Академик РАН Виктор Кожевников о реформировании
фундаментальной науки в России: механистические объединения институтов
необходимо остановить до окончания анализа текущего состояния и
определения «учреждений, утративших основные признаки научной
деятельности»
1 января по плану Федерального агентства научных организаций России
(ФАНО) должен завершиться очередной этап преобразования Академии наук —
реструктуризация. Точнее — объединение академических институтов.
Напомним, целесообразность этого намерения, как и реформы в целом, сразу
была поставлена под вопрос академической и широкой общественностью
(см., например, статью академика Михаила Садовского «Время
политкорректности закончилось», «Э-У» № 27 от 04.07.2016). Это не
помешало весной текущего года начать активную стадию реструктуризации. В
первую очередь объединению подверглись «периферийные» научные центры,
тройку больших отделений — Уральское, Сибирское и Дальневосточное —
напрямую пока не трогали. Со стороны Академии нарастало недовольство.
Одна из главных причин — объединять научные подразделения начали
преимущественно не по тематическому, а по территориальному принципу. «В
Вологде институт экономико-социологического направления объединяют с
очень хорошим институтом по молочному животноводству», — приводил пример
академик Александр Некипелов. Он же подчеркивал: «Нелепость таких
решений бьет в глаза. Необходимо суммировать их, приходить к видению
состояния науки в целом».
В конце июля было опубликовано открытое письмо президенту РФ (к
настоящему моменту его подписали уже сотни академиков и
членов-корреспондентов РАН), требующее «немедленно прекратить
разрушительную кампанию бессмысленной реструктуризации сложившейся за
многие годы системы институтов РАН».
Однако 12 октября последовало первое наступление ФАНО уже на
отделения РАН — «атаке», по определению академика Александра Асеева,
подверглось Уральское отделение. Территориальное управление ФАНО на
заседании Президиума УрО РАН представило план реструктуризации,
предполагающий слияние двадцати академических институтов в Екатеринбурге
в одну организацию — федеральный исследовательский центр. И концепция
документа, и неожиданная декларативная форма его представления вызвала
многочисленные протесты ученых и публикации в прессе.
26 — 28 октября проблему реструктуризации институтов обсуждало Общее
собрание Российской Академии наук в Москве. Постановление № 51 от
28.10.2016 гласит: «Положение российской фундаментальной науки
ухудшается, усиливается вмешательство ФАНО России в управление научными
исследованиями, продолжает сокращаться финансирование научных
организаций. <…> Президиуму РАН во взаимодействии с ФАНО России
поручается проанализировать ход и результаты реструктуризации научных
организаций за прошедший период. <…> Предложить ФАНО России
приостановить дальнейшую реструктуризацию до проведения этого анализа».
С расспросами о текущем положении дел в УрО РАН мы обратились к
директору Института химии твердого тела академику Виктору Кожевникову.
Рост приводит к усложненности*…
— Виктор Леонидович, вы были заранее знакомы с предложенным 12 октября планом объединения?
— Ни я, ни, насколько мне известно, другие директора институтов не
были ознакомлены с этим документом. Предварительной рассылки не было, и
все с удивлением наблюдали презентацию проекта формирования федерального
исследовательского центра путем соединения двадцати институтов. В
преамбуле сообщалось, что план разработан совместной комиссией
представителей Уральского отделения Академии наук и Уральского
территориального управления ФАНО. Тогда все представляется еще более
странным: труды такой важной комиссии должны доводиться до широкой
научной общественности и тем более до директоров академических
институтов.
— Однако председатель Уральского отделения РАН Валерий
Чарушин в недавних интервью не раз говорил, что представление подобного
плана для него не стало удивительным.
— Удивить нас, действительно, уже трудно. Бурные усилия по подготовке
реформ, разумеется, со ссылкой на поручение президента, начались с
весны. Все понимали, что какие-то варианты «объединительных» мероприятий
необходимо готовить, в институтах уже обсуждалось несколько идей
реструктуризации. Так что предложенный план вызвал не удивление, а,
скорее, недоумение. Мы его обсудили на следующий день на ученом совете
института. Все планы и действия такого рода требуют самого широкого
обсуждения: речь идет о кардинальном реформировании системы организации
фундаментальных исследований (кстати, до сих пор весьма эффективной по
удельным затратам), о судьбах сотен специалистов высокой квалификации.
Директора былых институтов РАН выбраны коллективами (а это очень редкая
ситуация — в стране руководителей принято назначать), поэтому они
отвечают перед людьми за создание возможностей для работы и за
поддержание этих возможностей. Наш ученый совет идентифицировал много
проблем. Протокол совета был разослан коллегам в соседние институты для
информации.
— Объясните аудитории, в чем корень проблем.
— Наиболее трудный момент реорганизации — соблюдение требований
закона, по которому деятельность институтов, находящихся в ведении ФАНО,
осуществляется при научно-методическом руководстве РАН (ФЗ № 253 «О
Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации». — Ред.). Как это реализовать, пока никто понять и объяснить
не может.
При реструктурировании институты (организованные отдельными
постановлениями правительства) лишаются статуса юридического лица, и для
государства просто исчезают. Распоряжение правительства не очень просто
отменить, а институты, являясь государственными структурами, имеют
определенную устойчивость. Внутри объединенного центра этот статус
исчезает, и институт может быть ликвидирован простым приказом директора.
В отсутствие принципов выборности и подконтрольности администрации
научному коллективу это приведет к росту управленческого волюнтаризма,
деградации и исчезновению научных школ, выхолащиванию научных
исследований и замещению их формальной отчетностью.
— Особенно спорной выглядит позиция руководителя такого
объединения. Вероятно, авторы проекта мыслят в этой роли «эффективного
менеджера».
— В академических институтах возникновение людей на управленческих
должностях — это всегда выборный процесс. При всех возможных недочетах
выборная процедура очень важна — в результате к управлению институтами,
как правило, приходят компетентные и вменяемые люди, понимающие
содержание научной деятельности. Безумных вещей они не совершают. А
назначенцы — это совсем иной сорт, ответственность они несут перед
начальством, а не перед научным коллективом, и тут начинают действовать
совсем другие законы управления. В свое время они были блистательно
изложены Сирилом Паркинсоном.
— Отдельный вопрос — механизмы финансирования центров.
— Бюджетное финансирование сокращается третий год подряд. Объемы
хоздоговорных исследований тоже уменьшаются, что является простым
индикатором экономической стагнации. Значит, очень скоро придется
сокращать людей. Неприятность в том, что для развития исследований
должна присутствовать некоторая критическая масса специалистов. Если их
будет меньше, ткань науки полностью распадется. В этой связи часто
озвучивается аргумент, что большим научным центрам будет проще выдвигать
большие научные проекты и, соответственно, бороться за крупные гранты
государственных фондов и большие контракты с промышленностью. На мой
взгляд, это иллюзия. В рамках сложившей общественной формации не размеры
важны, а близость к источникам финансирования. В любом случае
финансирование научных исследований будет сокращаться. В бюджете 2017
года строка «финансирование науки» вообще исчезла.
… А усложненность — это конец пути
— Пилотным проектом реструктурирования стало создание
Красноярского исследовательского центра, объединившего 11 институтов, в
том числе физики и леса, химии и животноводства. На Общем собрании РАН
академик Асеев заявил, что из-за создания ФИЦ в Красноярске происходит
развал науки. Что вы думаете по этому поводу?
— Недавно в газете «Поиск» было опубликовано интервью с директором
Красноярского научного центра академиком Василием Шабановым, где он
излагает положительные моменты объединения по территориальному принципу:
упрощение получения разрешений на подготовку аспирантов, работу с
источниками излучения, коллективное использование приборов и т.д. Для
небольших институтов в этом, возможно, есть смысл.
В отношении институтов естественно-научного профиля УрО РАН такой
подход не применим. Они в основном представлены организациями со штатом
около 200 сотрудников и более, относительно неплохо укомплектованы
основным исследовательским оборудованием, имеют весьма достойные
показатели по всем аспектам научно-образовательной деятельности. Нет
проблем и с центрами коллективного пользования.
Да и говорить о какой-то особой эффективности Красноярского центра на
данный момент преждевременно, обоснованные выводы можно будет делать,
вероятно, через пару лет.
— Тем более что Шабанов сам признавался: если бы
институты не объединились, их могли бы влить в Сибирский федеральный
университет, такие намерения озвучивались…
— Происходящее напоминает попытки повышения эффективности экономики в
60-х годах прошлого века через организацию совнархозов путем слияния
региональных министерств. Тогда аргументы были примерно такие же:
говорили про эффективность, снижение издержек, повышение оперативности,
общее использование машинно-тракторного парка… А потом пришлось с
большими издержками восстанавливать разрушенное. Не эти ли экономические
эксперименты наряду с прочими непродуманными решениями ускорили крах
советской экономики, которая в итоге оказалась не в состоянии накормить
народ?
С наукой дело обстоит еще хуже. Здесь неудачные решения оборачиваются
разгромом научных школ, и воссоздать их быстро не получится. Лишенная
фундаментальной науки Россия прочно закрепится в клубе аутсайдеров
мирового развития. Нам это надо?
— В Иркутске весь научный центр высказался резко против
объединения. Полемика была жаркая: в результате на стороне Академии в
нее включился губернатор Левченко, а академик Кузьмин выступал в Совете
Федерации, где отстоял право центра не подвергаться реструктуризации.
Кстати, то июльское письмо Президиум Иркутского научного центра
поддержал единогласно. На Урале эта бумага подобного энтузиазма не
вызвала. Насколько, по-вашему, консолидирована позиция Уральского
отделения?
— Да, у нас общая позиция еще не выработана. Однако в институтах
анализируются различные варианты возможных объединений. Я думаю, все
ожидают результатов отнесения институтов по исследовательским
категориям. Тогда будет более понятно, какие оценки используются и,
следовательно, как можно двигаться дальше.
— Так с этого все начиналось еще в 2013 году: было
сказано, что реструктуризации подлежат организации, утратившие основные
аспекты научной деятельности. Но оценка научной эффективности
институтов, которая должна была выявить отстающие, так и не завершена.
— Результаты отнесения институтов по категориям нам обещают
представить в январе 2017 года. Тем более гонки не нужны. Надо, чтобы
все детально понимали, что, как и для чего должно быть сделано. Только в
таком адаптивном режиме и возникают действительно надежные,
долговременные решения. Поиск подходов к повышению эффективности
исследований — есть часть научной работы, вот и надо ее вести, а не
заниматься штурмовщиной.
— По поводу научной работы: документы, появляющиеся в
ходе реформы и адресованные людям, профессионально призванным разбирать
сложнейшие научные проблемы, лишены внятной аргументации. И это уже
правило: никто не ставит себе задачу доказать, что предлагаемые меры не
то что эффективны — просто работоспособны. Это такая чиновничья простота
или, наоборот, изощренная тактика дезориентирования тех, кто привык
искать логику?
— Это такой способ жизни. И родился он не сегодня. Тезис насчет
управления государством кухарками, или в более современной версии — об
управлении сложными профессиональными социумами специальными менеджерами
(на что его начальство определит, тем и управляет) — обоснован давно.
Типичным результатом такого подхода является нарастание бумажного вала
планов и отчетности, которые создают видимость порядка, но часто
затмевают существо дела. В нашем случае, например, забыли элементарную
вещь, о которой много говорили (в том числе и президент, и председатель
правительства): перед началом каких бы то ни было действий необходимо
провести анализ текущего состояния институтов, на основании ясных
критериев выделить наиболее слабые организации и, собственно, их-то и
реструктурировать.
— Каких шагов, по-вашему, нужно ждать?
— Думаю, в ближайшее время резких изменений не будет. С того
памятного заседания Президиума УрО РАН прошло уже два месяца. Как мне
кажется, все уяснили, что предлагавшаяся конфигурация не является
оптимальной. 28 октября на Общем собрании Академии было принято
обращение к ФАНО с просьбой приостановить все мероприятия по
реструктуризации, проанализировать достигнутое, посмотреть, как
изменились показатели деятельности реструктурированных организаций и
действовать далее с учетом полученных результатов. Подчеркну, обращение
исходит не от отдельных академиков, а от всей Академии, представленной
Общим собранием. 23 ноября прошло заседание президентского совета по
науке и образованию, где ФАНО отчиталось: в реструктуризации приняло
участие около 60% институтов. То есть сделано, что сделано, и исполнено,
как исполнено. Дальше гон устраивать бессмысленно.
Однако есть опасение, что, несмотря на все призывы притормозить и
посмотреть на результаты, могут возникнуть новые волны управленческого
цунами. Поэтому в институтах идет анализ различных вариантов
объединения.
— Что делать?
— Первичной задачей является неустанное объяснение простой,
проверенной временем истины. А именно: институты Уральского отделения,
расположенные в Екатеринбурге, — это в основном отлично сформированные,
эффективные организации, способные обеспечить решение всех научных
проблем, связанных с модернизацией экономики и социальной сферы
Уральского региона, а также способные давать и результаты мирового
уровня. Поэтому, если мы хотим добиваться успехов, не нужно придумывать
экзотические решения по очередному «перетряхиванию» академических
институтов, а нужно их развивать, насыщать оборудованием и ресурсами.
* Третий закон Паркинсона.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2373
Рейтинг поста: