» » » Транзистор сделанный из одной молекулы

Транзистор сделанный из одной молекулы

9-07-2009, 13:06 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (3) | просмотров: (1 676)

Построение оптических компьютеров – важнейшая задача современной электроники. В отличие от квантовых вычислительных систем, фотонные устройства уже существуют и постоянно совершенствуются. На днях швейцарский ученые представили новый оптический транзистор, состоящий лишь из одной молекулы. О перспективах развития подобных устройств «Правда.Ру» взяла интервью у члена-корреспондента РАН Сергея Никитова.

Развитие кремниевой электроники приближается к завершению. Сейчас лидеры среди производителей полупроводниковых элементов осваивают 18-нанометровую технологию, а там уже близко до рубежа в 10 нанометров, где начинают преобладать квантово-механические эффекты. В такой ситуации разработка принципиально новых технологий жизненно необходима для отрасли.

Основа оптоинформатики была заложена в середине 80-х целой плеядой советских и американских физиков. Они предлагали использовать вместо электрических сигналов световой луч, который будет передавать бинарную информацию – логические «нули» и «единицы» - посредством включения/выключения. В 1989 году был создан первый оптический транзистор, который позволял производить достаточно быстрое переключение режимов для передачи информации.

Позднее, по мере развития теории науки о свете – фотоники, ученые установили, что можно использовать для передачи информации все цвета видимого спектра, где в зависимости от внутренней энергии фотоны могут принимать до 123 миллиардов комбинаций. Достаточно сравнить эту цифру с современными кремниевыми процессорами, которые используют всего лишь 128-битную логику, чтобы осознать перспективы оптической информатики.

Главной проблемой для фотоники оставались транзисторы, скорость переключения и чувствительность которых оставляла желать лучшего. Решение нашли физики из Швейцарской высшей технической школы Цюриха. Они использовали в качестве переключателя сигнала одну единственную молекулу тетрадекана – углеводородного красителя, обладающего высокой теплоемкостью.

Тетрадекан может принимать два состояния – «стабильное» и «возбужденное». Достигая последнего, он испускает фотон и вновь возвращается в обычное состояние. Этим свойством и воспользовались ученые. Они направили на молекулу тетрадекана, суспендированную в органическую жидкость, лазерный луч, несущий информацию, и при помощи второй лазерной установки возбудили транзистор.

В результате, при прохождении через тетрадекан, мощность информационного луча возросла. Если же отключить источник возбуждения, то и сигнал проходит без изменений. Для предотвращения хаотического движения атомов в структуре швейцарские физики охладили транзистор до температуры 1 градус Кельвина (-273 градусов Цельсия).

Конечно, говорить о промышленном применении такой технологии еще рано, но эксперимент с тетрадеканом задал направление будущих исследований в фотонике и может привести к созданию практичных и эффективных крошечных транзисторов. О том, какое будущее ждет оптоинформатику, мы попросили рассказать зам.директора по науке Института радиотехники и электроники РАН члена-корреспондента РАН доктора физико-математических наук Сергея Никитова.

«Необходимо отметить, что идея создания полностью оптического компьютера существует уже лет двадцать. С последним открытием швейцарских физиков мы приблизились к ее реализации.

Действительно, в настоящее время уже создаются, в том числе и у нас, наноструктурные оптические волокна, способные переносить петабитные (10 в 15-й степени) объемы информации. На основе фотонных кристаллов возможно создание каналов переноса света произвольной формы, в том числе такой, в которой свет (не квантово-механический) обычно распространяться не может.

Так что, если реально оптический транзистор будет создан, то можно говорить и о создании всего компьютера. Однако впереди еще много работы.

В первую очередь должна быть решена задача оптической связи между двумя (и более) транзисторами. Ну, и конечно, проблема существенного повышения температуры работы транзисторов (вплоть до комнатной). Кстати говоря, создание оптического транзистора вселяет надежду и на создание квантового компьютера. Так что впереди у нас новые открытия!»

Павел Урушев

Источник: «Правда.Ру».

1. » #3 написал: kornear (9 июля 2009 16:01)

Цитата: korvin
    И кто дурак? Автор, переводчик или читатель. Получается что последний - не смог гениальных людёв понять которые внятно излагать свои мысли не могут.

Да вроде статья наша, на научную не тянет. Отсюда следует... :)

2. » #2 написал: VP (9 июля 2009 15:20)

27 АПРЕЛЯ 09:08

Создан мутирующий 128-битный процессор

Первая в своем роде микросхема, названная Stretch, произвела революцию в мире высокопроизводительного аппаратного обеспечения.

Калифорнийская компания The Mountain View аннонсировала новый процессор S5000, который способен изменять свой набор инструкций в процессе работы. Чип содержит в себе процессор с архитектурой RISC (reduced instruction set computing, вычисления с сокращенным набором команд) и объемную область перепрограммируемой логики, которая называется коммутирующей матрицей для расширения набора инструкций (Instruction Set Extension Fabric, ISEF). Компания разработала свой собственный компилятор для C/C++, который оптимизирован под их новую разработку.

"Операции, которые раньше требовали исполнения сотен и тысяч элементарных инструкций, теперь выполняются одной командой," – сказал Гэри Бэнта (Gary Banta), президент Stretch. "Разработчики, которым приходилось раньше использовать сигнальные процессоры и микросхемы с какой-либо специализированной логикой вместе с типовыми процессорами общего назначения, теперь могут достичь эквивалентной производительности на S5000, создавая программы на языке высокого уровня," – добавил он.

Решения типовых задач, таких, как шифрование или обработка цифрового видео, могут быть реализованы на S5000 довольно изящно. Бэнта утверждает, что чип, работая на тактовой частоте 300MHz превзошел по производительности современные процессоры с частотой 2GHz.

В конечном итоге новый продукт способен снизить себестоимость некоторых сложных вычислительных устройств с миллионов долларов до десятков тысяч, поскольку время разработки в этом случае сократится до нескольких недель, говорит Бэнта.

Внутри процессора используется 128-битная шина и 32 128-битных регистра. Существуют версии среды разработки для Stretch под ОС Microsoft XP и Linux. Сам процессор работает с ОС MontaVista Linux, которая довольно популярна среди разработчиков встроенных приложений.

Стоимость S5000 составит от $35 до $100 в зависимости от конфигурации и объема поставок.

// по материалам CNET News.com

3. » #1 написал: kornear (9 июля 2009 14:58)

Цитата: korvin
    Это что ещё за чушь? ИМХО двоичная логика сейчас в процах (да и была). Бред.

С какой то точки зрения правда написана. Просто "логика" тут не математическая, а аппаратная. Или просто ширина шины данных, или вернее максимальная разрядность данных, которое может обрабатыватся процессором на аппаратном уровне.