» » » Коллайдерскоп

Коллайдерскоп

23-01-2010, 21:35 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (7) | просмотров: (2 618)

ТЕКСТ: Николай Подорванюк

ФОТО: CERN

Новые запуски Большого адронного коллайдера состоятся, как и планировалось, в феврале, а ученые показали, что для образования «опасных» черных дыр большой массы коллайдеру не хватит энергии.

После того, как в конце минувшего года Большой адронный коллайдер побил ряд мировых рекордов (в частности, разогнав пучки протонов до энергии 1,18 ТэВ), самый большой в мире ускоритель частиц давно не становился источником интересных новостей.

В частности, это было связано с новогодними каникулами, которые в Европейском центре ядерных исследований (CERN) были не сильно короче по сравнению с российскими новогодними праздниками. Но сейчас сотрудники центра активно готовятся к новому запуску БАК, который состоится, как и было запланировано, в феврале. Об этом, в частности, говорится в новом выпуске издания CERN Bulletin.

Вскоре после первых запусков в 2010 году коллайдер попробует солидно улучшить свой же мировой рекорд и ускорить пучки до энергии 3,5 ТэВ.

В будущем же планируется достичь еще больших энергий, где уже можно будет задаться вопросом существования бозона Хиггса. Но к важному результату нужно стремиться поступательно.

В настоящее время происходит активная подготовка коллайдера к будущей работе, которая включает в себя проверку, юстировку и небольшой ремонт. В частности, сотрудники CERN кропотливо проверяют многочисленные электрические соединения, которые расположены по всему периметру коллайдера. Отдельно сообщается о том, что ведутся работы с водяной системой охлаждения эксперимента CMS.

Тему будущего запуска коллайдера затрагивает в своей колонке в CERN Bulletin генеральный директор этой организации Ральф Хойер. Он говорит о более конкретных сроках, когда коллайдер будет запущен на энергии 3,5 ТэВ – конец февраля или начало марта.

В конце своей статьи Хойер предполагает, что 2010 год станет годом больших открытий, сделанных с помощью коллайдера, и потому это будет памятный год для CERN.

Еще один материал CERN Bulletin лишний раз подтверждает, что в этой организации огромное внимание уделяют популяризации науки в целом и своей деятельности в частности. В статье рассказывается о новом украшении фасада здания Института Нильса Бора, который располагается в Дании. Отныне там располагаются 96 ярких лампочек, которые воспроизводят сигналы, получаемые от детекторов переходного излучения на эксперименте ATLAS на Большом адроном коллайдере. Сигналы доходят с небольшой задержкой – всего в несколько секунд. Данное украшение здания получило название – Коллайдерскоп (The Colliderscope).

«Характер, интенсивность и продолжительность вспышек лампочек зависит от физическим параметров частиц, зарегистрированных на Atlas. «На Коллайдерскопе практически не будут отражаться случайные события», – уверяет сотрудник Института Нильса Бора и один из авторов идеи Коллайдерскопа Троельс Петерсен.

Между тем появилась еще одна работа, в которой затрагивается возможность образования черных дыр на Большом адроном коллайдере, то есть, по сути, его безопасность.

Моделирование столкновения -- образование черной дыры показано на правом нижнем рисунке // Frans Pretorius/Princeton

Группа канадских и американских физиков провела компьютерное моделирование, результатом которого стало доказательство образования черных дыр при столкновении объектов с определенной скоростью. В своей работе, которая будет опубликована в Physical Review Letters, они моделировали столкновение бозонных звезд (это гипотетические астрономические объекты, состоящие не из фермионов, как обычные звезды, а из бозонов) и получили, что для образования черных дыр достаточно энергетики процесса порядка 1,22•1019 ГэВ (треть от значения планковской энергии). У Большого адронного коллайдера максимальная энергия пока будет составлять 3,5 ТэВ. Напомним, что 1 ТэВ = 1012 эВ = 103 ГэВ, и это означает, что энергия коллайдера составляет в триллионы раз меньше того значения энергии, при котором могли бы образоваться большие черные дыры. Это лишний раз доказывает безопасность коллайдера. Ну а первичных мини-черных дыр массой 10-5 г, которые могут образовываться в БАК, бояться не стоит, хотя бы потому что они очень быстро испаряются.

Источник: www.gazeta.ru.

1. » #7 написал: VP (3 февраля 2010 14:12)

В ближайшие годы Большой адронный коллайдер будет работать вполсилы

Большой адронный коллайдер в 2011 и, вероятно, 2012 годах будет работать вполсилы, сообщается в научном блоге портала ScienceNOW со ссылкой на слова руководителя CERN Стива Майерса. CERN (Европейский центр ядерных исследований) - это организация, курирующая эксперименты на БАК.

Ранее ученые планировали довести энергию столкновений пучков протонов до 50 процентов от максимально возможной (то есть до 7 тераэлектронвольт) к марту текущего года. Не исключалось, что к концу июня энергия каждого из пучков может быть увеличена до 4-5 тераэлектронвольт (а значит, энергия столкновений составила бы 8-10 тераэлектронвольт соответственно).

Согласно последним данным, максимальная энергия столкновений в 2010 и 2011 годах составит 7 тераэлектронвольт. Причиной такого решения стали опасения, что работа на чрезмерных энергиях может вызвать неполадки в электрической системе ускорителя. Именно дефектный контакт стал в 2008 году причиной аварии, из-за которой эксперименты на БАК были прерваны на 14 месяцев.

Майерс добавил, что после двух лет работы коллайдер будет остановлен на 12 месяцев. За это время инженеры заменят около 10 тысяч электрических соединений. После проведения такого "апгрейда" физики смогут к 2013 году довести энергию столкновений пучков на БАК до максимальных 14 тераэлектронвольт.

Несмотря на как минимум двухлетнюю отсрочку выхода на максимальные мощности исследователи уверяют, что данных, собранных за время работы БАК на пониженных энергиях, будет достаточно для уточнения многих существующих физических теорий.

Со своей стороны, ученые, работающие на "конкуренте" Большого адронного коллайдера - американском ускорителе Тэватрон - не исключают, что эксперименты на нем будут продлены на год. Ранее планировалось прекратить работу Тэватрона в 2011 году. Ранее "тэватронщики" заявляли, что им удастся опередить коллег с БАК в поисках бозона Хиггса - пока еще не обнаруженной частицы, которая отвечает за наличие у других частиц массы. Если бозон Хиггса будет найден, это открытие докажет правомерность Стандартной модели - одной из наиболее популярных физических теорий, объясняющих фундаментальные взаимодействия в природе.

2. » #6 написал: Dron (25 января 2010 02:34)

Ну как же нет результатов? Вон гирлянда какая красивая.

3. » #5 написал: Редактор Al_Magn (24 января 2010 09:32)

Пока БАК в большей мере Пиар. Если и нет пока научных результатов, зато налогоплательщики могут спать спокойно!? А так - ничего личного winked - всего лишь очередное достижение демократии...

4. » #4 написал: Anky (24 января 2010 09:11)

Чёрная дыра которая схематично изображена в тексте, чем то похожа на скарабея. Может это не спроста???

5. » #3 написал: NATALIA (24 января 2010 07:17)

,,Отныне там располагаются 96 ярких лампочек, которые воспроизводят сигналы, получаемые от детекторов переходного излучения на эксперименте ATLAS на Большом адроном коллайдере. Сигналы доходят с небольшой задержкой – всего в несколько секунд. Данное украшение здания получило название – Коллайдерскоп (The Colliderscope).,, - Какая прелесть !

...  вы уж меня простите ! wassat
    А нам то промстым ,,дизайнерам ,, делать то что ? просто жить и балделеть от лампочек ?  Вы мне господа хорошие скажите прямо теперь , 10 -ть мильЕЕНОВ долларов вы оправдаете !???
    вот я , простой дизайнер , хочу знать - А НАМ ЭТО НУЖНО , ваш Коллайдер !?
    Могут отвечать , даже  ,,не совсем ученые,, !
    Спасибо .

6. » #2 написал: ULTRA (23 января 2010 23:37)

Значит "черная дыра" вовсе не "черная", если умудряется

что то излучать, обладая колоссальной гравитацией.

А это что то излучаемое обладает такой запредельной энергией, что бы ту

покинуть.

В прочем, по сущим в обиходе законам, и Солнце абсолютно черное тело.

Правдо это уже оптика...

7. » #1 написал: mouse (23 января 2010 21:53)

Что значит: "они [чёрные дыры] быстро испоряются"? Уже был практический опыт "испарения"?

От ОКО ПЛАНЕТЫ:

Это теоретические модели:
    Испарение черных дыр.Представления о чёрной дыре как об абсолютно поглощающем объекте были скорректированы С. Хокингом в 1975 г. Изучая поведение квантовых полей вблизи чёрной дыры, он предсказал, что чёрная дыра обязательно излучает частицы во внешнее пространство и тем самым теряет массу. Этот эффект называется излучением (испарением) Хокинга . Упрощённо говоря, гравитационное поле поляризует вакуум, в результате чего возможно образование не только виртуальных, но и реальных пар частица-античастица. Одна из частиц, оказавшаяся чуть ниже горизонта событий, падает внутрь чёрной дыры, а другая, оказавшаяся чуть выше горизонта, улетает, унося энергию (т. е. часть массы) чёрной дыры.
     patich7.narod.ru

Угу, уже прочёл в соседней статье про поглащение и испускание. Спасибо.

Для этого и разместил  статью в качестве дополнительного разьяснения. Думаю эта тема многих интересует в связи с шумом вокруг коллайдера.