А ведь современная авиация могла выглядеть немного иначе.
Если кратко, ЭКИП (а это сокращение от экология и прогресс) —
проект многофункционального безаэродромного летательного аппарата,
построенного по схеме «летающее крыло», с дисковидным фюзеляжем.
Безаэродромность обеспечивается применением вместо шасси воздушной
подушки. Относится это чудо к классу экранолётов.
Выглядит чудо примерно вот так. Почему примерно? Потому что финальной версии ЭКИП'а мир не увидел.
Изобретён в СССР Львом Щукиным ещё 1980-х годах. Представлялся в
несколько модификаций, отличных в зависимости от назначения аппарата.
Может летать на высотах от 3 (стабльный полёт) до 11 000 метров со
скоростью от 120 до 700 км/ч. Дальность полёта - до 6000 км.
Благодаря системе управления пограничным слоем (поперечные вихри
всасываемые внутрь корпуса, обеспечивая безотрывное аэродинамическое
обтекание аппарата) машина движется в ламинарном аэродинамическом потоке
с малым сопротивлением. Система позволяет при низких энергозатратах
(6-8 % от тяги вспомогательных двигателей) обеспечить низкое
аэродинамическое сопротивление и устойчивость аппарата для угла атаки
вплоть до 40° (как в крейсерском, так и во взлётно-посадочном режимах
полёта).
По оценке специалистов DASA (Daimler-Benz Aerospace AG, ныне уже
несуществующая аэрокосмическая компания), при использовании композитных
материалов относительный вес корпуса к взлётному весу должна была быть
на треть ниже, чем для самолётов. «Летающее крыло» позволяет равномерно
распределить нагрузки на весь корпус экранолёта.
Использование схемы «летающее крыло» позволяет обеспечить полезный
внутренний объём в несколько раз больший, чем у традиционных самолетов
равной грузоподъемности.
Такой корпус повышает комфортность и безопасность полетов, существенно
экономит топливо и снижает эксплуатационные расходы. Силовая установка в
зависимости от модификации включает два маршевых двухконтурных
турбореактивных двигателя и несколько вспомогательных двухгенераторных
турбовальных двигателей.
Двухрежимный двигатель АЛ-34 заправляется керосином, водородом, а также — специальным экономичным водно-эмульсионным топливом.
Специальное топливо состоит из:
- Воды (на 10—58 %);
- Углеводородов (низкосортный бензин, либо продукты природного или попутного газа);
- Специального эмульгатора.
Общее октановое число спецсостава равно 85.
В случае отключения одного или же обоих двигателей ЭКИП способен
легко совершить посадку практически при любом сценарии, ибо "воздушная
подушка" позволяет садиться на почти любую поверхность. Песок, земля,
камни или вода - не имеет значения.
Модификации аппарата
Гражданские:
- Беспилотный летательный аппарат: ЭКИП-АУЛА Л2-3, ЭКИП-2;
- Для пассажирских перевозок (2 и более человек);
- Для транспортных перевозок;
- Аппарат патрульной службы по мониторингу катастроф и обнаружению лесных пожаров.
Военные
- Машина десанта (в противолодочном, патрульном, десантном вариантах);
- Боевая машина.
Диапазон военного вооружения, которое может быть установлено на ЭКИП,
велик ввиду большой грузоподъемности и высокой маневренности аппарата. К
тому же применение углепластика позволило бы снизить акустическую,
тепловую и радиолокационную заметность аппарата.
А теперь о реализации проекта.
Изобретён ЭКИП, как уже было сказано выше, ещё в 80-х.
В 1993 году правительство России приняло решение о финансировании
проекта ЭКИП. К этому времени завершалось строительство 2 полноразмерных
аппаратов ЭКИП с полным взлётным весом в 9 тонн.
Д. Ф. Аяцков (российский политический и государственный деятель)
выступил с инициативой начать серийное производство. Она была поддержана
на госуровне Министерством оборонной промышленности, министерством
обороны (головной заказчик) и министерством лесного хозяйства. В 1999
году разработка аппарата ЭКИП (в Королёве) была включена отдельной
строкой в бюджет страны, однако финансирование было прервано, и деньги
не были получены.
Создатель ЭКИП'а, Лев Щукин, переживал за судьбу проекта и, после
многочисленных попыток продолжить проект на личные средства, умер от
сердечного приступа в 2001 году.
Видео напоминает сюжет РЕН ТВ, но простите, оно максимально
информативно в данном случае. Там есть видеозапись реальных лётных
испытаний прототипа ЭКИП.
При полном отсутствии интереса со стороны российского государства
руководство саратовского авиационного завода, находящегося в критическом
финансовом состоянии и входящего в концерн «ЭКИП», начало искать
инвесторов за рубежом.
В январе 2000 года директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин
провёл успешные переговоры в США, штат Мэриленд. На территории базы ВМФ
США он выступил перед американскими военными и авиастроителями.
Несколькими годами ранее ему и генеральному конструктору концерна было
выдано предложение построить в США завод, так как предполагаемый рынок
аппаратов класса ЭКИП в США оценивался в 2—3 миллиарда долларов. Стороны
договорились о партнёрском сотрудничестве; условие Ермишина о
финансировании параллельного производства в России американской стороной
было отвергнуто.
С 2003 года работы по созданию ЭКИПа на саратовском авиазаводе были
остановлены ввиду отсутствия средств. Создан российско-американский
летательный аппарат на основе ЭКИПа. Его лётные испытания планировались
на 2007 год в Мэриленде.
Консорциум, объединяющий несколько европейских и российских
исследовательских групп из университетов и промышленных предприятий,
получил грант на проведение исследования течений, создаваемых крылом,
подобным обтекателю ЭКИПа. Рабочее название проекта — Vortex Cell 2050.
Исследования идут в рамках европейской целевой программы финансирования
FP6.
Насколько мне известно, так и стоит один из двух прототипов ЭКИП в
музее военной техники в Черноголовке, Московская обл. (оттуда и фото
выше).
Что с сами проектом - чёрт знает, видно забили забыли уже все
о нём. А ведь в общих чертах проект выглядел многообещающе, мог если не
кардинально изменить лицо современной авиации, то сильно его
разнообразить.
Кстати, по поводу стабильного полёта на высоте от 3 метров, о чём
говорится в начале. Это когда вот так (извините за военную технику в
роли примера, но другого лично я не знаю):
Спасибо за внимание, надеюсь хоть кто-то прочёл это до конца с интересом.
Источник
Рейтинг публикации:
|