Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Проблемы образования и паранаука

Проблемы образования и паранаука


7-08-2013, 11:10 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (2 046)
Акцентация образования на практическое использование приобретаемых знаний в ущерб фундаментальным знаниям приводит современного человека к паранаучным концепциям

С точки зрения известного американского исследователя Джеральда Холтона в Америке конца ХХ - начала XXI веков не наука, а религия остается наиболее влиятельной силой как в частной, так и в общенациональной жизни. Около одной трети взрослого населения США верит в воскрешение, более половины - в возможность повседневных чудес. 58% американцев уверены в существовании экстрасенсорного восприятия. Подобные факты свидетельствуют, что мировоззрение современного человека раздвоено, в нем мирно сосуществуют научные знания и вера в чудеса, иррациональное, сверхъестественное, паранауку. Эти же факты заставляют задуматься над теми проблемами в сфере образования, которые приводят к тому, что не только простой обыватель, но и дипломированный специалист верит в чудеса паранауки.

Нарастание массива прикладных исследований сопровождается нередко тем, что в сознании исследователей и особенно потребителей продуктов их труда сращиваются содержание знания и способы его непосредственного применения.

Современная система образования неправомерно, на наш взгляд, ориентирует учащихся, студентов на прагматически-прикладной характер знания. При таком подходе девальвируется значимость фундаментального познания, которое дает представление о мире, как он существует объективно, вне деятельности человека. Акцентация внимания обучающихся на конструктивный элемент знания имеет под собой историческую основу и вызвана интенсивным развитием науки. На определенном этапе исторического развития науки возникают и обостряются проблемы, связанные с диалектикой теоретического и практического. Когда-то реализация практических функций научного знания институционально была отделена от него. Не ученые, а представители промышленности, практики вообще осуществляли практическую реализацию научного знания. Теперь эта функция все более широко и систематически осваивается в рамках самой науки.

В этом, собственно, и состоит основное назначение и функция той формы научной деятельности, которую принято называть прикладными исследованиями. Результаты, получаемые в этой сфере науки, вполне правомерно зачисляются в разряд научных знаний, но вместе с тем сам процесс их получения направлен не столько на поиск истины о мире, как он есть, сколько на необходимость выработки определенной программы практических действий.

Нарастание массива прикладных исследований сопровождается нередко тем, что в сознании исследователей и особенно потребителей продуктов их труда сращиваются содержание знания и способы его непосредственного применения, дающего прямой, в том числе и личный эффект. Иными словами, знание во все большей степени оценивается не само по себе, не за счет содержащейся в нем истины, а, в первую очередь, за счет конструктивно-прагматических моментов, заключенных в возможности его субъективно-личностной эксплуатации. Обыденному сознанию более содержательными представляются практические применения лазера, чем лежащие в их основе квантово-механические явления.

Парадокс, но развитие прикладных наук рождает вот такие деструктивные моменты, которые связаны с определенными сдвигами в социальном эффекте науки. Выдвигается требование не просто получения того или иного научного результата, но существенное значение приобретает умение сделать этот результат общественным и индивидуальным достоянием. Такое требование и его реализация способствуют и обеспечивают прогресс человеческой цивилизации, движение общества вперед.

И это же требование ведет массовое сознание к паранауке.

С нашей точки зрения, и акцентация образования на практическое использование приобретаемых знаний в ущерб знаниям фундаментальным приводит современного человека к паранаучным концепциям. Это касается не только простого обывателя, но, на удивление, и инженеров, и школьных учителей. В их сознании совмещаются вера в паранауку с признанием авторитета науки. Элементы научного и антинаучного мышления сосуществуют в одном мыслительном пространстве.

Известные ученые Дарт и Прадхан провели исследования на различных группах школьников. Они взяли несколько групп непальских учащихся и контрольную группу школьников из Гонолулу, которая в национальном отношении почти тождественна непальским группам. Исследование сводилось к выяснению трех групп вопросов: 1) способ объяснения повседневных явлений; 2) мера и метод контроля человека над этими явлениями; 3) источник знаний об окружающем мире и критерий их соотнесенности. Для анализа способности к абстракции детей просили также графически изобразить их путь из дома в школу.

Истинная цель высшего образования состоит в расширении культуры студента, получении им навыков и умений привлекать для решения задач материал из любой сферы человеческой деятельности.

Исследование самым наглядным образом подтвердило типологический характер различий между группой из Гонолулу и непальскими группами. Школьники из Гонолулу дают типичные европейские объяснения: ответы на вопросы относительно дождя, молнии и т. п. были не всегда фактически правильными, но по концепции всегда оставались научными и обычно механистическими. Молния возникает, когда сталкиваются два облака; тепло солнца испаряет и поднимает воду вверх, оттуда и дождь. Объяснение меры и метода контроля также не выходят за пределы нормы.

Школьники из Гонолулу не верят в то, что контроль над природными явлениями можно обеспечить средствами магии или религиозными процедурами. Они считают такой контроль либо достижимым, либо недостижимым с помощью технологических процедур. Многие, хотя и не все, считают, что со временем такой контроль станет возможным. Тот же европейский стиль мышления представлен не в трактовке природы знания. Все в группе из Гонолулу уверены, что знание получают из наблюдений и экспериментов. Новое знание уверены школьники из этой группы не только возможно получить, но его постоянно получают.

Совершенно иной тип мышления продемонстрировали непальские группы. Для объяснения явлений здесь характерна парность; даются мифологически-ориентированные и школьно-ориентированные ответы. Земля лежит на спине рыбы, рыба сдвигает груз и трясет Землю. В центре Земли есть огонь, он рвется наружу и иногда разламывает Землю, вызывая землетрясения. Или еще пример. Боги разбивают на небесах горшки с водой и получается дождь. Солнце испаряет воду из моря, получается пар, который охлаждается в тучах у гор, и выпадает дождь. Особенно интересны терпимость и безразличие непальских групп к парности объяснения. Она не воспринимается как противоречие. Составляющие пары никогда не входят в отношения взаимного исключения.

Другие исследователи А. Этциони и К. Нанн делают вывод о том, что многие ученые, аспиранты естественнонаучных факультетов придерживаются антинаучных убеждений. Это наводит на мысль о том, что существуют определенные изъяны в образовательном процессе на этапе передачи научной информации. В современной педагогической науке в последнее время все чаще поднимается вопрос о характере образования. Не выдерживает критики точка зрения о том, что чем уже, направлений специалист, тем лучше он как профессионал, а значит лучше для общества, для всех нас. Но при нынешних темпах научно-технического прогресса любая узкая научно-техническая специализация устаревает за время, соизмеримое со сроком обучения.

Истинная цель высшего образования состоит в расширении культуры студента, получении им навыков и умений привлекать для решения задач материал из любой сферы человеческой деятельности. Научное мировоззрение неизмеримо прочнее в человеке широкой культуры, чем в человеке, ограниченном рамками строгой специализации. Поэтому важнейшей проблемой образования становится его гуманитаризация.


Галина Мезинова



Источник: evrazia.org.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: wert.sas (7 августа 2013 21:10)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 129
    Рейтинг поста:
    0
    Дичает народ от плодов дерьмократии и либерастии! laughing

       
     


  2. » #1 написал: юрий фермер (7 августа 2013 11:42)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1538
    Рейтинг поста:
    0
    ,,настоящие знания есть наука,поэтому наблюдательные люди побеждают!


    --------------------
    Патриотизм-это, когда нет сил очернять Культуру своих предков,,,

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map