» » » Кости "волжских драконов" обнаружили ученые в Саратовской области

Кости "волжских драконов" обнаружили ученые в Саратовской области

2-07-2013, 09:41 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (4) | просмотров: (7 238)

pter1Палеонтологические раскопки в одном из районов Саратовской области завершились уникальной находкой. В верхнемеловых отложениях ученые обнаружили кости птерозавров — родственников всем известных динозавров. Историческая окаменелость может подтвердить гипотезу о том, что на территории современного Поволжья простиралось древнее море. Кроме того, найденные скелетные кости позволят ученым создать модель процесса взлета древних рукокрылых.

Останки птерозавра, найденные саратовскими археологами при раскопках, они называют в буквальном смысле слова кладом. Возраст находки исчисляется миллионами лет.

Это первая находка летающей рептилии в регионе. Уникальность находки в том, что в год таких находок производится не больше десяти — и это в пределах всей России. Мы назвали найденную рептилию «Волжский дракон». Несмотря на то что внешне находки кажутся невзрачными, для нас они — уникальны.

Максим Архангельский, доцент СГТУ им. Ю.А. Гагарина, кандидат геолого-минералогических наук

Птерозавры — летающие ящеры, представители группы вымерших диапсидных пресмыкающихся. Жили в мезозойском периоде. Птерозавры имели достаточно хорошо развитый мозг — преимущественно за счет мозжечка, отвечающего за координацию движений, — и острое зрение. Размах крыльев птерозавра, которые представляли собой складки кожи, натянутые между боками тела и очень длинным четвертым пальцем передних конечностей, достигал 7 м. Питались рептилии преимущественно рыбой, а также водными беспозвоночными и насекомыми.

Весьма специфическая анатомия птерозавров и отсутствие известных переходных эволюционных форм — причины того, что предки птерозавров до конца не понятны. По некоторым гипотезам, они происходят от орнитодир, по другим — от проторозавров.

В настоящее время группа диапсидных пресмыкающихся представлена крокодилами.

Первая находка скелета птерозавра датируется XVIII веком.

В отложениях мелового периода часто попадаются древние останки, но чаще всего они представляют собой зубы и отдельные позвонки доисторических животных. Такая находка, как кости скелета ископаемого ящера или даже их обломки, несмотря на внешнюю невзрачность и небольшие размеры, — исключительная редкость, практически сенсация, являющаяся крупным научным достижением.

В основном, конечно, встречаются разрозненные фрагменты. Наши находки очень серьезные и в масштабе России, и вообще в палеонтологии в целом. Зубы, суставы, позвонки — целых скелетов нет. Хочется, конечно, найти череп птерозавра или даже целый скелет. Если мы найдем целый череп — это будет поистине научная сенсация.

Сергей Меркулов, палеонтолог-энтузиаст, SmartNews

Саратовские геологи нашли кости «волжских драконов»

Ранее ученые из Саратовской области уже находили на территории региона представителя семейства аждархид - Volgadraco bogolubovi ("Волжский дракон Боголюбова"), размах крыльев которого достигал 5-6 метров.

Саратовские геологи нашли кости «волжских драконов»

САРАТОВ, 16 мая — РИА Новости, Эдуард Демьянец. Ученые из Саратовского государственного технического университета во время полевых работ в верхнемеловых отложениях южной части саратовского правобережья обнаружили кости летающих ящеров-птерозавров, сообщает университет.

«По мнению ведущего российского специалиста по птерозаврам профессора Александра Аверьянова (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург), кости относятся к представителям семейства аждархид. Это самые крупные летающие создания на нашей планете, обитавшие в конце мелового периода. Размах их крыльев существенно превышал 10 метров», — говорится в сообщении.

Ранее ученые из Саратовской области уже находили на территории региона представителя семейства аждархид — Volgadraco bogolubovi ("Волжский дракон Боголюбова"), размах крыльев которого достигал 5-6 метров.

Новые находки были сделаны доцентом кафедры «Геоэкология и инженерная геология» Саратовского технического университета Максимом Архангельским и участником исследовательской группы «Искатели» Сергеем Меркуловым.

«Вместе с останками птерозавров обнаружены и кости морских рептилий — плезиозавров, мозазавров и черепах. В ближайшее время экспедиционные работы по сбору ископаемых останков мезозойских рептилий будут продолжены», — отмечается в сообщении.

Фотографии

Кости "волжских драконов" обнаружили ученые в Саратовской области

Ученые Саратовского технического университета во время полевых работ в южной части саратовского правобережья нашли кости гигантских летающих ящеров - птерозавров, сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в университете.

"В Саратовской области остатки птерозавров находят довольно редко. Для нас это - большая удача", - отметил представитель СГТУ.

В сообщении на сайте вуза отмечается, что, по мнению ведущего российского специалиста по птерозаврам профессора Александра Аверьянова (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург), кости относятся к представителям семейства аждархид. Это самые крупные летающие создания на нашей планете, обитавшие в конце мелового периода: размах их крыльев существенно превышал 10 м.

Ранее саратовскими учеными был описан представитель аждархид - Volgadraco bogolubovi ("Волжский дракон Боголюбова"). Размах его крыльев достигал 5-6 м.

"Аждархиды медленно парили над водной поверхностью озер, рек и морей, высматривая рыбу, плавающую на небольшой глубине. Их нижняя челюсть имела винтовой сустав, как у пеликанов, у которых также есть горловой мешок. Винтовой сустав раздвигает нижнюю челюсть и мешок. Когда пеликаны раскрывают клюв, образуется "сачок" для ловли рыбы. Возможно, такое же приспособление было и у аждархид. Они ловили добычу в горловой мешок, после чего резко запрокидывали голову и проглатывали улов", - говорится в сообщении.

Вместе с остатками птерозавров были обнаружены и кости морских рептилий - плезиозавров, мозазавров и черепах.

В ближайшее время ученые СГТУ продолжат экспедиционные работы по сбору ископаемых остатков мезозойских рептилий.

Источник: earth-chronicles.ru.

Новость отредактировал Редактор VP - 2-07-2013, 09:41

Причина: + видео

1. » #4 написал: GDR (2 июля 2013 16:09)

карта впечатлила))) А так одно из двух либо это были нелетающие птицы типа пингвины либо тогда была очень плотная атмосфера или слабое земное притяжение

2. » #3 написал: virginiya100 (2 июля 2013 14:26)

- При останках было обнаружено яйцо, выходящее из тела, - говорит доктор Дэвид Ануин из Университета Лестера. - Из чего и был сделан вывод, что особь точно самка.

Таким образом, ученые впервые определили пол ящера, чего раньше никак не удавалось. Считалось, что по костным останкам отличить самку от самца вообще невозможно.

У «Миссис Т» не было гребня. Это позволило понять, почему попадались останки то с гребнем, то без него. Оказалось, очень просто: с гребнем - самцы, без гребня - самки.

Итак, гребни были нужны лишь самцам для того, чтобы покрасоваться перед самками и соблазнить их как можно в большем количестве. А раньше полагали, что у огромных наростов на голове было исключительно аэродинамическое назначение - мол, птерозавры использовали их для баланса и для руления в полете.
    recourse
    А по аналогии с петухом и курицей и различии в величине их гребней рассудить было нельзя?

А конечности у них какие? Чтоб птица плавала ей ведь для этого и лапы нужны как у уток например. И не как у куриных.
    А с воздуха выхватывать из воды, мне кажется, вполне могли.

Очень интересная новость. При сов власти этим краем археологи практически не занимались

3. » #2 написал: VP (2 июля 2013 14:13)

«Волжские драконы» взлетали с разбега и были выше жирафов

Так выглядело самое большое летающее существо на планете
    Фото: Андрей АЧУРИН

Под Саратовом нашли кости самого большого летающего существа на планете. Размах крыльев доисторического ящера достигал 13 метров

В Лысогорском районе Саратовской области достопримечательностей не так уж много: Белое озеро, вековые дубы, заказник Чунаки, в котором обитают олени и косули. Но есть у местных жителей и особая гордость.

- Да у нас тут динозавры водятся, - улыбаются аборигены.

Вернее, водились больше 65 миллионов лет назад. А теперь палеонтологи регулярно находят в окрестностях останки доисторических ящеров. В основном это обитатели морских глубин, поскольку миллионы лет назад на территории нынешнего Поволжья плескались воды огромного Русского моря. Но последняя находка саратовских ученых стала поистине уникальной. Их добычей стали кости самого большого летающего существа, когда-либо жившего на планете, названного специалистами «волжский дракон».

Когда Волга была морем

Только представьте себе территорию Приволжья во времена Мелового периода: по огромному морю разбросаны бессчетные острова так называемого Поволжского архипелага, покрытые густыми лесами и населенные динозаврами, как травоядными, так и хищными, а в небе парят крылатые существа - птерозавры.

Миллионы лет назад на территории Саратова было огромное море по которому были разбросаны бессчетные острова так называемого Поволжского архипелага
    Фото: из архива "КП"

Эволюция снабдила их уникальными крыльями. Летательный аппарат птерозавров не был похож ни на тот, что есть у современных птиц, ни на тот, которым пользуются летучие мыши. У древних ящеров было сразу две перепонки: одна натягивалась между телом и сильно удлиненным в процессе эволюции пальцем, а вторая, поменьше, была между плечом и предплечьем. Когда птерозавр расправлял крылья, перепонки туго натягивались, причем таким образом, что создавали идеальные аэродинамические условия. Если бы можно было устроить древнему ящеру испытания летных характеристик, которые проходят современные самолеты, он выдержал бы их с блеском.

- Останки, которые мы нашли, принадлежат представителю семейства аждархидов. Это самые поздние и самые развитые птерозавры, впервые найденные российским палеонтологом Львом Несовым, - рассказал «Комсомолке» доцент кафедры «Геоэкология и инженерная геология» Саратовского государственного технического университета Максим Архангельский. - А еще аждархиды - самые крупные летающие существа, которые когда-либо жили на нашей планете. Размах их крыльев достигал 13 метров.

Интересно, что для того, чтобы взлететь, этим птерозаврам требовалось набрать скорость, то есть, как и современным самолетам, им нужно было разбежаться по своеобразной взлетной полосе. Это делало королей доисторического неба уязвимыми на земле. Пока птерозавр разгонялся, его запросто мог сцапать проворный наземный ящер, такой как велоцераптор, например.

«Царь-птица»

Тело аждархидов было относительно небольшим - около двух метров в высоту. Но настоящими гигантами их делали длинная шея и огромная голова.

- Только один шейный позвонок был длиной 60 сантиметров, а таких у ящеров было три плюс еще несколько поменьше. На большой голове с маленькими глазками красовались длинные беззубые челюсти, - продолжает Максим Архангельский. - При таких внушительных габаритах весил ящер всего 70-85 килограммов. Причем, чтобы держать себя в форме, птерозаврам не нужны были ни диеты, ни фитнес. Просто их кости были полыми внутри, что делало их тела легче.

За год на территории всего бывшего СССР ученые находят не больше десяти костей этих птерозавров
    Фото: из личного архива Максима Архангельского

Пищу рептилии себе добывали на манер современных пеликанов: они парили низко над водной гладью, практически касаясь ее, и высматривали рыбу. У аждархидов имелись горловой мешок и винтовой сустав, который раздвигал нижнюю челюсть. Таким образом, когда они открывали пасть, образовывался свое образный «сачок», очень удобный для ловли рыбы. Как только добыча оказывалась в «сачке», птерозавр запрокидывал голову вверх и проглатывал рыбу.

- За год на территории всего бывшего СССР находят только около десятка имеющих научную ценность костей этих птерозавров, и о жизни аждархидов известно не так уж много. Поэтому каждая находка практически на вес золота, - говорит Максим Архангельский.

Фото: Марк УИТТОН

Прольют ли кости, найденные под Саратовом, свет на жизнь древних рептилий, пока не ясно. Сейчас их изучают специалисты. А ведь загадок, связанных с птерозаврами, хоть отбавляй. Например, не до конца ясно, умели ли эти существа плавать или нырять за добычей. Всего несколько лет назад ученые нашли яйца птерозавров (их покрывала не известковая скорлупа, а кожистая оболочка, поэтому до наших дней сохранились единицы), но до сих пор не известно, вили ли они гнезда, как современные птицы, или откладывали яйца в песок.

И конечно, главная тайна, которую оставили нам доисторические рептилии, это тайна их вымирания.

КСТАТИ

Главные донжуаны

У некоторых птерозавров на голове располагался гигантский гребень. У иных летающих ящеров он в пять раз превосходил по высоте саму голову. Столь своеобразным и внушительным украшением обладали лишь самцы, которые пользовались им для привлечения самок. Как павлины хвостом. Красовались. Другие динозавры-самцы ничего такого не имели. Из чего ученые сделали вывод, что птерозавры были наиболее активными в сексуальном смысле.

Разобраться в особенностях поведения летающих ящеров ученым помогли останки самки одного из них, названной «Миссис Т» (Mrs T).

Владимир ЛАГОВСКИЙ.

4. » #1 написал: virginiya100 (2 июля 2013 12:48)

Они бы заглянули на горы Уши в камышинский район, там и специалистом быть не надо, чтоб увидеть в осыпающейся породе скелеты огромных динозавров.