Проект создания центра исследований и разработок в Сколково является политическим проектом. Размытость его исходных содержательных установок предполагает существование не одного, но целого ряда неравноценных по эффективности концептуальных решений, удовлетворяющих исходной заявленной задаче – созданию в России анклава с благоприятной инновационной средой и новыми образцами жизни в его рамках.
В то же время сегодня обсуждается лишь одна схема организации такого инфраструктурного образования, которую можно условно назвать «схемой естественного выращивания инноваций».
В этой схеме главным действующим лицом является инновационная компания, которая помещается в созданный для неё «инкубатор», благодаря чему инновационный продукт или предприятие выводятся на рынок. Фактически же мы получаем в суперсовременной упаковке обычный технопарк с элитным жилым комплексом, ориентированный на экспорт, так как внутренний рынок мало восприимчив к инновациям.
Попытки воспроизвести такую схему предпринимались в последние годы уже не раз, но за редким исключением с пугающе низкой для страны эффективностью.
Что мы имеем сегодня?
В случае «проекта Сколково» мы рискуем создать ещё один официальный канал утечки технологий и умов за рубеж или канал внутренней эмиграции вместо заявленной цели возвращения в страну ранее выехавших из неё учёных и инженеров.
В такой схеме случайный, в принципе, отбор резидентов не создаст мотивации к сотрудничеству и не приведет к синергетическому эффекту, который мог бы появиться при работе над совместными проектами и программами. Таким образом, в основном экспортно и чисто коммерчески ориентированная схема в обозримом будущем окажет минимальное влияние на развитие инновационной среды в стране за пределами искусственной зоны.
Поскольку речь идет об уникальном объекте с большим сроком строительства и значительными капиталовложениями, необходимо, чтобы он решал принципиально новые для страны задачи, которые не решаются другими объектами инновационной инфраструктуры.
Но уже сейчас видно, что будущий центр по своим функциям почти аналогичен существующим объектам и «генетически» не содержит соразмерного заявленным амбициям потенциала прорыва. Инновации, тем более технологические, не могут быть самоцелью.
Главной целью может являться конкурентоспособность страны на мировой арене, которая достигается модернизацией всех сторон жизни государства и общества. Важнейшей современной тенденцией является смещение акцентов мировой конкуренции из материальной сферы в нематериальную: соревнование идей, проектов и схем развития, социальных и организационных технологий, методов воздействия на сознание, наращивания человеческого капитала и т.д.
Закладываемая в проект центра схема в принципе направлена на решение совсем иных задач.
Стоит обратить внимание, что реализация проекта такого масштаба должна сопровождаться мобилизующим мифотворчеством адекватного содержания и масштаба.
Растиражированная метафора «российская силиконовая долина» не только не воодушевляет потенциальных участников проекта из-за своей бессмысленности, неадекватности российскому менталитету. Она скорее морально их дезорганизует и опускает проект до уровня интеллектуального придатка или устаревшей копии аналогичных западных организаций.
Что делать?
Представляется, что поставленную Президентом РФ политическую задачу при создании Центра исследований и разработок (ЦИР) в Сколково можно решить значительно эффективнее, если перейти от рассмотренной выше схемы «естественного выращивания инноваций» к схеме «формирования потребностей в инновациях».
При этом ЦИР должна стать местом разработки стратегических проектов и программ инновационной направленности для всей страны, а также ориентированных на глобальное влияние России в мире, экспериментальной площадкой для проведения непрерывно действующей независимой общественно-государственной экспертизы, координатором и концентратором деятельности отраслевых, межотраслевых и региональных элементов национальной инновационной инфраструктуры, что сразу придаст ему уникальный статус и функцию всего того, чего нет в принципе в заявленной ныне схеме.
Для этого ЦИР должен в качестве базовой структуры иметь экспертно-управленческое ядро, которое условно можно представить как проекцию схемы эффективной организации власти на структуру инстанций власти, представленных в ЦИР, в частности специально сорганизованных представителей федеральной и региональной власти, представителей бизнеса, представителей фундаментальной науки, научно-образовательного и экспертного сообщества.
Данное ядро формирует «из себя», с одной стороны, органы самоуправления ЦИР, а с другой – экспертно-аналитическую структуру, которая производит непрерывный анализ ситуации в стране и в мире, выработку инновационной политики, разработку стратегически ориентированных проектов и программ, направленных на модернизацию социально-экономической и политической жизни в стране.
По своим функциям, если по дурной привычке пытаться во всём искать зарубежные аналогии, данная структура по ряду функций отдаленно напоминает знаменитую американскую корпорацию Рэнд, хотя правильнее её было бы рассматривать как один из элементов целостной инновационной инфраструктуры, которую ранее получила название «социально-инженерного парка» (1998г).
Другая функция ядра ЦИР – это формирование в процессе независимой экспертизы команд для реализации разработанных проектов и программ, в состав которых, в частности, будут входить привлеченные и отобранные в процессе экспертизы инноваторы и компании, услуги и продукция которых будут востребованы в процессе разработки проектов и программ.
Таким образом, автоматически решается проблема встраивания носителей инноваций в реальные страновые и региональные проекты и программы, направленные на модернизацию.
Примером такой программы является программа «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», инициированная в Совете Федерации в 2005 году.
Важной функцией ядра ЦИР является проведение кадровых конкурсов в регионах для создания местной кадровой основы для реализации проектов и программ, выработанных на базе ЦИР.
Из всего сказанного, очевидно, не следует, что из структуры ЦИР исключаются научные и исследовательские группы по приоритетным направлениям науки и техники или уменьшается их роль, меняется лишь характер их отбора и использования. Они начинают функционировать не как случайно отобранные гении-одиночки и продвинутые компании для последующей перепродажи, а как сорганизованные активные участники и проводники политики модернизации страны и конкуренты на мировых рынках.
Создание соразмерного проблеме экспертно-управленческого ядра в наших условиях низкой пассионарности и слабой способности активной части общества к самоорганизации и сотрудничеству, системной коррупции и клиентелизма власти, отсутствия института независимой экспертизы является, пожалуй, более грандиозным для страны вызовом, чем строительство самого суперсовременного «города Солнца».
Но адекватный ответ на этот вызов был бы реальным качественным прорывным результатом для модернизации страны, не идущим ни в какое сравнение с застройкой энного количества гектаров земли с энным количеством высокотехнологичных лабораторий, офисных зданий и элитных коттеджей, а также увеличением экспорта наукоёмкой технологии и других пресловутых «измеряемых показателей» на какие-то доли процента.
Надо сказать, что, несмотря на большую сложность задачи, мы имеем для её решения фору в 5-7 лет, которую нам дают строители, и возможность приступить к её решению немедленно, т.к. для начала такой работы нужна всего лишь политическая воля и ориентация на стратегическую задачу обустройства страны, а не решение частных задач.
Кроме того, за многие годы в СССР и РФ накоплен огромный капитал организационных и управленческих инноваций, который, как и технологические инновации почти не был востребован, а также мощная информационно-технологическая основа для внедрения новых форм и методов организации. Всё это, наряду с наличием пока ещё человеческого и интеллектуального капитала, внушает определенный оптимизм на перспективы реализации предлагаемой схемы организации деятельности ЦИР.
К тому же иного пути просто нет. Источник: cnews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
В четверг Владислав Сурков встретился с предпринимателями из «Деловой России». От него бизнес услышал подробный рассказ о том, зачем России так нужны инновации, и приглашение к инновационному сотрудничеству. По мнению Суркова, важно осознать, что инновации − это не хобби, а настоящий бизнес. Бизнесмены дали понять, что относятся к этому серьезно. Более того, многие из них уже на практике пытаются претворить в жизнь то, о чем говорил первый заместитель главы администрации президента.
Встреча Владислава Суркова с бизнесменами прошла в Центре Международной торговли. Она стала своего рода инновационной презентацией проекта «Сколково», к слову, уже второй по счету. Две недели назад замглавы кремлевской администрации пообщался на ту же тему с правлением Российского союза промышленников и предпринимателей.
«Понятно, что мы находимся только в начале пути. Инновации в стране есть, но они должны достичь статистических масштабов, стать существенной частью экономики»
Тогда Сурков призвал бизнесменов «еще раз пережить молодость» и «изменить качество жизни».В ходе беседы с членами правления «Деловой России» первый заместитель главы администрации президента предложил последним активнее включаться в инновационный диалог. Он напомнил, что «Сколково» – это рисковый проект. Но риск, по меньшей мере, дело благородное. «Это путь к созданию настоящего очага инновационной культуры», – подчеркнул он.
«Правда, без вас сделать это не получится», − добавил Сурков, обращаясь к предпринимателям. По его словам, сейчас бизнес важно «вовлечь в разговор», при этом «диалог должен быть постоянным». «Давайте строить планы вместе», – предложил он.
Прежде нужно четко прописать цели и задачи и только потом принимать какие-то административные решения. Но бизнес обязательно должен сказать свое слово. «Мы не собираемся навязывать компаниям, которые готовы участвовать в нем (проекте «Сколково» – прим. ред.), какой-то план, разработанный в министерствах и ведомствах, нам важно понять, что нужно участникам проекта, каким они видят Сколково. Мы предлагаем всем участникам в режиме диалога интерактивно создавать этот проект», – сказал Сурков.
Как обычно, с оригинальной позицией выступил глава девелоперской корпорации Mirax Group Сергей Полонский. По мнению Полонского, более 80% российских бизнесменов «сидят на чемоданах» и готовы в любой момент покинуть страну.
«Может быть, вы, Сергей Юрьевич, и сидите на чемоданах, это уже ваше личное дело», − ответил на это Сурков.
Удивительно, заметил Сурков, что те бизнесмены, которые частенько заходят в Кремль, те, которые общаются с министрами на отдыхе, вкладывают деньги в российские проекты и здесь же зарабатывают, «все еще сидят на чемоданах». «Распаковывайте уже свой чемодан, чувствуйте себя как дома», – предложил он Полонскому под бурные аплодисменты зала.
Государство обязательно заслужит доверие даже самых недоверчивых. «Мы готовы софинансировать инновационные проекты. Тем самым даем понять бизнесу, что судьба проекта важна не только ему и мы готовы рисковать вместе с ним», − подчеркнул Сурков. Это ли не яркий пример того, что власти полностью открыты для честного сотрудничества.
Позицию «Деловой России» относительно того, как продвигать и развивать инновации, озвучил глава организации предпринимателей Борис Титов. Первое, на что предлагает обратить внимание бизнес, – это соинвестирование. «Понятие «венчурный проект» уже заведомо говорит о том, что проект рискованный. Венчурные компании не готовы их финансировать. Мы предлагаем создать инвестиционный фонд «Сколково», который решил бы эти проблемы», – заявил Титов.
Опасения у среднего бизнеса вызывает то, как, а главное, где в будущем будут использоваться разработанные в России, в том числе и в иннограде, технологии. «Если этим будут заниматься зарубежные компании, то коммерциализация проектов будет происходить не в России, а там, где их выгоднее реализовывать», − пояснил свою мысль Титов.
По мнению предпринимателей, разработкой технологий должны заниматься «инновационные партнерства полного цикла». Льготы должны получать только компании, имеющие российского партнера или нескольких таких партнеров, чтобы инновации потом применялись в России.
Идея показалась Суркову интересной. «Если иностранные компании согласны на такую форму партнерства − прекрасно. Но если для кого-то это проблема, мы не собираемся никого неволить», – указал он.
Сурков считает, что эту тему «можно проработать», однако говорить об этом все же рановато. «На мой взгляд, на начальном этапе, когда в России объективно нет мировых компаний, то, что большая часть инноваций будет «тиражироваться» не в России, а на Западе, – совершенно нормальная практика, и к этому нужно спокойно относиться», – уверен он.
Использовать отечественные инновации может кто угодно, «главное, чтобы это было сделано в России», − добавил Сурков, напомнив, что «Сколково» – проект открытый.
Сейчас важно понять, что инновации – это «не хобби» и «не развлечение». «Это, прежде всего, бизнес. Вообще модернизация должна быть выгодна бизнесу», − подчеркнул Сурков.
В целом разговор получился серьезным, но легким. Нашлось место и для дискуссии. Сурков успел прокомментировать, а в некоторых случаях и дать свою оценку всем сделанным бизнесменами предложениям. Он заверил, что власти готовы рассматривать и обсуждать их проекты. И здесь самое главное − «не проглядеть».
«Очень важно создать инфраструктуру сбора и переработки инновационных предложений», − отметил он. «Деловая Россия» пообещала помочь.
Сурков обратил внимание, что у задач модернизации страны есть существенная социальная составляющая. Чем богаче и разнообразней будет экономика, тем стабильнее станет наше общество. А если мы сможем сделать общество более стабильным, богатым, то оно станет и более свободным.
«Понятно, что мы находимся только в начале пути. Инновации в стране есть, но они должны достичь статистических масштабов, стать существенной частью экономики. При этом важно не противопоставлять инновации сырьевой экономике, потому что сырьевая экономика − одна из самых технологичных отраслей в мире. И любое противопоставление здесь искусственное, так же как попытки противопоставить инновации и модернизацию. Это просто словоблудие», – заключил Сурков.
vz.ru
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Практически отсутствует интерес у читателей к данной тематике, что само по себе является показателем непродуманных действий руководства страны по попыткам модернизировать технологии и создать интерес к научным исследованиям. Очередной отмыв денег ждет Россию в Сколково и нулевой научный результат. Интересно, кто формирует мнение Медведева и Путина по модернизации научных исследований? Неужели Чубайс или кто-нибудь из зарубежных каменщиков?
От Алекс Зес:
Ну не сгушайте краски и не разводите истерик. Для того мы здесь эту тему и подняли чтобы обсудить этот вопрос. Хотя вопрос эффективности вы ставите верно. Но Вексельберг верно задал вопрос: как людей отбирать будем? И на него в рамках существующей парадигмы ответа нет и быть не может. Потому пока нет системы отбора и работы с кадрами в России. Ни какое образование 10 000 000 не заменит одного Перельмана. И для того чтобы Сколково заработало ныжны Перельманы (но не Калашниковы , это так к слову), а не миллионы . И тут Путин прав. Вот собственно я и буду пытаться изложить комплекс методологии подходов к теме в своей статье в ходе обсуждения которой мы попробуем нащупать верные пути решения проблемы. Да и приведенная статья ставит верно и грамотно многие вопросы . Указывая на очевидные ошибки такого прямоугольного воплощения идей Калашникова.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Пмните-"Как Вы яхту назавете - так она и поплывет" ,мне название напоминает осколок чего-то...