» » » Медики научились разговаривать с людьми, впавшими в кому

Медики научились разговаривать с людьми, впавшими в кому

5-02-2010, 09:14 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 839)
Люди, находящиеся в коме, выходят на контакт

Британские и бельгийские ученые задали вопросы пациентам, находящимся без сознания. И впервые в мире получили ответы

Внутренний голос одного услышали другие

Считалось, что люди, впавшие в кому, не реагируют на окружающий мир, ничего не чувствуют, не понимают. И максимум на что они способны - это более-менее самостоятельно поддерживать жизнедеятельность собственного организма.  Аналогичного мнения медики были и о так называемых "овощах" - пациентах, находящихся в вегетативном состоянии. Ныне можно не сомневаться: мозг этих  несчастных отключен далеко не полностью, сознание у них сохраняется. И на самом деле, они воспринимают то что происходит вокруг. Чувствуют и, как минимум, слышат.
Самое удивительное:  "овощи" способны отвечать на вопросы. Только  отвечать не вслух, а как бы своим внутренним голосом.  К столь потрясающим выводам пришли британские и бельгийские ученые, проведя серию экспериментов с вегетативными пациентами - теми, которые не подавали признаков сознательной жизни. Медики нашли способ выйти с ними на связь.

Чтобы поговорить с коматозником, его надо поместить в томограф

Первый контакт

Первую попытку вступить в контакт с вегетативным пациентом предпринял Адриан Оуэн (Adrian Owen)  из Университета Кэмбриджа (University of Cambridge) в 2006 году. Он попросил женщину, которая находилась в бессознательном состоянии, представить будто она играет в теннис. На удивление, она "услышала" - функциональная магнитно-резонансная томография показала, что  мозг женщины отреагировал. В нем стала активной область, которая отвечает за движение.

С целью  убедиться, что реакция не случайная, Оуэн предложил пациентке представить, как она ходит по дому. И в мозгу стала активной другая зона - та, которая отвечает за ориентирование.

В нынешних экспериментах к британцам подключились бельгийцы из Университета Льежа (University of Liège) под руководством Стивена Лаурейса (Steven Laureys). Вместе проверили на восприимчивость 23 человека, находившихся в коме. Четверо оказались достаточно общительными. И тогда  ученые попробовали начать с ними диалог.

Для первого разговора был выбран 29-летний мужчина из Бельгии, впавший в кому 7 лет назад после серьезного ДТП. Ему объяснили (напомню, парень лежит в отключке): если он намерен ответить на вопрос "да", то надо представить, что играешь в теннис, если "нет", то в мозгу надо нарисовать картинку будто шагаешь по дому. Ученые не стали изобретать новые схемы и воспользовались той, которую отработали в 2006 году на вегетативной женщине. Но разнообразили эксперимент вопросами и ответами.

Ответами на вопросы -
Ответами на вопросы -"да" или "нет" - служат характерные картинки мозговой активности

Вместе с ученые в разговоре приняли участие  родственники мужчины, чтобы исключить какой-либо подвох.  А изображения, полученные посредством томографа, анализировали эксперты, которые никогда не видели ни пациента, ни его близких.
В итоге, на 5 из  6 заданных вопросов (вроде есть ли у вас сестры, жив ли отец и т.п.) были получены ответы - "да" или "нет", опознанные по активности соответствующих областей мозга пациента. Родственники заверили: ответы правильные.

-Он все помнит, хоть и без сознания, - удивляется Оуэн.

Да или нет

А прорыве в области медицины сообщили многие мировые средства массовой информации. А корреспондент  Би-би-си Фергус Волш (Fergus Walsh) даже сумел лично поучаствовать в экспериментах.

- Я назвал ученым два женских имени, - рассказывает он. - Одно из них принадлежит моей матери, другое - случайное. Они произнесли оба. Когда я услышал имя своей матери, то  представил, что  играю в теннис. То есть, ответил "да".  Минуты не прошло, как ученые поняли, что именно это имя и принадлежит ей. Потом  они догадались, что  у меня есть дети.

Хелен Джилл (Helen Gill) из лондонского Королевского института нервных болезней (The Royal Hospital for Neurodisability in London) сообщила, что уже проверила посредством метода, разработанного командой Оуэна и Лаурейса, 67 своих вегетативных пациентов. И обнаружила, что половина из них способны к общению.

- Возможность даже примитивного разговора с пациентами, находящимися в коме, изменит многое, - комментирует исследования коллег  Николас Шифф  (Nicholas Schiff) из медицинского колледжа Вейла Корнелла (Weill Cornell Medical College in New York). - Наконец-то можно будет узнать, хотят ли люди оставаться в подобном состоянии и продолжать лечение у них самих, а не полагаться лишь на решение родственников.

КСТАТИ

В отключке, но не без сознания

В прошлом году британская газета Daily Mail сообщила об удивительном случае, который произошел с неким Ромом Хоубеном. Он 23 года провел в больнице после ДТП. Все это время врачи считали, что мужчина находится в глубокой коме. И не особенно усердствовали в лечении. Однако оказалось, что мозг у  Рома работает. А сам пациенты все слышит.

Теперь выясняется: обнаружить сознание у человека, находившегося в коме, позволили как раз исследования доктора Оуэна.

Медики провели интенсивную терапию, в результате которой 46-летний и почти полностью парализованный Хоубен получил возможность печатать сообщения на компьютере. Первое, что сообщил он: "Я кричал врачам, но ничего не было слышно".
Теперь есть все шансы услышать подобные "внутренние голоса". Было бы желание.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Букварь для мозга

Не исключено, что уже в ближайшем будущем разговоры с коматозниками станут более разнообразными. А не только "да-нет". Оптимизм внушают эксперименты по распознаванию в мозгу мыслей. Первую - удалось разглядеть еще 3 года назад исследователям из Института когнитивных проблем и нейрофизиологии имени Макса Планка, университетских колледжей Лондона и Оксфорда.

Как и в опытах медиков, за рождением мысли следили с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии - аппаратуры, регистрирующей в реальном времени активность мозга. Исследователи показывали добровольцам два числа. Предлагали либо сложить их, либо вычесть одно из другого. И при этом сканировали мозг. Так вот, ученые определяли, что люди решили сделать еще до того, как они это делали - только думали: «Сейчас сложу», - к примеру. Иными словами, буквально прочитывали созревшие в мозгу намерения, наблюдая, где они собственно зреют.

Аналогичные эксперименты недавно провели японцы. Но шагнули гораздо дальше. Разглядели в мозгу целое слово.

Японцы увидели в мозгу буквы и слова
Японцы увидели в мозгу буквы

Сначала испытуемым показывали простые картинки - крестики, нолики, квадратики, точки. Смотрели, как на них откликается мозг, вводили эти "кирпичики" в компьютер. А потом попросили людей думать одно конкртное слово NEURON. И в итоге, прочитали его прямо в мозгу. Правда, не без помощи специальной программы, которая переводила в буквы картинки нейронной активности в зрительной коре.