» » » В хромосомах человека обнаружена четырехспиральная форма ДНК

В хромосомах человека обнаружена четырехспиральная форма ДНК

21-01-2013, 17:25 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (2 263)

Модель четырехспиральной ДНК. Вид с «торца». Изображение: Jean-Paul Rodriguez

Британские исследователи обнаружили в хромосомах человека функциональную четырехспиральную форму ДНК. Работа опубликована в журнале Nature Chemistry, а ее краткое содержание можно прочитать в Nature News.

Открытие удалось совершить благодаря использованию помеченных флюресцентными красителями антител, которые связываются только с ДНК в ее четырехспиральной форме. Обработка такими антителами культур клеток на разных стадиях роста помогла ученым проследить за распределением и динамикой образования «островков» четырехспиральной ДНК в клеточном цикле.

По высокому содержанию скрепляющего нуклеотида гуанина четырехспиральную ДНК называют G-квадруплексом. Известно, что такие структуры защищают у некоторых животных концы хромосом.

В новой работе удалось показать, что четырехспиральная ДНК у млекопитающих образуется не только на концах хромосом, но и среди обычных генов. Более того, распределение такой ДНК зависит от стадии деления клетки и от низкомолекулярных регуляторов, влияющих на ее стабильность. Точная функциональная роль четырехспиральных участков пока не известна.

Биологам известно несколько форм ДНК, в той или иной степени отличающихся своей структурой: A, B, Z, трехцепочечная ДНК. Основной функциональной структурой в клетке является двуцепочечная B-форма, известная по знаменитым изображениям двойной спирали. То, какую форму примет цепочка нуклеотидов, зависит от их состава и последовательности, а также внешних условий: концентрации ионов и влажности. Многие структуры, которые были впервые открыты в условиях лаборатории, впоследствии были найдены и в живой клетке, однако их функциональная роль не всегда до конца ясна.

Источник: inline.ru.

1. » #2 написал: iasmer (21 января 2013 23:37)

С грустью приходится признать: таки рептилоиды среди нас

2. » #1 написал: Dron (21 января 2013 23:18)

Рак могут вызывать нетипичные "удвоенные" молекулы ДНК, выяснили в Кембридже

Ученые из Кембриджа, изучающие нетипичные молекулы ДНК, приблизились к решению вопроса об эффективном лечении рака. Если гипотеза исследователей из лаборатории профессора Шанкара Баласубраманиана верна, то "удвоенные" молекулы ДНК, которые они исследуют, характерны для раковых клеток и существенно отличаются от здоровых.

Традиционно ученые и далекие от науки люди считали, что молекула ДНК представляют собой спираль из двух цепочек. Позже стало понятно, что существует ДНК и из четырех молекулярных цепочек, которая образуется перед делением клетки на две новые. В лаборатории Баласубраманиана решили присмотреться к этому типу ДНК, обнаружив, что такая форма может присутствовать в пораженных клетках, например - в раковых. Результаты своего исследования ученые опубликовали в последнем номере Nature Chemistry.

Появление молекулы ДНК из четырех цепочек, которая носит название "G-квадруплекс", означает, что клетка собирается делиться. Ученым давно известно, что раковые клетки размножаются довольно быстро, поэтому в них такая структура может появляться чаще, чем в здоровых, отмечает New Scientist. В лаборатории Кембриджа убедились, что так оно и есть: в онкоклетках присутствует такая структура, а науке уже известны антитела, которые "атакуют" именно G-квадруплексы.

"Я предполагаю, что они существуют и в здоровых клетках, но, думаю, что там они отличаются от раковых", - отметил Баласубраманиан. Исследователь выразил надежду, что своим исследованием он не только разрушит расхожее представление о молекуле ДНК как о двойной спирали, но также сможет привлечь внимание фармацевтов.

О G-квадруплексах науке известно уже довольно много. Например, ясно, что такие молекулы образуются в условиях большого количества гуанина - одной из четырех групп веществ, составляющих спираль ДНК, отмечает BBC. Однако в этой сфере есть и много неизвестного.

Исследователями Кембриджа еще предстоит узнать, откуда в человеческом организме появляется способность к образованию губительных клеток. Есть версия, что G-квадруплексы действуют не только при развитии рака, но и при образовании и росте эмбриона. Однако, если Баласубраманиану удастся доказать, что хугстиновские пары в чаще всего характерны для онкоклеток, тогда станет возможным разработать такое лечение рака, при котором препараты уничтожают онкоклетки, оставляя нетронутыми здоровые ткани.