ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Теперь и в России: дирижабли полетят на север
Теперь и в России: дирижабли полетят на север13-08-2016, 16:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Теперь и в России: дирижабли полетят на северОсваивать Сибирь, Дальний Восток и Арктику теперь будут дирижабли. Совбез и академик РАН Александр Некипелов вынесли на обсуждение проект "Единая Евразия". Основная цель проекта - стимулирование более глубокого освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики, сообщают российские СМИ.Всего предлагается создать два транспортно-логистических коридора, протяженность которых составит 9,6 тыс. км, а также новую скоростную железнодорожную дорогу на базе Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. В Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике должна появиться развитая инфраструктура. В настоящий момент из всех составляющих проекта наиболее подробно описаны дирижабли "АТЛАНТ" (аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа). Их планируется использовать для перевозки грузов между Транссибом и Северным морским путем. Грузоподъемность новых дирижаблей составит до 16 тонн, дальность полета - 2-5 тыс. км. Ориентировочная стоимость проекта по созданию летательных аппаратов - 3,2 млрд руб., строительство завода, на котором они будут производиться, обойдется еще в 8-10 млрд руб. По мнению авторов проекта, один такой дирижабль сможет заменить до пяти вертолетов Ми-8, при этом стоимость летного часа у дирижаблей по сравнению с вертолетами довольно низкая - 24-35 руб. вместо 115 руб. Приблизительная стоимость проекта, который планируется завершить к 2035 г., оценивается в $220-240 млрд. Дирижабли: в России и в миреИзобретателем дирижабля считается французский математик XVIII века Жан Батист Мари Шарль Мёнье, но несовершенство технологий того времени не позволило воплотить идею. Первый подобный аппарат был запущен только через 70 лет, в 1852 г.Значительной вехой стало изобретение в 1860 г. бельгийцем Жаном Этьеном Ленуаром первого коммерчески успешного двигателя внутреннего сгорания мощностью примерно 12 лошадиных сил. Но полностью управляемый полет впервые был совершен в 1884 г. на французском военном дирижабле с электрическими моторами мощностью 8,5 л. с. Впрочем, впоследствии, как и в автомобильной отрасли, углеводородные двигатели доказали свое превосходство. Первоначально все аппараты были мягкого типа: их матерчатый корпус служил и оболочкой для газа. Но с развитием технологий появились жесткие дирижабли. В них несущий газ распределялся по отдельным отсекам, размещенным внутри обтянутого тканью каркаса. Такие аппараты обладали большей грузоподъемностью, чем самолеты того времени, а также зарекомендовали себя как быстроходные и относительно надежные транспортные средства. Но постепенно тяжелые, неповоротливые машины, наполненные, как правило, взрывоопасным водородом, уступили воздушное пространство стремительно совершенствовавшимся самолетам. "Золотой век" дирижаблей закончился в 1937 г. вместе с катастрофой цеппелина "Гинденбург". Аппарат немецкого производства, наполненный водородом, взорвался при посадке в США. К счастью, из 97 находившихся на борту человек 62 удалось спасти. Разумеется, большей части проблем можно было бы избежать, заполняя баллоны гелием, а не взрывоопасным водородом, но, к сожалению, инертный газ был очень дорогим. В конце XX века вновь возродился активный интерес к дирижаблям. Кроме того, развитие технологий сделало гелий более доступным и дешевым, и появилась возможность отказаться от водорода. В России одним из разработчиков и производителей аэростатов и дирижаблей является компания "Авгуръ — Аэростатные системы". В нашей стране использование дирижаблей пока не получило широкого распространения. На данный момент наибольшим спросом пользуются малые и средние дирижабли, которые используются в коммерческих проектах, не предполагающих грузовых и пассажирских перевозок. Если говорить о промышленном использовании, то дирижабли интересны как техническое средство для мониторинга линейной части газопроводов. В рамках этого проекта осенью 2008 г. был проведен пробный полет многоцелевого аппарата Au 30, разработанного компанией "РосАэроСистемы". С борта аппарата произведено лазерное сканирование, а также аэрофото- и тепловизионная съемка участка магистрального газопровода Горький — Центр общей протяженностью 73 км. Экспериментальный полет начался 31 октября 2008 г. Аппарат вылетел с места постоянного базирования в районе Киржача. В первый день специалисты, находившиеся на борту Au 30, отсняли 37 км трассы. Оставшиеся 36 км были пройдены 1 ноября. США и Германия – лидерыСША – один из лидеров по производству и использованию дирижаблей в мире. Основным заказчиком этих аппаратов является, как ни странно, Пентагон.Разработка дирижаблей Пентагоном ведется по двум направлениям. С одной стороны, создаются небольшие дешевые аэростаты и дирижабли тактического назначения, с другой стороны, ведутся работы по проектированию стратосферных дирижаблей стратегического назначения. В начале 2005 г. американские военные объявили об испытаниях на полигоне в Аризоне мини-аэростата Combat SkySat Phase 1, который позволил связаться наземным службам на расстоянии в 320 км. Масса мини-аэростата около 2 кг, при массовом производстве стоимость может составлять около $2 тыс. В Федеральную авиационную администрацию США телекоммуникационная компания Globetel подала заявку на испытательный полет дирижабля Stratellite с телекоммуникационной платформой на борту для поддержки связи на площади около 800 тыс. км². В феврале 2005 г. в Ираке Пентагон провел испытания дирижабля MARTS (Marine Airborne Re-Transmission Systems), который снабжен аппаратурой, позволяющей поддерживать связь с подразделениями в радиусе 180 км. Он способен противостоять ветру до 90 км/час и в течение двух недель висеть в воздухе без наземного обслуживания. США стали страной, которая заменила взрывоопасный водород на более безопасный гелий при строительстве дирижаблей. Европа также является регионом, активно развивающим это направление. В частности, речь идет о Германии и Франции. Так, французская компания Aerospace Adour Technologies совместно с почтовой службой изучает возможность эксплуатации дирижаблей для транспортировки посылок. Другая французская компания, Theolia, специализирующаяся на возобновляемой энергии, финансирует строительство дирижабля. Германская компания Deutsche Zeppelin-Reederei использует дирижабли нового поколения для перевозки туристов и научных грузов. По причине нестабильности и зависимости дирижаблей от погоды компания осуществляет полеты только с марта по ноябрь. Дирижабли в условиях Крайнего СевераНа сегодняшний день интересными и перспективными представляются гибридные, жесткокаркасные дирижабли: на них можно перевозить пассажиров и грузы (в том числе транспортировать сжиженный природный газ).Особенно внимательно изучаются перспективы подобной техники при освоении отдаленных районов Сибири и Крайнего Севера. Дело в том, что при определенных затратах на эксплуатацию дирижабли остаются относительно дешевым и надежным средством доставки грузов в условиях неразвитых транспортных путей. Дирижабль может совершить посадку практически в любой местности. Плавность и скорость перемещения, а также надежность полета этого летательного аппарата — основные достоинства, позволяющие получать более качественные материалы для трехмерных моделей местности. Кроме того, дирижабли продемонстрировали большую выживаемость пассажиров в случае аварий, чем самолеты и вертолеты. ГелийКак отмечалось выше, именно использование гелия стало фактором, благодаря которому интерес к этому виду транспорта возродился уже в XXI веке.Гелий менее взрывоопасен, чем водород, который применялся в дирижаблях в начале XX века. А Россия является лидером по запасам этого газа. Основными конкурентами на внешнем рынке выступают США, Катар и Алжир. На данный момент промышленное производство гелия у нас ведется на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении ("Газпром добыча Оренбург"). В последние годы содержание гелия здесь снизилось с 0,055% до 0,04%. Но главная российская гелиеносная провинция — южные окраины Сибирской геологической платформы. Здесь уже открыты 26 гелийсодержащих газовых месторождений. К самым крупным из них, кроме Ковыкты и Чаянды, относятся Дулисьминское (Иркутская область), Среднеботуобинское, Тас-Юряхское, Верхневилючанское (Республика Саха — Якутия), Собинское, Юрубчено-Тохомское (Красноярский край). Концентрация гелия здесь составляет от 0,15% до 1%. Первым начнет разрабатываться Чаяндинское месторождение в Республике Саха (Якутия). Содержание гелия здесь очень высокое — 0,5%. На Ковыктинском, которое начнут разрабатывать вторым, — 0,28%. Добыча газа на Чаянде начнется в 2017 г. По прогнозам экспертов, к 2030 г. Россия сможет производить 100–120 млн куб. м гелия в год. Таким образом, очевидно, что если использование дирижаблей в нашей стране действительно будет расширено, как заявлено в проекте, то это решит сразу две проблемы: облегчит транспортную доступность малообжитых регионов страны, а также расширит внутренний рынок гелия. Вернуться назад |