне вдвойне любопытно - с какой миной правительство, сплавившее акции "Алросы", будет рассматривать данный проект. Чем он должен так подкупить кабмин, что покажется слаще алмазной доли, которую сплавили за бесценок, лишь бы не заморачиваться с дефицитом бюджета?
А дирижабли, что? Дирижабль - это здорово. Тихо, плавно. Я только за.
» #1 написал: Звездочка (13 августа 2016 17:05) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1219
Рейтинг поста:
Гелий вообще не взрывоопасен. Нисколько. На то он и инертный газ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
Два самых слабых места проекта - мотивация и инициатор. Будет странно видеть, с какой это целью северные просторы вдруг понадобились госодарству? Заброшены напрочь гораздо более приветливые и пригодные для освоения территории. Единственная причина - разработка углеводородных месторождений, но львиная доля энергоносителей уходит за рубеж и наращивание этого потока государственного смысла не имеет. Есть коммерческая выгода, есть спасение бюджета, которые основу государственности не составляют.
Частники сумеют замотивировать монетой, а государство сумеет обязать, кому по долгу службы придется. Если это называется освоением, то что означает слово "командировка"? Наемники и служивые отработают, отслужат и... уедут обратно в свои миллионники. Бравые столичные корреспонденты тоже "наслаждаются" местными красотами Севера не дольше, чем платят командировочные.
Мотивацию окончательно похоронили вместе с Леонидом Ильичем. А нынешнее государственное устройство мотивирует совсем другие направления "освоения". И это не национальная особенность, Аляска пошла еще дальше - там тупо платят специалистам за факт работы на местных "северах", помимо заработка. И всё равно, колонны новых конкистадоров что-то не тянутся в снежные дали.
Свет и тень в современном мире имеют вполне конкретные географические координаты. Если 50 лет назад Север был глубинкой, то сейчас он имеет статус "дыры". А причины, сознательно прозябать в этой "дыре", ради карьеры московского чиновника, который никогда и не узнает об этом подвиге, нет совершенно никакой.
По этому мне вдвойне любопытно - с какой миной правительство, сплавившее акции "Алросы", будет рассматривать данный проект. Чем он должен так подкупить кабмин, что покажется слаще алмазной доли, которую сплавили за бесценок, лишь бы не заморачиваться с дефицитом бюджета?
А дирижабли, что? Дирижабль - это здорово. Тихо, плавно. Я только за.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста: