Грядущие климатические изменения будут настолько быстрыми по биологическим меркам, что большинство видов животных просто не успеет к ним приспособиться. Единственный способ сохранения популяций в подобных ситуациях американские биологи видят в контролируемом переселении животных.
Подобная работа может оказаться непростой. Необходимо не только переместить целые группы представителей животного мира в подходящую для них среду, но и проконтролировать, чтобы и животные, и их новые места обитания от этого не пострадали.
Такие операции невозможно проводить без долговременного прогнозирования и строгого плана. Интеграция нового вида в сбалансированную экосистему может вызвать экологическую катастрофу. Достаточно вспомнить полупустыни Австралии и ту роль, которую сыграли в их образовании завезенные из Европы и Америки кролики и опунции.
Даже при самом тщательном планировании и точном исполнении задуманного гарантировать, что переселение пройдет гладко, нельзя. Существует множество природных факторов, которые ученые могут упустить из виду при составлении прогноза, в то время как роль их будет огромна.
Ряд биологов предлагает другой подход к решению проблемы. Они предполагают, что спасти все виды животных человечеству будет не по силам. На вопрос: "Что же тогда делать?" ученые отвечают: "Создать библиотеку генофондов".
Авторы этого решения предлагают организовать интернациональный проект по сбору генетических образцов всех представителей флоры и фауны.
Несмотря на кажущуюся сложность такого решения, это вполне выполнимая по современным меркам задача.
Полученная база превратится в "Ковчег", который сохранит данные о природе Земли в таком состоянии, в каком она была до потепления. В дальнейшем,
используя генетическую информацию, можно будет воспроизвести те животные виды, которые станут жертвами вымирания.
Какой из вариантов предпочтительнее? С этим вопросом "Правда.Ру" обратилась к старшему научному сотруднику Лаборатории синэкологии Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева, кандидату биологических наук Ольге Макаровой.
Однако Ольга Львовна обратила наше внимание на то, что само появление такой проблемы находится под вопросом.
"Наша лаборатория под руководством профессора Юрия Ивановича Чернова занимается изучением арктических областей. И, естественно, мы наблюдаем происходящее там таяние льдов. Исчезают огромные поля торосов, обнажается грунт.
Вместе с тем, говорить о самой проблеме глобального потепления еще преждевременно. Несмотря на существенное потепление Арктики и подъем уровня моря, происходящие сейчас изменения ничем не отличаются от аналогичного климатического дисбаланса, зафиксированного в 1930-х годах.
В то время, когда начиналось полномасштабное исследование Арктики, льды также сильно отступили к полюсу, а температура (как воды, так и воздуха) была повышенной. Это и позволило советским ледоколам беспрепятственно обойти Арктику на довольно высоких широтах.
Не исключено, что мы имеем дело с обычными флуктуациями земного климата, и через пару десятков лет все вернется к норме. И только если в динамике потепления не будет отмечено спада, речь пойдет о глобальном эффекте.
Тем не менее, проблема потепления не могла не коснуться животного мира. Таяние льдов привело к тому, что полярные медведи начали перемещаться на сушу, к постоянному проживанию на которой они не приспособлены.
Они даже не умеют охотиться в такой обстановке и вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью в поисках пропитания.
Но речи нет о том, чтобы начать переселение белых медведей или загнать их в заповедник для сохранения. Сейчас если и существует какая-то проблема, то она в том, чтобы обезопасить людей от этого опасного хищника".
Павел Урушев