Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники
Большинство четвероногих млекопитающих переставляют ноги в сходной последовательности, и различия наблюдаются только во времени, в течение которого животное опирается на ту или иную ногу. Насколько хорошо художники и скульпторы разных эпох представляли, как ходят реальные животные? Проанализировав тысячу иллюстраций и скульптур, группа венгерских биофизиков пришла к выводу, что пещерные художники позднего палеолита ошибались гораздо реже (в 46,2% случаев), чем их последователи, которые очень часто (в 83,5% случаев) рисовали и ваяли животных, по сути, наобум. Положение изменилось к лучшему лишь в 1880-е годы, после публикации покадровой съемки американского фотографа Эдварда Майбриджа.
Габор Хорват (Gabor Horvath) и его сотрудники Этелька Фаркаш (Etelka Farkas), Гиорги Кришка (Gyorgy Kriska), Миклош Блахо (Miklos Blaho) с отделения биофизики Будапештского университета имени Лоранда Этвёша и Ильдико Бонч (Ildiko Boncz) из Университета Западной Венгрии в Сомбатхее в последние годы опубликовали несколько необычных исследований. Среди них работы о зрительных способностях вымерших палеозойских членистоногих трилобитов и о навигации викингов с помощью поляризационного компаса. На этот раз исследователей заинтересовал вопрос: насколько хорошо художники умеют изображать реальных животных, а конкретно — четвероногих млекопитающих — во время ходьбы?
Впервые эта проблема всерьез озаботила американского фотографа Эдварда Майбриджа (Eadweard Muybridge) в конце XIX века. Чтобы доказать, что лошадь при беге никогда не отрывает одновременно все четыре ноги от грунта, Майбридж провел скоростную покадровую фотосъемку на бегах в Калифорнии, а затем опубликовал результаты своей работы (Muybridge, 1881). Он не остановился на достигнутом и проделал подобную работу с несколькими другими млекопитающими, превратив свое увлечение в профессиональное изучение локомоции животных (Muybridge, 1887, 1899). Его фотоальбомы с тех пор служат наглядными пособиями для художников-анималистов и трудами, без оглядки на которые не обходится ни один специалист по локомоции.
Поэтому венгерские биофизики разделили 1000 обработанных ими репродукций картин и фотографий скульптур на три группы: 1) доисторические, или пещерные, живописцы (39) (рис. 1); 2) художники, предшествующие Майбриджу (272); и 3) авторы более поздних полотен и статуй (686). Для того чтобы сравнить в деталях изображенных четвероногих, исследователи составили матрицу, на которой запечатлели все фазы движения лошади — отдельно для передних и отдельно для задних конечностей, причем не только реальные, но и все те, которые могут быть нарисованы (рис. 2). Лошадь была избрана в качестве модели, поскольку именно это животное изображено на 829 произведениях искусства из 1000.
С точки зрения биомеханики ритмичные изменения позиции каждой из конечностей во время полного цикла движения связаны со смещением позиции центра тяжести тела и, следовательно, с силами, которые конечности прилагают к земной поверхности, чтобы не упасть. Поэтому положение двух задних или двух передних конечностей относительно друг друга всегда не совпадает по фазе на половину полного цикла, а цикл осуществляется по формуле: левая задняя — левая передняя — правая задняя — правая передняя. Этот тип походки называется латеральным последовательным. (Реже используется диагональная последовательная походка.)
В результате статистической обработки изображений и сравнения их с матрицей выяснилось, что художники верхнего палеолита ошибались в 46,2% случаев (рис. 3А). Эта погрешность не превышает даже ту, которая существует в специальных учебниках по анатомии и в музеях, включая как рисунки, так и чучела (46,6%). А вот художники и скульпторы исторической эпохи, включая самых дотошных исследователей природы, таких как Леонардо да Винчи, в 83,5% случаев изображали походку животных неверно (рис. 3Б). Эта величина превышает даже вероятную статистическую погрешность — 73,3%. Можно сказать, что художники той поры если и изображали лошадь правильно, то по чистой случайности. Следует отметить, что ваятели грешили неточностями несколько реже живописцев, поскольку при некоторых положениях конечностей, изображенных на картинах, статуи просто не держались бы на ногах. Лишь с выходом в свет капитальных работ Майбриджа количество ошибок сократилось до 57,9% (рис. 3В). Впрочем, троглодитов превзойти всё равно не удалось.
Источник: elementy.
Рейтинг публикации:
|
Рис. 1. Первобытный бизон. 16000–14000 лет. Натурная копия изображения на сводах пещеры Альтамира в Кантабрии, Испания. Фото А. Журавлёва