Falcone-9 слетал и вернулся: Революционный прорыв или разводка Маска?
Американская компания SpaceX совершила успешный запуск
и посадку повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9. Старт
назван компанией и восторженными обывателями со всего мира уникальным:
компания Маска якобы первой в истории повторно использовала первую
ступень ракеты для доставки пусть и очень легкого, но груза в космос.
Однако, эксперты не спешат разделять восторг - и рассказывают о том, что
сажать ракеты умели СССР и США времен "лунной гонки", а запуск и
посадка "Фалькона" во второй раз - скорее шоу, чем бизнес.
Отметим,
что запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 состоялся в
космическом центре Кеннеди во Флориде. Специалисты SpaceX вывели на
околоземную орбиту геостационарный спутник связи SES-10. После этого
первая ступень двухступенчатой ракеты успешно села на плавучую платформу
в Атлантическом океане.
Впрочем, радостные граждане мира уже
пишут, что "Маск уделал все государственные космические корпорации:
гениальный частник, который смог первым в мире управляемо посадить
ракету, которая уже взлетала". Ну, и наши дорогие "маскофилы" не отстают
- расписывая как "Роскосмос может хоронить свои "лапти", Китай может
курить свой бамбук, а США вновь показала, кто самая великая держава в
мире, где простой парень смог такое придумать и осуществить".
Напомним,
руководители SpaceX уверены, что технологии многоразовых космических
аппаратов приведут к значительному сокращению стоимости миссий. Компания
ранее пообещала снизить затраты на 30-60%%. Вот только специалисты
уверены - это может и выглядит сногсшибательным прорывом, но это шоу, а
не бизнес. Эмоциональная, волнительная, классная презентация - а не
революция в космонавтике.
"Первая ступень Falcon 9 была
спроектирована как многоразовая. Планировалось, что эта ее функция
должна уменьшить затраты на космические миссии примерно на треть, так
как предполагалось использовать одну и ту же ступень до 20 раз. Однако,
как выяснилось, стоимость использования "бэушных" ступеней превышает все
возможные нормативы по ценам на запуск "Протонов", "Союзов" и даже
американских носителей "Сатурн",- рассказывают СМИ.
Ранее эксперты
"SpaceX" заявили, что обещанная выгода при запуске "возвращаемой"
ракеты Falcon-9 была переоценена - оказывается, на этом можно сэкономить
не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если
SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться
на старте.
При этом «Протон» весит 700 тонн и выводит за раз 23
тонны полезного груза - то есть, в 12 раз больше "Фалькона". Иными
словами, чтобы «Фалькон» вышел на те же показатели экономической выгоды,
что и «Протон» - ему нужно слетать раз 15, а то и больше, и успешно
приземлиться. Кстати, для запусков легкого груза, помимо «Протона», у
Роскосмоса есть и другие проекты -тот же носитель «Рокот». Только он
весит 100 тонн, а не 500 - что в пять раз меньше пресловутого
«Фалькона». Опять же в долгосрочной перспективе получается дешевле
запускать малые спутники именно "Рокотом".
Как отметил
пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, "Россия следит за
достижениями компании SpaceX, однако обладает своими прорывными
разработками. Наша страна может составить Западу конкуренцию в космосе".
Песков добавил, что передовыми технологиями может похвастаться и наш
Роскосмос, пояснив "Неоднократно руководитель Роскосмоса (Игорь) Комаров
докладывал президенту о наличии тоже достаточно передовых и прорывных
разработок, над которыми сейчас работают наши специалисты. Поэтому это
конкуренция, конкуренция достаточно жесткая. У нас есть все основания
полагать, что мы достойно можем принимать участие в этой конкуренции".
"На
самом деле, понимаю радость - частный "изобретатель" создал ракету,
которая не только взлетела, но и вернулась, а потом взлетела снова - и
снова вернулась! Вот только есть нюансы. Во-первых, это не частный
гений, бизнесмен-изобретатель, а человек, который получил помощь и
разработки-документы NASA с госфинансированием в режиме "дадим сколько
надо", - цитирует Pravda.ru свой источник в ракетно-космической отрасли,
который напомнил - увы, но большинство проектов Маска "в убытках, хотя
он придумывает и собирает деньги под новые".
Во-вторых, его ракета
не может нести столько груза, сколько "тупые" российские ракеты, ракеты
Китая и обыкновенные "Сатурны" NASA. Увы, но факт. Вначале говорили
"смогут вывести на орбиту любой груз", а в реальности Маск выводит вес в
5-10 раз меньший, чем у "Протонов", - считает эксперт.
"В-третьих,
технология "взлетели-сели-взлетели" уже отрабатывал СССР и США во время
"лунной гонки" - кто-то с астронавтами, кто-то луноходами, она не
новшество новое", - добавляет он.
"Китай тоже занимается
возвращением ракет - когда Маск только на работу устраивался и решил
"сажаем на парашюте", Россия - тоже этим же занимается. Но это,
согласен, выглядит не так эффектно для "смотрите, села, дайте еще денег
или купите акций". А так за любое покорение космоса - хоть Маском, хоть
соседом по этажу - можно порадоваться", - уверен специалист.
Но
Элон Маск принадлежит к тем немногим персонам, за которых российская
либеральная среда и гики будут стоять насмерть, оправдывая любые их
поступки и проступки.
Хотя недавно работник автозавода "Тесла"
выступил с сенсационным рассказом о том, как все устроено в его бизнесе -
зарплаты на "предприятии XXII века" ниже, чем по отрасли ($17-21 в час
против $25,5 соотв.). У работников безумное количество сверхурочного
труда, который не оплачивается. Много производственного травматизма,
который скрывается "дабы не уронить образ и стоимость компании".
Также
инвестиционная компания Motley Fool опубликовала рассказ своего
старшего технического специалиста Эвана Ню, который не только вложил
свои деньги в акции Tesla, но в 2015 году решил приобрести ее автомобиль
- подержанный Model S. Вот только после незначительной аварии машина
уже полгода находится в гараже - производство не справляется, у дилеров
нет деталей.
Даже "Дождь" опубликовал расследование, проведенное
блогом Daily Kanban, согласно которому Tesla скрывает опасные дефекты
своих электромобилей. Рты же покупателей-пострадавших компания
"затыкает" деньгами - которые вкладывают в ее акции доверчивые инвесторы
из серии "надо сейчас помочь Маску, а потом все будем летать на Марс и
ездить на "Гиперлуп". Так что довольно сложно не заметить, что
практически все проекты Маска заканчиваются ничем. В этой связи скепсис в
отношении полетов в космос более чем оправдан.
via Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 163
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Владелец SpaceX Илон Маск заявил, что компания рассматривает возможность попытки сохранения второй ступени ракеты Falcon Heavy в ходе предстоящего в конце лета демонстрационного полета. «Рассматриваю попытку вернуть верхнюю ступень в ходе демонстрационного полета Falcon Heavy для (достижения) полной многоразовости», – цитирует РИА «Новости» Маска.
Бизнесмен признается, что «шансы на успех (посадки второй ступени) малы», но считает, «что попытка может стоить того».
В ночь на пятницу Маск объявил о революции в космической индустрии после успешной посадки первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на плавучую платформу в Атлантическом океане.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, некоторые специалисты скептически относятся к подобным словам главы аэрокосмической компании SpaceX, называя их «маркетингом и рекламой».
При этом в Кремле заявили о готовности Роскосмоса конкурировать с разработками SpaceX.