В Москву приехал первооткрыватель структурной формулы ДНК Джеймс Уотсон. По его мнению, генетически модифицированные продукты совершенно безопасны, а для успеха в науке надо работать и в воскресенье.
Джеймс Уотсон приехал в Москву уже во второй раз и среди всего прочего выступил с публичной лекцией на биологическом факультете МГУ. Среди собравшихся там студентов, ученых и журналистов был и корреспондент GZT.RU.
«Это не ко мне, а к химикам»
Джеймс Уотсон, лауреат Нобелевской премии, руководитель программы «Геном человека»— по мнению многих ученых, один из величайших биологов прошлого столетия. И хотя почтенный возраст (82 года) не позволяет исследователю вести столь же активную работу, он охотно делится секретом успешной научной карьеры. Более того, тема его лекции звучала так: «Правила, позволяющие стать ученым и оставаться им».
Рекомендации студентам. Лекция читалась на английском языке. Источник:
лекция Джеймса Уотсона
Форма молекулы
Нобелевскую премию Уотсон получил за то, что вместе с физиком Фрэнсисом Криком установил структурную формулу ДНК: метод рентгеноструктурного анализа показал, что молекула имеет форму двойной спирали. Но так как длина этой спирали достигает нескольких сантиметров, то внутри клетки спиральная нить ДНК свернута в клубок, детальное устройство которого изучается уже в наши дни.
После того как профессор рассказал студентам и аспирантам про то, как можно добиться попадания в число крупнейших исследователей, настала очередь вопросов и ответов. В которых Уотсон продемонстрировал верность рациональному познанию.
Он не боится есть ГМО— более того, считает, что искусственные ограничения развития генной инженерии пагубно сказываются на России. В еще большей степени, правда, на США— и в итоге, по мнению ученого, впереди планеты всей окажется Китай (вряд ли человеку, отдавшему полжизни американским лабораториям, такая перспектива нравится).
Термины
Ген— это фрагмент ДНК, который отвечает за кодирование молекулы РНК. РНК либо служит матрицей для синтеза белка, либо активна сама по себе (например, в рибосомах). А « генетический код» – это те правила, по которым нуклеотиды (блоки, из которых построена ДНК) соответствуют аминокислотам («строительным модулям» белков). Уотсон, рассказывая 15 июня 2010 года о своей работе, особо подчеркнул заслуги американского физика русского происхождения Георгия Гамова, именно Гамов предложил идею, что три нуклеотида кодируют одну аминокислоту.
Он не занимается теми областями, в которых не разбирается, и не берется одновременно совершать революции в нескольких отраслях науки. Когда его спросили про происхождение ДНК, он честно сказал— это вопрос не к нему, а к химикам. По мнению Уотсона, то, откуда взялись молекулы, вопрос исключительно химический и заниматься им должны специалисты. Он, как биолог, может лишь назвать две гипотезы: РНК-мира и заноса молекул ДНК из космоса.
Некоторые расширенные курсы, по мнению Джеймса Уотсона, пустая трата времени. Источник:
лекция Джеймса Уотсона
Причем тут геи и сайентологи?
Некоторые вопросы вызвали в зале смех— например, «отца молекулярной биологии» спросили о том, видит ли он связь между выбором профессий дизайнера и флориста с сексуальной ориентацией (нет, не видит). Потом его спросили про то, как он относится к книге Рона Хаббарда (основатель сайентологической секты) «Дианетика», и получили ответ: «не читал».
Но безусловным хитом стали вопросы, заданные в самом начале, – о том, какие девушки ему нравились и какая женщина могла бы стать женой Нобелевского лауреата. «Эта женщина... ну, такая как вы», — ответил ученый.
- Как получить многообещающий научный коллектив? – Мм... может, просто дать им еды?
Советы студентам
Рекомендации, даваемые Уотсоном молодым ученым и тем, кто только собирается стать исследователем, заслуживают отдельного пересказа. Признанный мэтр мировой науки считает, что главное— это хорошее образование. Именно правильное образование, по словам ученого, позволило ему открыть структурную формулу ДНК и стать мировой знаменитостью.
Но «правильное» не означает просто диплом МГУ в России или Оксфорда в Великобритании. Уостон призывает сосредоточится на интересных для себя курсах и не тратить время на излишне подробные дисциплины. По его мнению, в ходе обучения будущему ученому необходимо научиться отвечать на вопросы «почему», а не «как».
Недостающие факты можно вывести, если понимать, откуда они берутся, говорит исследователь. В истории, например, многие события логически следуют друг из друга, так же и в биологии. Заучивать эти факты противопоказано, зубрившие отличники далеко не всегда становятся отличными учеными.
В ходе обучения необходимо более или менее определиться с темой и сузить поле своей работы, в аспирантуре стоит следить за смежными отраслями, а специалисту с ученой степенью жизненно важно общаться с коллегами равного уровня. Правильный выбор коллектива является для Уотсона актуальной темой после книги Avoid Boring People.
Игра слов
Ее название можно перевести двояко— avoid означает «избегайте», people— «люди», а вот boring как прилагательное «скучный», так и глагол «наскучивать». Лекция читалась ученым на английском, но он любезно пояснил эту игру слов для русскоязычной аудитории, которая в большинстве своем слушала его без перевода и при этом могла не оценить языкового нюанса.
Общение с равными, умение выбрать яркую, перспективную и не избитую тему— это еще не все. Уотсону оказалось не чуждо и чувство юмора: он посоветовал также работать по воскресеньям, поскольку «если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?». А вот в конце лета, по его мнению, работать вообще нельзя, так как это противно самой природе человека. И в России, как считает биолог, последнее правило особенно актуально.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон: "Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти"
Уотсон указал кратчайший путь от школьной скамьи до Нобелевской премии
Легендарный генетик, открывший структуру ДНК - ее двойную спираль - приехал в Москву и объяснил студентам МГУ, как стать успешным ученым
Валерий ЧУМАКОВ — 18.06.2010
КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ И ОСТАВАТЬСЯ ИМ
В "правилах Уотсона" всего четыре параграфа. Но у каждого - по нескольку подпунктов. Вот они - с разъяснениями самого ученого.
Правило 1: Развивайте интеллект в аспирантуре
a. Выберите научного руководителя из числа молодых и амбициозных. Даже если они имеют ужасную репутацию. б. Развивайте в себе интеллектуальную смелость, чтобы не испугаться уже в начале работы в. Не тратьте времени на различные вспомогательные курсы и программы повышения квалификации г. Не выбирайте исходные тезисы для вашей диссертации д. Круг ваших интересов должен быть значительно шире, чем это нужно для достижения поставленной цели
"Научный руководитель должен быть умным, амбициозным и молодым. Только в таком случае вам не придется тратить время на изучение неактуальной и неперспективной темы. Плохая репутация — это, конечно, ужасно, но ее можно воспринимать как неизбежную плату за будущий успех. Выберите учителя, который по достоинству оценит ваши интеллектуальные способности и интересы. Только в таком случае вы заручитесь необходимой поддержкой и получите дополнительный источник научного вдохновения».
По мнению 82-летнего Уотсона, молодой, пусть даже еще не имеющий особых заслуг руководитель, лучше чем заслуженный мастодонт. Лучше уже тем, что он не успел закоснеть в своих взглядах. И не превратился из исследователя в консервативного защитника пары-тройки собственных теорий. Вообще, «большинство ученых не любят молодых коллег за то, что они поднимаются выше своих учителей …
Ученый признался, что в школе и колледже вообще практически игнорировал те предметы, которые были ему неинтересны, например, математику. Зато усиленно налегал на биологию и химию. То же он посоветовал и студентам: заниматься всегда тем, что нужно, и не тратить времени на то, что может не пригодиться.
А как же сдавать экзамены по неинтересным предметам? Тут Уотсон дал четкий совет: постарайтесь понять, как мыслит учитель и дайте ему тот ответ, который он желает получить. Если что-то не помнишь, о у тебя есть о предмете базовые представления, необходимые знания можно просто вывести: «Чаще всего студентов заставляют запоминать ключевые факты, даты и имена. Но гораздо важнее знать не что произошло, а почему это происходит».
Студенты МГУ узнали о знаменитых 4 правилах Уотсона
Правило 2: Получайте удовольствие от работы в лаборатории
а. Постарайтесь сразу проявить себя, свое имя б. Банальные мысли господствуют и в гениальных головах, боятся их не стоит в. Тренируйте интеллект скучной работой г. Работайте по воскресениям д. Не работайте поздним летом, это претит человеческой природе
Вообще, по словам Уотсона, начинающему ученому амбициозность не вредит. В отличии от ученого маститого. Но и некоторая легкомысленность в деле нужна обязательно: «Работать нужно весело. С вами должны трудиться интеллектуально равноценные люди, с которыми у вас есть общие интересы. В таком случае вы можете даже отвлечься на научную чепуху, пошутить и снова заняться делом …
Надо избегать занудства. И сами не занудствуйте, и с занудами не водитесь». А насчет воскресенья: «Если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?»
Правило 3: Делайте науку собственноручно
а. Ставьте перед собой большие цели, чтобы ощущать себя большим ученым б. Если тема семинара вам интересна, садитесь в первом ряду в. Невоспроизводимый результат может из неприятности превратится в благо г. Всегда подбирайте зрителей для ваших экспериментов д. Избегайте работать в области, которая кажется вам скучной
«Если вы не любите один из предметов — выберите специальность, на которой изучение ненавистной науки сводится к минимуму». Потом, в процессе, может оказаться, что пропущенный предмет все-таки нужен. Так случилось у Уотсона с математикой: в работе над структурой ДНК без нее обойтись было невозможно. Но, поскольку мозги у молодого ученого были настроены правильно, для него это уже было не страшно. Напротив, когда знание математики стало ему необходимо для дальнейшей работы, она вдруг из скучной превратилась в интересную.
А посещение нужных лекций и чтение нужных книжек быстро восполнили мешавшие пробелы в образовании.
Правило 4: Стремитесь к золоту
а. Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти" б. Выбирай цель которая опережает время в. Беритесь за проблему только в том случае, если чувствуете, что она через несколько лет принесет ощутимый результат г. Работай с теми, кто равен тебе по интеллекту д. Будь в тесном контакте с интеллектуальными конкурентами е. Не стоит быть самым ярким в комнате
Сам мэтр сейчас занят исследованиями в области генетики онкологических и психических заболеваний: «Это крупная тема, и она станет прорывной в течение пяти лет. Вот этим и нужно заниматься в аспирантуре, а потом точно представлять дальнейшие программы исследования. Если бы я сейчас только закончил аспирантуру, то я бы занялся проблемой рака». Если научное чутье подвело, то надо не пугаться, и ломиться упрямо в бесперспективность. «Оперативно смените поле деятельности … У вас должен быть план «Б», которым вы воспользуетесь в случае своего поражения или коммерческой неудачи. Сохраняйте хорошие отношения с людьми, которые могут быть вашими потенциальными работодателями».
«У вас должны быть только те друзья, у которых вы можете чему-то научиться. Вот поэтому у меня почти и не было друзей».
По словам Уотсона, в скачках на приз ДНК участвовало три лошади, только две из них сошли с дистанции. Вместе со своим соавтором Френсисом Криком он постоянно общался с конкурентами, Морисом Уилкинсом и Розалиндой Франклин. В разговорах они, конечно, не раз выбалтывали лишнее, но такое же «лишнее» частенько вычерпывали и из болтовни соперников. Кстати, нобелевку Уилкинс получил вместе с ним.
Возможно, премию дали бы и Розалинде, но ее к тому времени не было в живых: чрезмерное увлечение рентгеновскими лучами не прошло бесследно и она умерла от рака в 1958 году в возрасте 37 лет. А посмертно нобелевская премия не дается.
Но были и те, с кем общаться было страшновато и сложновато. Такими были признанные великие ученые, которые часто сами страдали от своей «великости». В случае с исследованиями ДНК пострадал от нее Лайнус Полинг, который, по словам Уотсона, «вел себя как Господь и не терпел никакой критики», в результате чего пошел по неверному пути.
В конце Уотсон пообщался с залом. На первый же вопрос, заданный ведущей встречи, о том, какие девушки нравились молодому Уотсону, последний не задумываясь ответил: «Ну-у-у, примерно такие, как вы». Дальше его спросили о том, не видит ли он связи между выбором мужчиной профессии дизайнера или стилиста и его сексуальной ориентацией, на что генетик честно ответил, что связи не видит. А на вопрос, как сделать так, что научный коллектив стал многообещающим, 82-летний лауреат нобелевской премии, автор открытия, признанного ведущими учеными мира главным открытием прошлого века, многолетний директор научного института Колд Спринг Харбор, ведущий генетик планеты, предложил: «Наверное, стоит его хорошенько накормить».
Нобелевский лауреат намекнул, что будь он моложе, то не отказался бы от московских студенток
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джеймс Уотсон. Родился 6 апреля 1928 года. В 15 лет поступил в колледж, в 19 получил степень бакалавра зоологии университета Чикаго. В 1951 году в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где занимался изучением структуры белков, познакомился с физиком Фрэнсисом Криком. Вместе они начали работу над моделированием структуры ДНК и вскоре додумались до двойной спирали. В 1953 году результаты их работы были опубликованы в журнале Nature а в 1962 году они были удостоены Нобелевской премии «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живой материи». Тогда Уотсону едва исполнилось 34 года. В начале 1990-х годов он стал первым руководителем международного научно-исследовательского проекта «Геном человека», инициатором которого и был.
Уотсон и Крик у модели ДНК в 1953 году
Уотсон среди Нобелевских лауреатов 1962 года (второй справа)
http://kp.ru/daily/24508/660296/
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ И ОСТАВАТЬСЯ ИМ
В "правилах Уотсона" всего четыре параграфа. Но у каждого - по нескольку подпунктов. Вот они - с разъяснениями самого ученого.
Правило 1: Развивайте интеллект в аспирантуре
a. Выберите научного руководителя из числа молодых и амбициозных. Даже если они имеют ужасную репутацию. б. Развивайте в себе интеллектуальную смелость, чтобы не испугаться уже в начале работы
в. Не тратьте времени на различные вспомогательные курсы и программы повышения квалификации
г. Не выбирайте исходные тезисы для вашей диссертации
д. Круг ваших интересов должен быть значительно шире, чем это нужно для достижения поставленной цели
"Научный руководитель должен быть умным, амбициозным и молодым. Только в таком случае вам не придется тратить время на изучение неактуальной и неперспективной темы. Плохая репутация — это, конечно, ужасно, но ее можно воспринимать как неизбежную плату за будущий успех. Выберите учителя, который по достоинству оценит ваши интеллектуальные способности и интересы. Только в таком случае вы заручитесь необходимой поддержкой и получите дополнительный источник научного вдохновения».
По мнению 82-летнего Уотсона, молодой, пусть даже еще не имеющий особых заслуг руководитель, лучше чем заслуженный мастодонт. Лучше уже тем, что он не успел закоснеть в своих взглядах. И не превратился из исследователя в консервативного защитника пары-тройки собственных теорий. Вообще, «большинство ученых не любят молодых коллег за то, что они поднимаются выше своих учителей …
Ученый признался, что в школе и колледже вообще практически игнорировал те предметы, которые были ему неинтересны, например, математику. Зато усиленно налегал на биологию и химию. То же он посоветовал и студентам: заниматься всегда тем, что нужно, и не тратить времени на то, что может не пригодиться.
А как же сдавать экзамены по неинтересным предметам? Тут Уотсон дал четкий совет: постарайтесь понять, как мыслит учитель и дайте ему тот ответ, который он желает получить. Если что-то не помнишь, о у тебя есть о предмете базовые представления, необходимые знания можно просто вывести: «Чаще всего студентов заставляют запоминать ключевые факты, даты и имена. Но гораздо важнее знать не что произошло, а почему это происходит».
Правило 2: Получайте удовольствие от работы в лаборатории
а. Постарайтесь сразу проявить себя, свое имя
б. Банальные мысли господствуют и в гениальных головах, боятся их не стоит
в. Тренируйте интеллект скучной работой
г. Работайте по воскресениям
д. Не работайте поздним летом, это претит человеческой природе
Вообще, по словам Уотсона, начинающему ученому амбициозность не вредит. В отличии от ученого маститого. Но и некоторая легкомысленность в деле нужна обязательно: «Работать нужно весело. С вами должны трудиться интеллектуально равноценные люди, с которыми у вас есть общие интересы. В таком случае вы можете даже отвлечься на научную чепуху, пошутить и снова заняться делом …
Надо избегать занудства. И сами не занудствуйте, и с занудами не водитесь». А насчет воскресенья: «Если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?»
Правило 3: Делайте науку собственноручно
а. Ставьте перед собой большие цели, чтобы ощущать себя большим ученым
б. Если тема семинара вам интересна, садитесь в первом ряду
в. Невоспроизводимый результат может из неприятности превратится в благо
г. Всегда подбирайте зрителей для ваших экспериментов
д. Избегайте работать в области, которая кажется вам скучной
«Если вы не любите один из предметов — выберите специальность, на которой изучение ненавистной науки сводится к минимуму». Потом, в процессе, может оказаться, что пропущенный предмет все-таки нужен. Так случилось у Уотсона с математикой: в работе над структурой ДНК без нее обойтись было невозможно. Но, поскольку мозги у молодого ученого были настроены правильно, для него это уже было не страшно. Напротив, когда знание математики стало ему необходимо для дальнейшей работы, она вдруг из скучной превратилась в интересную.
А посещение нужных лекций и чтение нужных книжек быстро восполнили мешавшие пробелы в образовании.
Правило 4: Стремитесь к золоту
а. Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти"
б. Выбирай цель которая опережает время
в. Беритесь за проблему только в том случае, если чувствуете, что она через несколько лет принесет ощутимый результат
г. Работай с теми, кто равен тебе по интеллекту
д. Будь в тесном контакте с интеллектуальными конкурентами
е. Не стоит быть самым ярким в комнате
Сам мэтр сейчас занят исследованиями в области генетики онкологических и психических заболеваний: «Это крупная тема, и она станет прорывной в течение пяти лет. Вот этим и нужно заниматься в аспирантуре, а потом точно представлять дальнейшие программы исследования. Если бы я сейчас только закончил аспирантуру, то я бы занялся проблемой рака». Если научное чутье подвело, то надо не пугаться, и ломиться упрямо в бесперспективность. «Оперативно смените поле деятельности … У вас должен быть план «Б», которым вы воспользуетесь в случае своего поражения или коммерческой неудачи. Сохраняйте хорошие отношения с людьми, которые могут быть вашими потенциальными работодателями».
«У вас должны быть только те друзья, у которых вы можете чему-то научиться. Вот поэтому у меня почти и не было друзей».
По словам Уотсона, в скачках на приз ДНК участвовало три лошади, только две из них сошли с дистанции. Вместе со своим соавтором Френсисом Криком он постоянно общался с конкурентами, Морисом Уилкинсом и Розалиндой Франклин. В разговорах они, конечно, не раз выбалтывали лишнее, но такое же «лишнее» частенько вычерпывали и из болтовни соперников. Кстати, нобелевку Уилкинс получил вместе с ним.
Возможно, премию дали бы и Розалинде, но ее к тому времени не было в живых: чрезмерное увлечение рентгеновскими лучами не прошло бесследно и она умерла от рака в 1958 году в возрасте 37 лет. А посмертно нобелевская премия не дается.
Но были и те, с кем общаться было страшновато и сложновато. Такими были признанные великие ученые, которые часто сами страдали от своей «великости». В случае с исследованиями ДНК пострадал от нее Лайнус Полинг, который, по словам Уотсона, «вел себя как Господь и не терпел никакой критики», в результате чего пошел по неверному пути.
В конце Уотсон пообщался с залом. На первый же вопрос, заданный ведущей встречи, о том, какие девушки нравились молодому Уотсону, последний не задумываясь ответил: «Ну-у-у, примерно такие, как вы». Дальше его спросили о том, не видит ли он связи между выбором мужчиной профессии дизайнера или стилиста и его сексуальной ориентацией, на что генетик честно ответил, что связи не видит. А на вопрос, как сделать так, что научный коллектив стал многообещающим, 82-летний лауреат нобелевской премии, автор открытия, признанного ведущими учеными мира главным открытием прошлого века, многолетний директор научного института Колд Спринг Харбор, ведущий генетик планеты, предложил: «Наверное, стоит его хорошенько накормить».
Нобелевский лауреат намекнул, что будь он моложе, то не отказался бы от московских студенток
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джеймс Уотсон. Родился 6 апреля 1928 года. В 15 лет поступил в колледж, в 19 получил степень бакалавра зоологии университета Чикаго. В 1951 году в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где занимался изучением структуры белков, познакомился с физиком Фрэнсисом Криком. Вместе они начали работу над моделированием структуры ДНК и вскоре додумались до двойной спирали. В 1953 году результаты их работы были опубликованы в журнале Nature а в 1962 году они были удостоены Нобелевской премии «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живой материи». Тогда Уотсону едва исполнилось 34 года. В начале 1990-х годов он стал первым руководителем международного научно-исследовательского проекта «Геном человека», инициатором которого и был.
Уотсон и Крик у модели ДНК в 1953 году
Уотсон среди Нобелевских лауреатов 1962 года (второй справа)
http://kp.ru/daily/24508/660296/