» » » Марсианская жизнь могла существовать только под поверхностью планеты

Марсианская жизнь могла существовать только под поверхностью планеты

3-11-2011, 07:19 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: god | комментариев: (2) | просмотров: (1 522)

Исследование глинистых минералов на Марсе, показало, что условия, пригодные для жизни, были только в подповерхностном слое, где присутствовали гидротермальные воды, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature американскими и европейскими учеными.

Взаимодействие между водой и породой вулканического происхождения приводит к появлению глинистых минералов, филлосиликатов, в состав которых входят молекулы воды или гидроксильные группы OH. Исследование процесса формирования таких пород может помочь понять, каким был климат в этом месте в прошлом. С 2005 года филлосиликаты были обнаружены в тысячах различных точек на Марсе.

Ученые под руководством Бетани Эльманн (Bethany Ehlmann) из парижского Института космической астрофизики проанализировали данные о 350 районах Марса, собранные европейскими и американскими автоматическим станциями, чтобы выяснить, как образовались здесь глинистые минералы. На Земле такие минералы формируются у поверхности под действием атмосферной воды или в океанах.

В настоящее время атмосферное давление на Марсе не превышает 5,25 миллиметра ртутного столба, а средняя температура составляет около -55 градусов. Лед в таких условиях превращается сразу в пар, минуя жидкую фазу. Однако присутствие на Марсе речных долин, других следов водной эрозии указывает, что в Ноеву и Гесперийскую эпохи (от 4,1 до 3,1 миллиарда лет назад) на поверхности планеты была вода.

Ученые предполагали, что в эти времена на Марсе давление было 100-1000 раз выше и температура была достаточно высокой, чтобы допускать существование жидкой воды и даже осадков. Но эти модели сталкивались с целым рядом затруднений: они не могли ответить на вопрос о причинах исчезновения такой мощной атмосферы - предлагаемые теории, например, об улетучивание в космос позволяли объяснить лишь часть "пропажи".

Поэтому были предложены другие теории, гласившие, что Марс всегда был сухим и холодным, а гидрологический цикл в основном был связан с подземными водами, которые к тому же отличались очень высоким уровнем солености.

Эльманн и ее коллеги попытались выяснить, какая из этих моделей ближе к реальности. Выводы, которые они делают после исследования особенностей марсианской глины, неутешительны для приверженцев теории теплого и влажного Марса.

"Данные свидетельствуют, что воздействие воды на породу на древнем Марсе происходило в подповерхностном слое... в результате взаимодействия породы и горячей воды гидротермальных источников. Сухие и морозные условия могли быть отличительно чертой климата на поверхности Марса уже в начале Ноевой эпохи, и эта модель показывает, что более теплые и влажные условия на древнем Марсе были в основном под поверхностью", - говорится в статье.

Одним из подтверждений этой теории может служить присутствие минерала прегнита, который формируется при температуре около 200 градусов Цельсия - температуре больше характерной для гидротермальных источников.

"Наша интерпретация - это сдвиг представлений с гипотезы о теплой и влажной среде на марсианской поверхности к теории о том, что такие условия могли существовать в основном под ней", - говорит один из соавторов работы Скотт Мерчи (Scott Murchie) из университета Джонса Хопкинса.

Источник: РИА "Новости".

1. » #2 написал: Эколог (3 ноября 2011 16:01)

Хочу дополнить снимки Марса, найденными Олегом Буковским в архивах.

.jpg

2. » #1 написал: VP (3 ноября 2011 14:59)

Жизнь на Марсе ушла в подполье

Все необходимые условия надо искать под поверхностью Красной планеты

03 ноября, 11:01 | Александр ТЕРЕНТЬЕВ

Ученые находят все больше подтверждений тому, что на Марсе когда-то могла существовать жизнь. Новые исследования поставили точку в истории изучения Красной планеты. Судя по всему, жизнь надо искать под поверхностью, а не в атмосфере. К такому выводу пришла астроном Бетани Элманн из Броуновского университета (США), которая уже несколько лет занимается космическими исследованиями.

Найти следы жизни ученым помогло важное открытие, сделанное ранее сотрудниками Американского института планетологии при помощи межпланетной станции NASA Mars Reconnaissance Orbiter. В результате изучения двух впадин в регионе Лабиринта ночи, они обнаружили железо-магниевые смектиты, относящиеся к категории глинистых минералов. По словам руководителя проекта Кэтрин Вайц, в исследуемых зонах еще относительно недавно могла сохраняться жизнь, по крайней мере, в простейших формах. Присутствие глинистых минералов на планете свидетельствует о том, что когда-то там преобладал теплый влажный климат, пригодный для зарождения подобных форм.

Новое исследование, опубликованное в известном журнале Nature, доказывает, что эти условия были заключены под поверхностью Марса, где в течение коротких периодов времени и существовала жизнь, пока почва была богата водой. Тогда как раз и были сформированы глинистые породы.

"Возможно, мы просто не там ищем. Очевидно, основные процессы происходили под поверхностью планеты, поскольку атмосфера перестала быть плотной, а более плотная атмосфера способствует сохранению жидкой воды, необходимой для возникновения жизни. Сейчас плотность атмосферы Красной планеты, состоящей, в основном, из углекислого газа, составляет всего 1% от аналогичного показателя на Земле, что делает ее полностью непригодной к жизни - температура составляет, в среднем, -63°С из-за сильнейшего радиоактивного излучения. Даже когда она поднимается до максимальных +20°С, из-за разреженности атмосферы вода на Марсе просто выкипает", - пояснила главную идею своей работы Бетани Элманн.

Эту версию подтверждают многочисленные находки. "Минералы смектиты мы обнаруживаем на поверхности весьма редко, в то время как с нижних слоев почвы их извлекают намного чаще", - рассказал профессор Броуновского университета и соавтор исследования Джон Мастард. Недавно был изучен обнаруженный на Марсе минерал пренит, который образуется при температуре +200°С. Подобная температура скорее характерна для подземных гидротермальных условий, чем для поверхности, считает главный исследователь и оператор аппарата CRISM Межпланетной станции NASA Скот Марчи.

Надо отметить, что российские ученые уже говорили о большой вероятности нахождения следов жизни в так называемых "термальных оазисах". Такого мнения придерживается Давид Гиличинский, заведующий лабораторией криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. А подробное изучение фотоснимков, сделанных космическим аппаратом NASA Mars Reconnaissance Orbiter, лишний раз доказало, что стратегия поиска жизни на Марсе, а в ближайшем будущем и на спутниках Юпитера, должна вестись на подповерхностных породах.

Ученые напоминают, что в пылу охоты на марсиан надо не забывать о здравом смысле. В последнее время выходит много недостоверных, да и попросту нелепых исследований. На снимках поверхности Красной планеты находят то лицо Ганди или Сфинкса, то руины городов или искусственные водоемы. Однако ни одна из этих находок до сих пор не была подкреплена материальным доказательством.

Постоянный адрес статьи: