Манящая и недоступная свобода
Авторы: В.П. Попов, И.В. Крайнюченко
Рассуждения на тему «свобода» человека, как естественное право, является едва ли не главной темой политических эссе. Количество мнений совпадает с количеством политиков. Каждый ментальный слой общества ценит одни параметры и игнорирует другие. Например, Платон оправдывал рабство. Русская интеллигенция спорила, давать ли крестьянам свободу? При этом собственную свободу она ценили больше всего. Например, Д. Локк считал свободу естественным правом человека, который не обязан подчиняться воле и власти другого человека [1].
Толкование свободы зависит от концепции человека. Его можно рассматривать, как элемент политической системы или как независимую личность, как вершину мироздания. В действительности человек является и тем, и другим. Поэтому свободу нельзя определить однозначным понятием. Можно рассматривать регламентации политических, экономических и личностных свобод, хотя они тесно взаимозависимы.
Длительное время свобода понималась как защита против тирании государственных властелинов. Активные личности постоянно стремились ограничить власть властелинов и это стремление они называли свободой. Ограничение власти заключалось в установлении конституционных постановлений, чтобы выполнение государственных дел правящей властью могло совершаться с согласия общины, чтобы представители различных государственных учреждений являлись избранниками народа и могли быть ими же устраняемы [2].
Политические свободы имеют отношение к взаимодействиям с государством. Власть всегда добивается ограничения свобод человека, ибо в этом случае управлять обществом легче. Авторитарная концепция свободы заключается в том, что отдельные люди — эти недолговечные частицы сложной и непреходящей жизни общества, своим нормальным развитием обеспечивают развитие государства. Чрезмерное и непропорциональное развитие личности может быть столь же губительным для общества, как нарушения роста отдельных органов в живых организмах [3]. К этому можно добавить, что чрезмерная свобода эксплуатации природы губительна и для неё, и людей. В государстве свобода заключаться в том, чтобы иметь возможность делать то, что разрешено, и не принуждать делать то, что человек не хочет [4].
Государство регламентирует избирательные права, право обращений или петиций, право на участие в управлении делами государства, свободу ассоциаций, свободу передвижения, свободу слова, свободу средств массовой информации. Минимальная регламентация перечисленных прав называется демократией. В общих чертах власть регламентирует возможности политических конкурентов занять место во властной пирамиде.
Д. Хауард считал политическую свободу правом свободно высказывать взгляды, которые могут показаться другим еретическими или неприемлемыми [163]. Для Л. фон Мизеса [6] свобода означала возможность индивида моделировать свою жизнь по собственному плану, который не навязывается ему властями с помощью аппарата принуждения.
Левые политики провозглашают свободу от нищеты, голода, неизлечимых болезней. Право-либеральные политики, в частности фон Хайек и М. Фридман, возражают против такого подхода к свободе [7]. Анархисты называют капиталистическую свободу «эгоистичной». Некоторые люди рассматривают политические свободы как синоним демократии, хотя другие находят существенные различия между этими двумя концепциями. Каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его склонностям [4]. Люди, вкусившие блага республиканского правления, отождествили понятие свободы с этим правлением, а люди, пользовавшиеся благами монархического правления, — с монархией.
Однако свобода есть вместе с тем и преодоление собственного произвола. Более умеренные высказывания по этому поводу можно найти у следующих авторов. «Освободить себя - не значит стать независимым от других людей, но значит стать господином своих страстей» [8]. У Фромма Э. свобода выступает как действие, вытекающее из осознания альтернатив и их последствий, различения реальных и иллюзорных альтернатив [9]. Кант считал, что человек должен выработать для себя те нормы поведения, которые он желает для всех остальных. Свобода поступков, причиняющих вред другим, должна быть ограничена (Милль). Человека надо оторвать от влияния ложных доктрин и идеологий либо чрезмерных пристрастий. То есть человека следует принуждать быть свободным. Большинство политиков считают, что безграничная свобода (крайний либерализм, анархизм) есть вреднейший парадокс. Трудность состоит в том, чтобы обеспечить свободу, не вырождающуюся во вседозволенность. И. Кант единственное решение этой проблемы усматривал в сфере морали, нравственности.
«Пока люди не научатся самостоятельно преображать зарождающиеся в их собственной душе дурные влечения; пока они не научатся обессиливать дурные чужие намерения при помощи любви, ласкового взгляда и доброго слова, превращая чужую злобу в благотворную доброту, до тех пор человек в своем общественном воспитании и в государственной жизни будет нуждаться в идущих извне, предписаниях и запрещениях, причем эти предписания и запрещения могут быть поддержаны угрозою, а иногда подкреплены силой и принуждением. Ведь самостоятельности надо научиться. Люди держатся на ногах сами и ходят самостоятельно, однако сначала их учат ходить. Государство обеспечивает людям права свободы, но ни одному человеку не может быть предоставлено право на преступление» [10].
Политическая и экономическая свободы тесно зависимы. «Какая польза от политических и гражданских свобод, если большая часть населения лишена экономических средств их реализации? Начиная от вора на большой дороге и до короля, восседающего на троне, все стремятся к тому, чтобы либо силой оружия, либо тайными кознями отнять землю у другого, ибо они видят, что их свобода заключается в изобилии, а их рабство — в нищете».
«Устройство общества может быть таким, что превышение власти в политической сфере контролируется, но в экономической допускается и даже поощряется, и потому общество или большая его часть может быть одновременно свободным политически и несвободным экономически. Оно может быть защищенным от произвола государственных чиновников, но совершенно безоружным перед экономическим угнетением. Имущественные различия, хотя и не дают впрямую одной группе политической власти над другой, обеспечивают ей перевес во влиянии на экономическую жизнь всего общества» [11].
«Собственность, возведенная в культ и ничем не стесненная, приобретает сходство с собственностью на землю в феодальном обществе. Это влечет за собой образование квазиправительственной власти. Взаимоотношения лиц, облеченных этой властью, с подчиненными им людьми, по сути, скорее напоминают отношения властителя и подвластного, нежели равноправных деловых партнеров». Консерваторы считают неотъемлемой частью экономической демократии максимальное разделение богатств не только между отдельными гражданами, но и между целыми группами лиц. Социализм ставит целью концентрацию власти — политической и экономической — в руках нескольких политических вождей [12].
В наше время политики сами понимают, что «свобода - это право ставить под сомнение и менять установленный порядок вещей». Это постоянное преобразование рынка, способность всюду замечать недостатки и искать пути их исправления.
Мы подходим к исследованию свободы с точки зрения теории систем. Каждый человек взаимодействует с людьми, техникой и природой. Известно, что любое вмешательство в систему сопровождается изменением всего спектра параметров. В итоге «хотели как лучше, а получилось, как всегда». «Благими намерениями устлана дорога в ад».
Реформация СССР проходила под лозунгами борьбы за свободу, за демократию. Но свобода в первую очередь использовалась коррупционерами. Появилась возможность отдыхать за границей. Началась массовая эмиграция учёных, актёров, спортсменов на Запад из-за недовольства жизнью в реформированном обществе. Высокие гонорары «звёзд» ограничили доступ народных масс к искусству. Через свободные границы потекли потоки пошлости и безнравственности, наркотиков и контрафактных лекарств. Коррумпированный государственный аппарат стал неуправляемым. Правовая система не может справиться с криминалом и экстремизмом. Резко снизился интеллектуальный уровень молодёжи. Общество расслоилось на бедных и супербогатых. Цензура переместилась из партийно-государственного аппарата к частным лицам. Редакторы журналов и телеканалов решают, что публиковать и сколько за это надо заплатить. «Звёздная» мафия решает, кого допускать в СМИ, а кому оставить эстрадные задворки. После 1991 появилась свобода хамства, пошлости в СМИ. Свобода пропаганды насилия, жестокости. Модно насилие, стрельба по живым целям. Почёт за трудовые заслуги отходит на задний план. Богатство можно украсть, выиграть миллион. Проще брать взятки, чем жить на зарплату. Чтобы поставить диагноз происходящему, проведём с позиций теории систем исследование понятия «свобода».
В теории систем есть правило, по которому элементы должны служить общим целям системы, то есть, находясь в системе, нельзя быть свободным от неё и делать что угодно. У социальных насекомых свобода сужена до предела, т.к. они неспособны выйти за пределы своей физиологии. Поэтому они не борются за свободу, они просто свободны в границах своих возможностей. Поэтому в муравейнике нет борьбы за социальное положение. Уровень коллективизма в муравейнике максимальный, ибо только коллективная деятельность может обеспечить выживание всех. Стремление к свободе у животных выражается в экспансивности, расширении ареалов своего обитания, расширении пищевого ассортимента и др.
Человек аккумулировал в своей психике практически все функции живого вещества, вместе с мотивами их максимальной реализации. Человек, овладевая множеством профессий, может менять род деятельности. Но генетический избыток функций становится бременем для современного общества, которое вынуждено сокращать «лишние» свободы. На производстве запрещаются лишние функции, вменяются чёткие обязанности. Рабочий на конвейере свои действия ограничивает простейшими операциями, превращаясь в подобие муравья. В любой крупной фирме решения принимают менеджеры высшего звена. Менеджеры среднего звена получают «волю» действовать в границах заданного коридора поступков. Чем ниже уровень иерархии, тем уже коридор свободы. При этом, многие согласны добровольно отказаться от ответственности принимать решения, т.к. не способны к творчеству. Ограничение свободы действий вызывает психологический дискомфорт (я могу и хочу, а мне не позволено).
Свобода действий ограничивается административными, силовыми, юридическими, нравственными, этическими, экономическими и другими способами. Людям запрещается асоциальное поведение. Узко специализированное образование также может ограничивать свободу человека. Образование должно формировать мировоззрение, а не только «профессиональный идиотизм». Если общество постоянно ограничивает свободу поведения, то это ставит под сомнение ценность избыточной свободы.
Для некоторой части общества возникает возможность торговать свободой. Берут взятка за выделение участка земли, за доступ к должности, властным структурам, за совершение действий, запрещённых законом. Высокопоставленные чиновники и депутаты думы имеют иммунитет от ограничения их личной свободы. Чаще всего о свободе творчества мечтают работники искусства. Инженеры работают по социальным заказам, но пользуются некоторой свободой в своём творчестве.
Власть и высокое положение в административной иерархии расширяет спектр возможного поведения. Позволяет свободно принимать решения, открывает доступ к материальным благам. Появляется возможность прославлять себя, писать мемуары, «попасть в историю». Чем выше иерархический статус индивида, тем шире коридор для вариаций поступков. Этот факт порождает стремление подняться вверх по властной вертикали, но даже царь ограничен в своих решениях.
В большинстве случаев привлекательность материальной (потребительской) свободы выше, чем духовной свободы и это канализирует деятельность людей. Эта одна из причин, почему «наукократия» проигрывает конкуренцию бюрократии. «Наукократия» использует экспертную власть, а государственный аппарат – административную власть, основанную на реальных ресурсах. Однако бюрократия и народ уже превратились в «пользователей» сложной техники. Зависимость от систем энергоснабжения и водоснабжения становится катастрофической. Отключение техносоциальных систем мгновенно создаёт коллапс. Возрастающая зависимость общества от техносферы даёт возможность технократии манипулировать поведением общества. Забастовки авиадиспетчеров, работников транспорта уже угрожают социуму. Может произойти инверсия власти. Власть технократии превысит власть бюрократии.
Теперь ясно, что политика – это процесс ограничения свободы поступков людей, не совпадающих с целями государства. Если целями системы является построение сферы разума, то для этого нужно отсекать все животные рудименты и открывать возможности для духовного творчества. Однако проблема в том, как определить лишнее и не отсечь нужное. Иногда вместе с функциями отрубают головы. Для целесообразного «урезания» свобод надо уяснить смысл существования людей. Несомненной целью является выживание в условиях враждебного космоса.
Инвариантный механизм развития, заключающийся в расширении функций, с последующим отсеканием лишних, можно увидеть и в техносфере, и в неживой природе. Эволюция сопровождается ростом количества функций у индивида и социума. Например, количество возможных состояний у молекулы существенно выше, чем у атома. У клетки функций больше, чем у молекулы. У организма – больше, чем у клетки. Любопытно, что и техносфера развивается по такой же схеме. Вначале люди создавали узкоспециализированные приборы и аппараты (лопата, телефон). Следующим этапом эволюции техносферы является интеграция многих функций в одном сложном устройстве (сотовый телефон, компьютер, Интернет, фотоаппарат). В прошлом веке из специальных деталей собирали сложное специализированное устройство. Потом стали делать многофункциональные микросхемы с большим набором функций. Конструктору остаются просто ограничивать лишние функции. Ну, чем не человеческое общество? Управление персоналом также заключается в ограничении избыточных поведенческих функций человека. Итак, стремление к избыточности функций с необходимым, последующим урезание лишнего является инвариантом развития.
Итак, полная свобода является мифом. Находясь в системе, трудно быть свободным от системных требований. В историческом процессе одни несвободы замещались другими, одно насилие заменялось другим. Каждый человек выбирает в социальном окружении роль, которую он будет играть в системе. Но, заняв «должность», он обязан следовать правилам игры. Возможности отклоняться от правил весьма ограничены. Западное общество успешно создаёт ощущение свободы и демократии. Иногда достаточно одного ощущения, чтобы считать себя свободным человеком. Демократия делает всех равноправными только на выборах правящей элиты.
Особо следует отметить несвободу рыночных отношений. Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам: налоги, полиция, суды, законы, министерства, комиссии, советы, кредиты, субсидии. И все это воспринимается как нечто само собой разумеющееся [48]. Государство не командует предприятием, оно лишь заставляет считаться с законами общества. «Внутри предприятий действует тоталитарно-командный (можно сказать, диктаторский) режим» [13]. В менеджменте к концу ХХ века проявилась тенденция расширения коридора свободы для подчинённых. Однако этот процесс вызван не альтруистическими соображениями, а перегрузкой шефа, который не успевает самостоятельно решать лавину проблем, поэтому вынужден привлекать для этого подчинённых.
В обществе сложился миф, что индивид – собственник якобы становиться более свободным. Предполагается, что многочисленный средний класс, благодаря собственному бизнесу, начинает двигаться «от обретения частной собственности к свободе, к гражданскому обществу; от гражданского общества к демократии» [84]. Прежде всего, отождествление собственности и демократии некорректно. Демократия не исключает властной государственной пирамиды. Гражданское общество не исключает государственного управления, поэтому каждый «свободный» собственник будет находиться под рефлексивным управлением налоговой системы, культуры, законов, «плясать под дудку» идеологии и может тешить себя иллюзией свободы.
Действительно, наличие собственности в некоторой степени снижает экономическую несвободу, расширяет выбор экономического и политического поведения индивида. Его не могут уволить с работы за несовпадение взглядов с мировоззрением начальника, он сам себе начальник и может увольнять несогласных с ним работников. Поэтому маленький ребёнок желает иметь собственную игрушку, чтобы получить свободу пользователя.
Чем больше разных ресурсов имеется во владении собственника, тем более он свободен от рефлексивного влияния окружения и больше может оказывать влияние на других. Однако наличие собственности у одного позволяет делать несвободными других. При ограниченных ресурсах свобода потребления одного лишает такой свободы других. Но гипертрофированное желание «иметь» становится наркотиком, делает из человека монстра. Человек становится несвободным от желания «иметь». Неизбежность таких отношений исходит из генетических мотивов поведения людей, не имеющих тормозов на рост потребления.
Свободу часто понимают, как возможность купить всё, что пожелаешь. Большие деньги дают такую возможность, но ограничивают свободу в другом. Например, богатый может стать жертвой завистников. Люди попадают в золотую клетку, без охраны не перемещаются, общение ограничивается клубом, элитарной группой, дорогими курортами.
Кроме того, индивид не может быть собственником всех необходимых ему ресурсов, поэтому всегда найдётся ресурс, который можно использовать для рефлексивного влияния на него. Свобода собственника ограничена не только ресурсами, но также законами природы и общества, законами морали, религии, обычаями, традициями, менталитетом и пр. Причём это влияние может быть незаметным и восприниматься как стихийное бедствие, которое изменить невозможно и обижаться не на кого. Например, капиталист зависит от рабочих (забастовка).
Неравенство в потреблении проецируется на неравенство в свободе. Равенство является очередной утопией, ибо нет двух одинаковых людей с равными возможностями. Несмотря на декларации о равенстве в обществе наблюдается увеличение различия между высокими и низкими доходами [151].
Итак, стремление реализовать свои многофункциональные возможности является генетическим наследством человека, поэтому относится к естественному праву. Социальная система ограничивает многофункциональность человека, вызывая чувство несправедливости, утрату свободы. Приобретение одних свобод сопровождается утратой других. Свобода человека заключается в возможности выбора предпочтительной несвободы и напоминает возможность выбора способа собственной казни.
Литература
1.Локк Д. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль. 1988.
2.Милль Д С.. О свободе. С-Пб:. Изд. В.И. Губинского. 1906.
3.Муссолини Б. «Доктрина фашизма», ТРИАСЪ. 1995 г.
4.Монтескье Шарль. О духе законов. Избранные произведения. М. Госполитиздат. 1955.
5.Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир. 1980.
6.Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. – М.: Экономика. 2000.
7.Hayek F. The Constitution of Liberty. - Chicago: University of Chicago Press, 1960.)
8.Ильин И.А.. Путь духовного обновления, Гл.3 "О свободе". М.: Русская книга, 1996, т.1.
9.Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.
10.Ильин И.А.. Путь духовного обновления, Гл.3 "О свободе". М.: Русская книга, 1996, т.1.
11.Тауни Р.Г. Об экономической свободе. T.E.Utley and J.S.Maclure (eds). Documents of Modern Political Thought. Cambridge, Cambridge University Press. 1957.
12.Hailsham. The Case for Conservatism. London, Penguin. 1947.
13.Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991. Источник: Академия Тринитаризма.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 108
Рейтинг поста:
что же такое- закон.
и почему государство- аппарат подавления одних другими.
за - кон
за коном.
этимология “кон” в словаре Макса Фасмера
род. п. кона "начало, ряд, порядок", укр. кiн, род. п. кона "угол", др.-русск. конъ "предел", чеш. kon, напр. dokona "до конца, полностью". Связано с закон, начать, ст.-слав. начьн, нач-ти. см. Бернекер 1, 560 и сл.
Словарь Даля
КОН м. начало, предел, межа: || рубежь, конец; || ряд, порядок, очередь, раз. Вот откуда пошел кон земли нашей. Скот у нас в ко пошел, падеж! Архипка на кону, в перву голову в ставку идет. От кона, спокону, спокон, искони так водилось. Докону, до конца, доконать. || В играх, поприще, место игры, постановки, и пр. порядок козен, бабок, кеглей. Первому кону не верь. Первому кону не радуйся, выигрышу. || В игре на деньги, они ставятся на кон, ставка, пулька, казна. Голова на кону. Рок на кону бьет, неурочье за коном. Сам в кон ставит, а другим споспешенья желает! Вся беда на кону, вся участь, проигрыш и выигрыш. Сбить кого с кону, с места, лишить власти, значенья. По первому кону, на кону, разу, в первый раз; или в первом ряду, порядке. Ямщики на кону, копаются, мечут жеребей об очереди. Кон его пришел, калужск. черед, очередь; || конец, гибель, смерть. || Товарищество, братство, соглас. Он не нашею кону. Либо в кон, либо вон. Коновой, все, что на кону, в ставке. Коновной, относящ. к кону; начальный, коренной. Коновной зачинщик. Конобавиться, твер. пск. проклажаться в сборище, забавляться, беседовать. Конобой м. сев. крик, шум, суматоха, сполоха, тревога. || собират. сборище повес, шалунов, буянов. Конобойный народ, буянливый;- ягоды, потоптанные на месте, плохие. Конобоиться сев. шуметь, кричать, спорить или буянить; || колотиться, биться, возиться, колобоиться. Коноботиться казач. беспокоиться, хлопотать, суетиться. Конать, конаться, конобоиться, см. также выше на своем месте. Конить кого, казач. в играх, где бросают бабку, палку: перекидывать, бросать далее. Я тебя конил, перекинул тебя. || Зубы конят, сар. донимают, болят. кониться, казач. симб. конаться, метать жеребей. Конаются ямщики, по палке, по веревке; в играх, счетом и пр.
что же такое- закон.
и почему государство- аппарат подавления одних другими.
за - кон
за коном.
этимология “кон” в словаре Макса Фасмера
род. п. кона "начало, ряд, порядок", укр. кiн, род. п. кона "угол", др.-русск. конъ "предел", чеш. kon, напр. dokona "до конца, полностью". Связано с закон, начать, ст.-слав. начьн, нач-ти. см. Бернекер 1, 560 и сл.
Словарь Даля
КОН м. начало, предел, межа: || рубежь, конец; || ряд, порядок, очередь, раз. Вот откуда пошел кон земли нашей. Скот у нас в ко пошел, падеж! Архипка на кону, в перву голову в ставку идет. От кона, спокону, спокон, искони так водилось. Докону, до конца, доконать. || В играх, поприще, место игры, постановки, и пр. порядок козен, бабок, кеглей. Первому кону не верь. Первому кону не радуйся, выигрышу. || В игре на деньги, они ставятся на кон, ставка, пулька, казна. Голова на кону. Рок на кону бьет, неурочье за коном. Сам в кон ставит, а другим споспешенья желает! Вся беда на кону, вся участь, проигрыш и выигрыш. Сбить кого с кону, с места, лишить власти, значенья. По первому кону, на кону, разу, в первый раз; или в первом ряду, порядке. Ямщики на кону, копаются, мечут жеребей об очереди. Кон его пришел, калужск. черед, очередь; || конец, гибель, смерть. || Товарищество, братство, соглас. Он не нашею кону. Либо в кон, либо вон. Коновой, все, что на кону, в ставке. Коновной, относящ. к кону; начальный, коренной. Коновной зачинщик. Конобавиться, твер. пск. проклажаться в сборище, забавляться, беседовать. Конобой м. сев. крик, шум, суматоха, сполоха, тревога. || собират. сборище повес, шалунов, буянов. Конобойный народ, буянливый;- ягоды, потоптанные на месте, плохие. Конобоиться сев. шуметь, кричать, спорить или буянить; || колотиться, биться, возиться, колобоиться. Коноботиться казач. беспокоиться, хлопотать, суетиться. Не коноботьтесь, хозяюшка, я сыт. Конобродить, коноброд твер. пск. колобродить, колоброд и пр. Коновод м. коноводка ж. зачинщие, затейшик; затевала, в смутах, играх, проказах и пр. Коновщик м. у кого есть ставка, заклад на кону, участник в игре. Конать, конаться, конобоиться, см. также выше на своем месте. Конить кого, казач. в играх, где бросают бабку, палку: перекидывать, бросать далее. Я тебя конил, перекинул тебя. || Зубы конят, сар. донимают, болят. кониться, казач. симб. конаться, метать жеребей. Конаются ямщики, по палке, по веревке; в играх, счетом и пр.
можно предположить, что кон – рубеж, черта, нечто изначальное, имеющее какие-то свои принципы, правила.
за – кон можно принять, как нечто, за-пределом, рубежом.
преступившие рубеж, черту, нарушившие или живущие не по кону могут называться
пре- ступниками. переступившими черту.
если правила кона принять за единые для вселенной, то преступники являются нарушителями в этой системе(невписывающиеся в неё).
-----------------------------------------------
Есть только два вида людей – те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». Присутствия Божия можно не замечать; уйти от него нельзя.
Клайв Льюис
можно представить правила кона, как внутренние и правила закона-как внешние.
создающиеся для того, чтобы хоть как-то упорядочить совместное проживание желающих жить по своей воле.
а так-как видение того, как нужно жить у всех разное, то и законы будут постоянно меняться.
будут создаваться кружки по интересам,государства, системы.
одна воля будет подавляться другой.
и всегда будут недовольные какой-то системой.
на этом фоне- декларация прав человека смотрятся как суррогат веры для слепых и глухих.
манящая и недоступная свобода...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Не смещение, а просто разные аспекты этой самой «свободы».
Как с понятием Добра или зла.
Можно, грубо говоря, в зоне сидеть, быть зэком и ощущать себя внутренне свободным ( как в песне: «Свобода — это то, что у тебя внутри»), а можно на пляже лежать на Канарах с мартини и ощущать себя «узником». Один аспект.
Государство, как система, ограничитель свободы внешней физической, есть основной закон страны — Конституция — и все обязаны его соблюдать, люди разных национальностей и мировоззрений живут под одним законом. Это другой уже аспект свободы.
И т.д. и т.п. Думаю, мысль понятна.
От Алекс Зес:
Нет никаких разных аспектов и написанное вами дурь кубическая. Есть либо понимание в рамках данного определения, либо мифология, когда ощущения задницы, на уровне ее желаний и страхов, транслируются как нечто сокральное для обсуждения. Надо учиться управлять своими мозгамии так, чтобы такого смещения не происходило. Что касаается добра и зла это еще одна тема мифологии людоедства сожравшая тучу жизней . Никогда не путайте понятия, и никогда не ищите аспекты там, где вы пока не понимаете основ. Получите кашу с известным результатом.
Ну так напишите это самое «понимание в рамках данного определения», чтобы любому «колхознику» было понятно, писать в общем, мол, дурь кубическая и «непонимание основ» могут все.
Что есть эти самые основы? Где про них почитать?
Проще было бы написать, думайте, анализируйте, сопоставляйте самостоятельно.
От Алекс Зес:
Конфеты любим, да? Мы тут на портале из дня в день излагаем основы, и в Тезисах и в Триаде и в комментариев. Да имеющий глаза увидит. Читайте.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1269
Рейтинг поста:
дето такое слышал
свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека
это наверное ближе к :
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
В отношении СССР у меня такое же воспоминание.
Золотые слова, Юрий Венедиктович! (с). Ещё бы их некоторые товарищи, которые нам совсем не товарищи соблюдали.
Для этого надо быть зрелой личностью. А много ли таких?
От Алекс Зес:
Стадо баранов не бывает свободным по определению, так что зрелось необходимое условие иначе свободы не видать, будет лишь мифология которую другие будут использовать для управления стадом. Послушайте Кургиняна : Сергей Кургинян: Суть времени - 24 (рекомендуем)
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Здесь явно смещение понятий. Свобода это осознанная необходимость, больше нечего добавить. Вдумайтесь в это и вы поймете что это означает.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
Согласна. За нашу нет.
И здесь согласна. Имею такое же мнение.
Всё , Вы правильно говорите. Только, я больше даже не о личных взаимоотношениях граждан. Хотя это тоже постоянно приносит дискомфорт. Мало кто задумывается о не нарушении свободы другого. Всяк так и мнит себя божком. Но, то ладно. Мне больше не нравится нарушение свобод человека со стороны системы. Собственно, я это имела в виду. Что-то последнее время, это становится моей "любимой" мозолью.
Но это не значит, что я за анархию. Просто когда читаю, как в США судят тёток за свои грядки, хочется улететь на Марс от такой "свободы".
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Нет и не было такого общества в нашу историю, когда бы абсолютно всем все нравилось.
В статье правильно написано, что западная якобы «свобода», «индивидуализм» — это утопия, фантик, за которым ничего не было и нет.
Не может быть такой свободы в обществе разных людей, как например, многонациональная и межконфессиональная страна.
Что одному хорошо, то другому будет плохо.
А индивидуализм — это тот же эгоизм.
Посмотрите старый американский фильм «Гениальная голова» 1949 года. Там как раз на примере главного героя показан такой индивидуализм-эгоизм.
Ну или по-простому помнить о правиле бумеранга, не делать другим то, что сам себе не пожелаешь. Свобода не может быть за счет ущемления прав других.
Как например хотят те же меньшинства геев с их парадами, они хотят большинству навязать свое, а когда их правильно ставят на место, то они начинают вопить про
права и свободу.
Так что такие несогласные всегда были, есть и будут, но это не значит, что всем должны позволять вседозволенность. Это не свобода уже.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
Ни одна из существующих или возможно допустимых систем мне не придётся по душе. А, то, что кажется самым оптимальным, невозможно никогда.