ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Как осмысленно обустроить Сколково
Как осмысленно обустроить Сколково19-05-2010, 11:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Проект создания центра исследований и разработок в Сколково является политическим проектом. Размытость его исходных содержательных установок предполагает существование не одного, но целого ряда неравноценных по эффективности концептуальных решений, удовлетворяющих исходной заявленной задаче – созданию в России анклава с благоприятной инновационной средой и новыми образцами жизни в его рамках. В то же время сегодня обсуждается лишь одна схема организации такого инфраструктурного образования, которую можно условно назвать «схемой естественного выращивания инноваций». В этой схеме главным действующим лицом является инновационная компания, которая помещается в созданный для неё «инкубатор», благодаря чему инновационный продукт или предприятие выводятся на рынок. Фактически же мы получаем в суперсовременной упаковке обычный технопарк с элитным жилым комплексом, ориентированный на экспорт, так как внутренний рынок мало восприимчив к инновациям. Попытки воспроизвести такую схему предпринимались в последние годы уже не раз, но за редким исключением с пугающе низкой для страны эффективностью.
Что мы имеем сегодня? В случае «проекта Сколково» мы рискуем создать ещё один официальный канал утечки технологий и умов за рубеж или канал внутренней эмиграции вместо заявленной цели возвращения в страну ранее выехавших из неё учёных и инженеров. В такой схеме случайный, в принципе, отбор резидентов не создаст мотивации к сотрудничеству и не приведет к синергетическому эффекту, который мог бы появиться при работе над совместными проектами и программами. Таким образом, в основном экспортно и чисто коммерчески ориентированная схема в обозримом будущем окажет минимальное влияние на развитие инновационной среды в стране за пределами искусственной зоны. Поскольку речь идет об уникальном объекте с большим сроком строительства и значительными капиталовложениями, необходимо, чтобы он решал принципиально новые для страны задачи, которые не решаются другими объектами инновационной инфраструктуры. Но уже сейчас видно, что будущий центр по своим функциям почти аналогичен существующим объектам и «генетически» не содержит соразмерного заявленным амбициям потенциала прорыва. Инновации, тем более технологические, не могут быть самоцелью. Главной целью может являться конкурентоспособность страны на мировой арене, которая достигается модернизацией всех сторон жизни государства и общества. Важнейшей современной тенденцией является смещение акцентов мировой конкуренции из материальной сферы в нематериальную: соревнование идей, проектов и схем развития, социальных и организационных технологий, методов воздействия на сознание, наращивания человеческого капитала и т.д. Закладываемая в проект центра схема в принципе направлена на решение совсем иных задач. Стоит обратить внимание, что реализация проекта такого масштаба должна сопровождаться мобилизующим мифотворчеством адекватного содержания и масштаба.
Растиражированная метафора «российская силиконовая долина» не только не воодушевляет потенциальных участников проекта из-за своей бессмысленности, неадекватности российскому менталитету. Она скорее морально их дезорганизует и опускает проект до уровня интеллектуального придатка или устаревшей копии аналогичных западных организаций.
Что делать? Представляется, что поставленную Президентом РФ политическую задачу при создании Центра исследований и разработок (ЦИР) в Сколково можно решить значительно эффективнее, если перейти от рассмотренной выше схемы «естественного выращивания инноваций» к схеме «формирования потребностей в инновациях». При этом ЦИР должна стать местом разработки стратегических проектов и программ инновационной направленности для всей страны, а также ориентированных на глобальное влияние России в мире, экспериментальной площадкой для проведения непрерывно действующей независимой общественно-государственной экспертизы, координатором и концентратором деятельности отраслевых, межотраслевых и региональных элементов национальной инновационной инфраструктуры, что сразу придаст ему уникальный статус и функцию всего того, чего нет в принципе в заявленной ныне схеме. Для этого ЦИР должен в качестве базовой структуры иметь экспертно-управленческое ядро, которое условно можно представить как проекцию схемы эффективной организации власти на структуру инстанций власти, представленных в ЦИР, в частности специально сорганизованных представителей федеральной и региональной власти, представителей бизнеса, представителей фундаментальной науки, научно-образовательного и экспертного сообщества. Данное ядро формирует «из себя», с одной стороны, органы самоуправления ЦИР, а с другой – экспертно-аналитическую структуру, которая производит непрерывный анализ ситуации в стране и в мире, выработку инновационной политики, разработку стратегически ориентированных проектов и программ, направленных на модернизацию социально-экономической и политической жизни в стране. По своим функциям, если по дурной привычке пытаться во всём искать зарубежные аналогии, данная структура по ряду функций отдаленно напоминает знаменитую американскую корпорацию Рэнд, хотя правильнее её было бы рассматривать как один из элементов целостной инновационной инфраструктуры, которую ранее получила название «социально-инженерного парка» (1998г). Другая функция ядра ЦИР – это формирование в процессе независимой экспертизы команд для реализации разработанных проектов и программ, в состав которых, в частности, будут входить привлеченные и отобранные в процессе экспертизы инноваторы и компании, услуги и продукция которых будут востребованы в процессе разработки проектов и программ. Таким образом, автоматически решается проблема встраивания носителей инноваций в реальные страновые и региональные проекты и программы, направленные на модернизацию. Примером такой программы является программа «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», инициированная в Совете Федерации в 2005 году. Важной функцией ядра ЦИР является проведение кадровых конкурсов в регионах для создания местной кадровой основы для реализации проектов и программ, выработанных на базе ЦИР. Из всего сказанного, очевидно, не следует, что из структуры ЦИР исключаются научные и исследовательские группы по приоритетным направлениям науки и техники или уменьшается их роль, меняется лишь характер их отбора и использования. Они начинают функционировать не как случайно отобранные гении-одиночки и продвинутые компании для последующей перепродажи, а как сорганизованные активные участники и проводники политики модернизации страны и конкуренты на мировых рынках.
Создание соразмерного проблеме экспертно-управленческого ядра в наших условиях низкой пассионарности и слабой способности активной части общества к самоорганизации и сотрудничеству, системной коррупции и клиентелизма власти, отсутствия института независимой экспертизы является, пожалуй, более грандиозным для страны вызовом, чем строительство самого суперсовременного «города Солнца». Но адекватный ответ на этот вызов был бы реальным качественным прорывным результатом для модернизации страны, не идущим ни в какое сравнение с застройкой энного количества гектаров земли с энным количеством высокотехнологичных лабораторий, офисных зданий и элитных коттеджей, а также увеличением экспорта наукоёмкой технологии и других пресловутых «измеряемых показателей» на какие-то доли процента. Надо сказать, что, несмотря на большую сложность задачи, мы имеем для её решения фору в 5-7 лет, которую нам дают строители, и возможность приступить к её решению немедленно, т.к. для начала такой работы нужна всего лишь политическая воля и ориентация на стратегическую задачу обустройства страны, а не решение частных задач. Кроме того, за многие годы в СССР и РФ накоплен огромный капитал организационных и управленческих инноваций, который, как и технологические инновации почти не был востребован, а также мощная информационно-технологическая основа для внедрения новых форм и методов организации. Всё это, наряду с наличием пока ещё человеческого и интеллектуального капитала, внушает определенный оптимизм на перспективы реализации предлагаемой схемы организации деятельности ЦИР. К тому же иного пути просто нет. Вернуться назад |