» » » Геологи заподозрили испанских фермеров в провоцировании землетрясения

Геологи заподозрили испанских фермеров в провоцировании землетрясения

23-10-2012, 06:56 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: god | комментариев: (2) | просмотров: (1 356)
Осушение водоносных слоев делает их легче и провоцирует сдвиг. Изображение Nature

Геологи обнаружили, что землетрясение, произошедшее 11 мая 2011 года поблизости от испанского города Лорки, могло быть спровоцировано осушением фермерами водоносных пластов грунта. Работа ученых опубликована в Nature Geoscience, ей также посвящена редакционная статья журнала.

Чтобы установить изменения в земной коре, которые произошли в результате майского землетрясения, ученые использовали радиолокационное спутниковое сканирование местности.

Геологи установили, что сейсмическая активность была вызвана 20-сантиметровым сдвигом тектонических плит вдоль местного разлома. Сдвиг произошел на неожиданно малой глубине - всего в трех километрах от поверхности. Эта малая глубина, по словам ученых, частично объясняла непропорционально крупные разрушения, которые сопровождали землетрясение магнитудой всего в 5,1 баллов.

Ученые обратили внимание на то, что уровень грунтовых вод в котловине, на границе которой произошел сдвиг, за последние 50 лет упал на 250 метров. С 1960 года местные фермеры добывали здесь воду для поливки полей из все более глубоких колодцев. Многие из них были установлены нелегально.

Геологи составили математическую модель региона, которая позволила рассчитать вызванное осушением изменение давления внутри котловины. Расчеты показали, что забор воды на поливку изменил распределение давления в пластах в пределах десятых долей килопаскалей. Кроме того, авторы обнаружили, что сдвиги во время землетрясения произошли именно в тех местах разлома, где наблюдались наибольшие изменения давления.

Ученые считают, что полученные данные позволяют говорить о том, что тектонические сдвиги были спровоцированы осушением подземных пластов. При этом они подчеркивают, что действия человека могли повлиять только на время и частично на локализацию землетрясения. По словам специалистов, без антропогенной активности сдвиги все равно произошли бы самопроизвольно, хотя и немного позже. Это подтверждается в том числе и тем, что объем выброшенной в ходе землетрясения энергии был во много раз больше, чем напряжение, возникшее в результате действий человека.

Геологи не впервые обнаруживают связь землетрясений с антропогенными факторами. Чаще всего воздействие человека обнаруживается во время строительства гидроэлектростанций при затоплении больших территорий. Известно также о повышении сейсмической активности при строительстве геотермальных систем. Следует, однако, учитывать, что в соответствии с современными представлениями, землетрясение может быть спровоцировано даже мощным ливнем.

Источник: Лента.ру.

1. » #2 написал: amga (23 октября 2012 08:58)

Действительно - чушь пишут журналюги, (возможно с подачи учОных) не разобравшись в механизмах взаимного влияния движения тектонических плит и подземных вод.

Именно избыток перетока поверхностных вод в зону контакта тектонических плит приводит к активности процессов подвижки, т.к. вода служит своеобразной смазкой в зоне контакта. Лучше всего процесс перетока воды (осадки - подземные воды) происходит по трещинам тектонических разломов или контакта тектонических плит, что и улучшает условия возникновения подвижки. А интенсивный отбор подземных вод способствует скорости обмена поверхностных и подземных вод, с одновременным увеличением проницаемости горных пород в интервалах перетока и отбора воды (что приводит к некоторому снижению пластового давления).

Теперь самое главное.
    Интенсивный отбор подземных вод нарушает баланс сил в системе горные породы - пластовые жидкости. Этот баланс формируется тысячелетиями под воздействием гравитационных сил (жидкости и горные породы находятся под давлением, которое увеличивается с глубиной). Отбор жидкости нарушает этот баланс, убирая из него одну из составляющих - давление жидкости. В результате в горной породе возникают напряжения, которые снимаются резкой релаксацией, ощущаемой нами (и фиксируемой)как землетрясение. Мощность землетрясения зависит от объемов отбора жидкости, глубины, типа горных пород, наличия разломов и других факторов.

2. » #1 написал: iasmer (23 октября 2012 08:09)

все более глубоких колодцев. Многие из них были установлены нелегально - Пушкин отдыхает, онлайн-переводчики переводчики рулят - любопытно, переводивший видел хоть раз колодец, хотя бы и менее глубокий, и сможет представить как такие сооружения устанавливают? Хотя Испания, дикари-с...

Заметим, что смысл сообщения также немного запутан - в последней части утверждается, что антропогенная тектоническая активность провоцируется как раз увеличением обводненности - ...при затоплении больших территорий; ...спровоцировано даже мощным ливнем (результат обычно объясняют проникновением в зоны напряжений "водной смазки", облегчающей разгрузку энергии); а по контексту сообщения - проблемы из-за осушения.