ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Falcone-9 слетал и вернулся: Революционный прорыв или разводка Маска?

Falcone-9 слетал и вернулся: Революционный прорыв или разводка Маска?


1-04-2017, 07:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Falcone-9 слетал и вернулся: Революционный прорыв или разводка Маска?

Американская компания SpaceX совершила успешный запуск и посадку повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9. Старт назван компанией и восторженными обывателями со всего мира уникальным: компания Маска якобы первой в истории повторно использовала первую ступень ракеты для доставки пусть и очень легкого, но груза в космос. Однако, эксперты не спешат разделять восторг - и рассказывают о том, что сажать ракеты умели СССР и США времен "лунной гонки", а запуск и посадка "Фалькона" во второй раз - скорее шоу, чем бизнес.

Отметим, что запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 состоялся в космическом центре Кеннеди во Флориде. Специалисты SpaceX вывели на околоземную орбиту геостационарный спутник связи SES-10. После этого первая ступень двухступенчатой ракеты успешно села на плавучую платформу в Атлантическом океане.

Впрочем, радостные граждане мира уже пишут, что "Маск уделал все государственные космические корпорации: гениальный частник, который смог первым в мире управляемо посадить ракету, которая уже взлетала". Ну, и наши дорогие "маскофилы" не отстают - расписывая как "Роскосмос может хоронить свои "лапти", Китай может курить свой бамбук, а США вновь показала, кто самая великая держава в мире, где простой парень смог такое придумать и осуществить".

Напомним, руководители SpaceX уверены, что технологии многоразовых космических аппаратов приведут к значительному сокращению стоимости миссий. Компания ранее пообещала снизить затраты на 30-60%%. Вот только специалисты уверены - это может и выглядит сногсшибательным прорывом, но это шоу, а не бизнес. Эмоциональная, волнительная, классная презентация - а не революция в космонавтике.

"Первая ступень Falcon 9 была спроектирована как многоразовая. Планировалось, что эта ее функция должна уменьшить затраты на космические миссии примерно на треть, так как предполагалось использовать одну и ту же ступень до 20 раз. Однако, как выяснилось, стоимость использования "бэушных" ступеней превышает все возможные нормативы по ценам на запуск "Протонов", "Союзов" и даже американских носителей "Сатурн",- рассказывают СМИ.

Ранее эксперты "SpaceX" заявили, что обещанная выгода при запуске "возвращаемой" ракеты Falcon-9 была переоценена - оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.

При этом «Протон» весит 700 тонн и выводит за раз 23 тонны полезного груза - то есть, в 12 раз больше "Фалькона". Иными словами, чтобы «Фалькон» вышел на те же показатели экономической выгоды, что и «Протон» - ему нужно слетать раз 15, а то и больше, и успешно приземлиться. Кстати, для запусков легкого груза, помимо «Протона», у Роскосмоса есть и другие проекты -тот же носитель «Рокот». Только он весит 100 тонн, а не 500 - что в пять раз меньше пресловутого «Фалькона». Опять же в долгосрочной перспективе получается дешевле запускать малые спутники именно "Рокотом".

Как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, "Россия следит за достижениями компании SpaceX, однако обладает своими прорывными разработками. Наша страна может составить Западу конкуренцию в космосе". Песков добавил, что передовыми технологиями может похвастаться и наш Роскосмос, пояснив "Неоднократно руководитель Роскосмоса (Игорь) Комаров докладывал президенту о наличии тоже достаточно передовых и прорывных разработок, над которыми сейчас работают наши специалисты. Поэтому это конкуренция, конкуренция достаточно жесткая. У нас есть все основания полагать, что мы достойно можем принимать участие в этой конкуренции".

"На самом деле, понимаю радость - частный "изобретатель" создал ракету, которая не только взлетела, но и вернулась, а потом взлетела снова - и снова вернулась! Вот только есть нюансы. Во-первых, это не частный гений, бизнесмен-изобретатель, а человек, который получил помощь и разработки-документы NASA с госфинансированием в режиме "дадим сколько надо", - цитирует Pravda.ru свой источник в ракетно-космической отрасли, который напомнил - увы, но большинство проектов Маска "в убытках, хотя он придумывает и собирает деньги под новые".

Во-вторых, его ракета не может нести столько груза, сколько "тупые" российские ракеты, ракеты Китая и обыкновенные "Сатурны" NASA. Увы, но факт. Вначале говорили "смогут вывести на орбиту любой груз", а в реальности Маск выводит вес в 5-10 раз меньший, чем у "Протонов", - считает эксперт.

"В-третьих, технология "взлетели-сели-взлетели" уже отрабатывал СССР и США во время "лунной гонки" - кто-то с астронавтами, кто-то луноходами, она не новшество новое", - добавляет он.

"Китай тоже занимается возвращением ракет - когда Маск только на работу устраивался и решил "сажаем на парашюте", Россия - тоже этим же занимается. Но это, согласен, выглядит не так эффектно для "смотрите, села, дайте еще денег или купите акций". А так за любое покорение космоса - хоть Маском, хоть соседом по этажу - можно порадоваться", - уверен специалист.

Но Элон Маск принадлежит к тем немногим персонам, за которых российская либеральная среда и гики будут стоять насмерть, оправдывая любые их поступки и проступки.

Хотя недавно работник автозавода "Тесла" выступил с сенсационным рассказом о том, как все устроено в его бизнесе - зарплаты на "предприятии XXII века" ниже, чем по отрасли ($17-21 в час против $25,5 соотв.). У работников безумное количество сверхурочного труда, который не оплачивается. Много производственного травматизма, который скрывается "дабы не уронить образ и стоимость компании".

Также инвестиционная компания Motley Fool опубликовала рассказ своего старшего технического специалиста Эвана Ню, который не только вложил свои деньги в акции Tesla, но в 2015 году решил приобрести ее автомобиль - подержанный Model S. Вот только после незначительной аварии машина уже полгода находится в гараже - производство не справляется, у дилеров нет деталей.

Даже "Дождь" опубликовал расследование, проведенное блогом Daily Kanban, согласно которому Tesla скрывает опасные дефекты своих электромобилей. Рты же покупателей-пострадавших компания "затыкает" деньгами - которые вкладывают в ее акции доверчивые инвесторы из серии "надо сейчас помочь Маску, а потом все будем летать на Марс и ездить на "Гиперлуп". Так что довольно сложно не заметить, что практически все проекты Маска заканчиваются ничем. В этой связи скепсис в отношении полетов в космос более чем оправдан.

via


Вернуться назад