Идея использовать крылья на возвращаемом космическом аппарате возникла сразу же с началом полетов в космос. Это объяснялось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракетчики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.
Во второй половине 50-х годов в ЦАГИ приступили к исследованию гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Первые официальные упоминания о "космолетах" ("космопланах") - аппаратах типа самолетов, способных летать на чрезвычайно больших высотах и в околоземном космосе - появились в 1958 году в планах Министерства обороны СССР, очерчивающих основные направления деятельности советских ВВС на ближайшие 25 лет. Предполагалось, что разрабатываемые аппараты смогут достичь скоростей свыше М=10 и высот полета более 60 км. Вскоре в ОКБ-23 и ОКБ-256 Госкомитета по авиационной технике началась разработка проектов пилотируемых "космопланов", запускаемых на орбиту трехступенчатой модификацией МБР Р-7.
У истоков советской космического программы стояли две выдающиеся, яркие личности - президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш и Главный конструктор Сергей Королев. Энергия и авторитет этих двух человек, глубоко понимающих сложнейшую задачу изучения космоса, беззаветно веривших в реальность ее выполнения, действительно определили лидирующее положение СССР в мировой космонавтике в конце 60-х - начале 70-х годов. Академия наук СССР приняла тогда дальновидную программу изучения космоса, предложенную группой ученых во главе с М.Келдышем. Непосредственным руководителем и организатором ее выполнения стал Главный конструктор академик С.Королев.
В этой программе было два основных научных направления:
* исследование космического пространства Луны, Венеры и Марса при помощи космических аппаратов; * исследование и освоение околоземного космического пространства как аппаратами-спутниками Земли, так и экипажами космических кораблей.
После смерти М.Келдыша и С.Королева эта программа претерпела резкие изменения с точки зрения ее научного обоснования. .
Причем немалую отрицательную роль в этих изменениях сыграл тогда президент АН СССР Гурий Марчук, сменивший на этом посту М.Келдыша, направивший всю деятельность Академии наук СССР в области изучения космоса на службу военно-промышленному комплексу (ВПК). Руководство и организация выполнения космических программ перешли непосредственно к ЦК КПСС и в "цепкие" руки ВПК. В результате перестала существовать единая научная концепция освоения космического пространства, разработанная С.Королевым, стало неизвестным, кто несет ответственность за реализацию или срыв того или иного космического проекта
И вот в самый светлый год перестройки взлетел "Буран". По ряду показателей он был лучше американских шаттлов. Мощность ракетной системы превосходила одну из крупнейших в мире Красноярскую ГЭС в 22 раза! И мы возликовали - мечта становилась явью. "Буран" показался свидетельством верного политического курса, ковром-самолетом, на котором мы умчимся в светлое будущее. Автор этих строк в самом перестроечном журнале восторженно написал: "Буран" - это тот успех, которого мы ждали, это первая ласточка перестройки".
Наивность граничила со слепотой. "Буран" если и был символом, то ранней перестроечной наивности. Если уж сравнивать его с представителями отряда пернатых, то не ласточкой был наш шаттл - скорее, умирающим лебедем. Что подтвердилось очень скоро. И тем, что сам он остался на земном приколе, и тем, что орбитальный "Мир" преждевременно затопили, и тем, что сократили свою орбитальную группировку до стратегически опасного рубежа.
Идея многоразовых космических аппаратов соблазнительна. Ракеты после старта пропадают без следа - это расточительство. К тому же они не позволяли вернуть с орбиты важные грузы. О многоразовых системах упоминал вечный прозорливец Циолковский. Инженер-романтик Фридрих Цандер начертил реактивный космический самолет.
К этой теме подступались Королев и Туполев, дальше всех продвинулся авиаконструктор Мясищев. Он прекратил работы, когда пришлось занять место знаменитого Челомея, но именем Мясищева названо КБ, где велись ключевые работы по "Бурану". Малоизвестный факт: в 1967 году Юрий Гагарин в Военно-воздушной академии защищал дипломный проект по многоразовым космическим кораблям.
Постановление о начале работ по самолету "Буран" вышло в 1976 году. Американцы тогда закрыли программу тяжелых ракет и орбитальных станций и уже вовсю сооружали "Спейс Шаттл". Напуганный Брежнев наложил вето на ракету "Вулкан", которая была в 4 раза мощнее "Протона" и доставала до Луны, и дал команду догонять США по многоразовым системам. После провала лунной экспедиции и четырех аварий суперракеты Н1 советское руководство не теряло надежды вернуть статус великой космической державы. Но в застойные годы наша заинтересованность в многоразовых системах категорически отрицалась, и в начале перестройки почти готовый "Буран" выскочил неожиданно, как черт из коробочки.
Первый старт шаттла "Колумбия" состоялся 12 апреля 1981 года. Отчасти НАСА помогла оказавшаяся в их руках документация по немецким аппаратам Зенгера и Бредта, а создатель легендарной "Фау-2" Вернер фон Браун вообще возглавлял многие программы США. Облегчала жизнь и разбросанная по миру, от острова Пасхи до Марокко, сеть посадочных полос для шаттла. У "Бурана" было три полосы - в Крыму, у озера Ханка на Дальнем Востоке и аэродром "Юбилейный" на Байконуре.
Уже одно это требовало принципиальных отличий двух систем по энерговооруженности, по двигательным установкам, даже по топливу.
Но в конструкции было много своеобразия. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это единый блок, ни на что другое, кроме подъема космического челнока, она не годится. "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать для любых грузов. Наши двигатели работали на жидком кислород-керосиновом топливе. У американцев первая ступень, погубившая "Челленджер", работала на твердом порохе. Пороховые двигатели в случае сбоя нельзя выключить, и конгресс выдал НАСА разрешение считать эти установки нерасчетными. Нашим двигателистам во главе с академиком Глушко о такой "броне" мечтать не приходилось.
Ступени нашей ракеты включались поочередно, у американцев все с первой секунды полыхало сразу. (Не исключено, этот напор стал причиной повреждений погибшей "Колумбии".) И самое заметное: наш аппарат умел летать в беспилотном режиме. В конечном итоге, как считают некоторые эксперты, чрезмерная усложненность бортового комплекса управления, для которого пришлось создать даже свой язык программирования "Пролог", и оставила "Буран" на вечном земном приколе. Хотя его ресурс достигал 100 орбитальных полетов.
Притормозила "Буран" и структурная неэффективность экономики. Слишком много ведомств отвечали за корабль, рвали его, как одеяло, на части. У каждого была своя стратегия, свои аппетиты, но кусок был один. В дряхлеющем ЦК думали уже не столько о деле, сколько потакали нужным людям. Собрать в единую команду сотни предприятий, КБ и институтов, разбросанных по гибнущему государству, было уже невозможно. Проблемой для "Энергии" стало нежелание завода "Южмаш" в Днепропетровске модифицировать под общие задачи свой "Зенит". Заводом тогда руководил Леонид Кучма... Но в конструкции было много своеобразия. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это единый блок, ни на что другое, кроме подъема космического челнока, она не годится. "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать для любых грузов. Наши двигатели работали на жидком кислород-керосиновом топливе. У американцев первая ступень, погубившая "Челленджер", работала на твердом порохе. Пороховые двигатели в случае сбоя нельзя выключить, и конгресс выдал НАСА разрешение считать эти установки нерасчетными. Нашим двигателистам во главе с академиком Глушко о такой "броне" мечтать не приходилось.
Ступени нашей ракеты включались поочередно, у американцев все с первой секунды полыхало сразу. (Не исключено, этот напор стал причиной повреждений погибшей "Колумбии".) И самое заметное: наш аппарат умел летать в беспилотном режиме. В конечном итоге, как считают некоторые эксперты, чрезмерная усложненность бортового комплекса управления, для которого пришлось создать даже свой язык программировани "Пролог", и оставила "Буран" на вечном земном приколе. Хотя его ресурс достигал 100 орбитальных полетов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Небольшое пояснение по ПАК-ФА Сухой Т-50 Всего(актив.): 3 Используется: Сухой: ПАК-ФА, 3, в разработке, первый полет на 2009. А. Зелин отметил, что к 2009 году будут готовы три самолета пятого поколения. «Все они в данный момент проходят испытания и находятся в той или иной степени готовности». Конкурент: F-35/JSF (0+) Сравнить Сухой 3
* where available
ПАК-ФА 3 F-35/ 0
д/ф "5 поколение" НПО "Сатурн" 2 ЦНИИ МО длина, м 20.0 19.5 19.3 размах, м 15.0 14.12 15.0 высота, м 6.1 4.45 5.8 площадь, кв.м: крыла 80 84 70.5 вид сбоку 39.03 31.87 31.42 вид сверху 127 122 118.9 вид спереди 8.22 10.1 9.9 объём, куб.м 34.4 33.99 33.3 вес, кг: максимальный 34000 нормальный 23500 пустого 17000 нагрузки 1400 / 6800 топлива 5100 / 10200 нагрузка на крыло, кг/кв.м 294 280 333 тяговооруженность 1.32
дальность без ПТБ, км 4000 радиус действия, км 1400
В 1998 году ВВС РФ выдали тактико-техническое задание (ТТЗ) на легкий многофункциональный фронтовой самолет (ЛФС). На роль ЛФС могли претендовать проекты С-56, С-52/57, МиГ 1.27 и МиГ-29M3.
Легкий фронтовой самолет рассматривался как дешевое дополнение к МФИ.
- 1998 СФИ (средний фронтовой истребитель).
Самолёт так называемого среднего класса, написано обоснование и техническое задание. Цель - сохранение характеристик при сниженном взлетном весе (в сравнении с Су-27) за счёт уменьшенных массово-габаритных характеристик БРЭО и повышенных удельных параметров двигателей. Вероятно в классе F/A-18E/F.
По заверениям руководства КБ Сухого СФИ способен один решать задачи МФИ и ЛФИ, в результате были окончательно закрыты темы ОКБ МиГ 1.42 и 4.12. - 1999. Официальное начало работы по Т-50 - истребителю 5-го поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21). …Следующим шагом стало уточнение в конце 2000 г. Состава перспективной группировки ФА. В связи с этим некоторое время тема звучала как "средний фронтовой истребитель" (СФИ).
В апреле 2001 г., ВВС конкретизировали требования к перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА). Насколько известно ВВС требуется около 300 истребителей ( оптимистично - 600 ).
По-видимому, пересмотр ТТЗ стал следствием отказа от тяжелого истребителя (программа МФИ), что привело к объединению тем МФИ и ЛФС в одну. По известным данным новая машина ОКБ Су должна была занять нишу между И-90 (1.42) и ЛФИ ( микояновский проект 80-х годов 412, С-57) и иметь нормальный взлетный вес, согласно аванпроекту 23 тонны.
На создание ПАК ФА предполагалось выделить полтора миллиарда долларов. С самого начала эта сумма вызывала сомнения. В Иркутском АПО полагают, что на программу создания собственно самолета пятого поколения необходимо 2,5-3 млрд. долл. Представитель АВПК "Сухой" заявил, что для перевода работ по С-37 из стадии экспериментального образца в стадию серийного производства потребуется примерно 10 млрд. долл. Закупочная стоимость одной машины (на внешнем рынке) вероятно будет соизмерима с ценой F-35 и составит порядка 80 млн.долл.
- ПАК ФА, 2000 - 2003 г, он победил в конкурсе аванпроектов в 2002 году. В результате работ вырос взлетный вес и соответственно были снижены летные данные. Вероятно в результате произошёл отказ от варианта с вертикальной посадкой.
ОКБ имени Яковлева объявило о временной приостановке своего участия в проекте, ввиду изменения требований к комплексу со стороны заказчика. Укороченный взлет и вертикальная посадка будут реализованы позже.
-2003 - 2004, был успешно защищен эскизный проект.
Главный конструктор самолета Т-50 - А.Н.Давиденко (на 2004 г.). Успешно проведена защита эскизного проекта нового истребителя, начаты эксперименты на летающих лабораториях.
По состоянию на 2004 год проектный максимальный взлетный вес Т-50 достиг 35 тонн.
В 2005 году объявлено, что весь комплекс работ по созданию Т-50 обойдется в 5 миллиардов долларов.
Самолет будет оснащен моторами АЛ-41Ф1, так называемого первого этапа с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) и тягой 14000 кгс, двигатель второго этапа будет оснащен новым компрессором и соплом с реверсом тяги (вероятно общее плоское сопло для двух двигателей, аналогичное серийному С-37). Тяга составит 15300 - 15500 кгс.
-2006 В 2006 году запланированы завершение разработки, предъявление и защита очередного этапа проекта и его составных частей. В «Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова» идут подготовки по программе комплекса И-21. Программы разработки комплекса И-21 и семейства российских региональных самолетов RRJ являются национальными приоритетными программами в авиастроении и обеспечиваются государственной поддержкой. Основной объем НИОКР, выполняемых ОАО «ОКБ Сухого», приходится на программы военной авиации - 74,8% и почти половина от этого объема (36,7%) - НИОКР, связанные с разработкой комплекса И-21.
…"планер самолета определен, продут (в аэродинамических трубах ЦАГИ, - "ИФ-АВН"), характеристики выверены". …По его словам, ВВС России закажут также более легкий самолет пятого поколения. "Параллельно мы будем делать более облегченный самолет, может быть, с одним двигателем", - сказал В.Михайлов. По его словам, не всегда целесообразно иметь в парке только тяжелые самолеты, которые способны, например, нести 12 ракет. "Трудно предположить, что все ракеты он (летчик, - "ИФ-АВН") использует, собьет 12 самолетов противника. Пусть лучше будет 4 или даже 2 ракеты, но он их обе использует - этого будет достаточно", - сказал В.Михайлов. По словам главкома, стоимость и вес нового самолета меньше, что также имеет большое значение. В.Михайлов сообщил, что эскиз нового самолета пятого поколения в скором времени может быть обнародован.
23 августа. Истребитель пятого поколения в России планируется создать двух классов - тяжелого и легкого, сообщил главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов.
www.warfare.ru
» #4 написал: Князь (27 марта 2009 16:53) Статус: |
Я не спец в этой теме, но просто привожу план-график. Выполняется достаточно успешно, по моему разумению. Автор поста - BlackShark - личность достаточно известная в русскоязычном Инете, работает целенаправленно над улучшением имиджа Российских Вооруженных Сил. В данном случае - это не улучшение имиджа, это просто факты и планы. Не гарантирую, что абсолютно и именно так. Но прислушаться стоит.
Небольшой роадмапчик по аэрокосмическим (по большей части, военным) делам. Нарыл вот... Достаточно показательно... Поправки мои - жирным. - 2007 г. - возобновление регулярных патрульных полётов стратегической авиации (17 августа 2007 г.). - 2008 - 2009 г. - успешные пуски КР со стратегических бомбардировщиков, в том числе, и (впервые в мире, 11 октября 2008 г.), - полным боекомплектом; три серии пусков за последние полгода. Не впервые, в 1984г Ту-95МС тоже так стрелял, причем КР были перехвачены ПВО - 2008 г. - производство 16-го стратегического бомбардировщика Ту-160 на КАПО им. Горбунова (29 апреля 2008 г.). - 2009 г. - начало полномасштабной программы модернизации и "цифровизации" стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. - 2007 г. - Указ N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации". - 2007 - 2008 гг. - восстановление производства МБР "Тополь-М", до уровня 10 - 11 шт. год.Вообще-то, больше было именно РАКЕТ в 2008м - 2007 г. - 2008 г. - успешные пуски новой МБР РС-24 (три из намеченных четырех пусков - успешны; the final fourth test is scheduled on 2009). - 2009 г. - заключительный пуск МБР РС-24 и ожидаемое принятие её на вооружение. - 2009 - 2011 г., - план производства МБР - 70 шт. за три года. - 2007 г. - Мировой рекорд РФ по количеству космических пусков (26 пусков в год). Угу, причем не первый год подряд - 2008 г. - Мировой рекорд РФ по количеству космических пусков и по суммарной массе ПН, выведенной на орбиту (27 пусков, 40 % от общего кол-ва КА в мире, доставлено на орбиту российскими РН). - 2006 - 2008 г. - цифровизация РН "Союз 2.1б" и увеличение её ПН с 7000 до 8400 кг. - 2007 г. - успешный огневой прожиг 2 ст. РН "Союз-2.3". - 2008 г. - успешный огневой прожиг УРМ-2 РН "Ангара". - 2009 г. - начат огневой прожиг УРМ-1 РН "Ангара". - 2008 г. - начало строительства космодрома "Восточный". - 2008 г. - продолжение работ по строительству универсальной стартовой площадки семейства РН "Ангара" на космодроме "Плесецк". - 2008 г. - количество КА "Ураган" / "ГЛОНАСС" в орбитальной группировке, превысило 18 шт. - минимальный уровень, необходимый для 100 % покрытия навигационным сигналом, территории РФ; в настоящее время, количество действующих КА "Ураган", составляет 20 шт., 100 % орбитальной группировки - исправно и функционирует. - 2009 г. - Обновление мирового рекорда РФ по количеству космических пусков (39 пусков, 50 % от общего кол-ва КА в мире, будет доставлено на орбиту российскими РН). - 2009 г. - первый старт РН "Союз-СТ" с экваториального космодрома Куру (Kourou, Французская Гвиана; N5°09', W52°39'). - 2009 г. - завершение формирования минимальной спутниковой группировки ГЛОНАСС, необходимой для полного покрытия земного эллипосоида (24 КА). - 2010 г. - завершение формирования спутниковой группировки ГЛОНАСС, с избыточным резервированием (до 30 КА). - 2010 г. - первый старт РН "Союз-2.3". - 2011 г. - первый старт лёгкой РН "Ангара-1.2". - 2011 г. - первый старт тяжёлой РН "Ангара-3" или "Ангара-5". - 2004 - 2007 гг. - промышленностью РФ, изготовлено 63 БРПЛ (отчёт Перминова Путину 3 декабря 2007 г.).Вообще-то, МБР и БРПЛ. - 2004 - 2008 гг. - программа полномасштабных испытательных и учебно-боевых пусков БРПЛ РСМ-54М "Синева" (12 успешных и 2 неудачных в 2004 г.). - 2007 г. - принятие на вооружение БРПЛ РСМ-54М "Синева". - 2008 г. - мировой рекорд дальности полёта БРПЛ РСМ-54М "Синева" (11547 км, 11 октября 2008 г.). - 2003 г. - начало программы среднего ремонта и перевооружения ПЛАРБ пр. 667БРДМ на БРПЛ "Синева" (продолжается по настоящее время, 4 из 6 лодок пр. 667БРДМ - перевооружены, 5-я в 2009 г., - на стапеле, 6-я - в очереди на модернизацию). - 2005 - 2007 гг. - средний ремонт ПЛАРБ пр. 667БДР (2 из 5 лодок - отремонтированы; предполагается первоочередная замена остальных лодок пр. 667БДР на лодки пр. 955). - 2009 г. - пуск реактора и начало испытаний 1-й ПЛАРБ пр. 955 "Касатка" ("Юрий Долгорукий"). - 2007 - 2009 гг. - продолжение строительства 2-й и 3-ей ПЛАРБ пр. 955 "Касатка" ("Александр Невский" и "Владимир Мономах"). 3-я - пр.955А. 20ракет вместо 16, новый корпус и т.п. - 2009 г. - начало полномасштабной программы среднего ремонта и модернизации ПЛАРК пр. 949А "Антей". - 2009 г. - закладка 4-ой ПЛАРБ пр. 955 "Касатка". - 2009 - 2011 гг. - продолжение и завершение программы испытаний БРПЛ "Булава" (5 успешных, 5 неудачных пусков в период 2004 - 2008 гг.). - 2011 гг. - поступление на вооружение 1-й МЦАПЛ пр. 885 "Ясень". - 2008 г. - первый полёт Су-35БМ. - 2009 г. - сотый испытательный полёт Су-35БМ. - 2009 г. - выкатка и первый полёт ПАК-ФА(Т-50). - 2010 - 2011 гг. - принятие на вооружение Су-35БМ. - 2011 г. - начало полномасштабного перевооружения "конвенциональных" ВС РФ. - 2012 - 2015 гг. - начало программ строительства авианесущего флота. - 2015 г. - принятие на вооружение ПАК-ФА(Т-50). - 2018 - 2020 гг. - первый полёт ПАК-ДА.
» #3 написал: kornear (27 марта 2009 15:51) Статус: |
Сейчас только "Ангарой-5" догоним. Она, кстати, в 2011 году по планам со старта должна уйти.
Если честно, слабо верится. Я про 2011 год... Слишком много трепа, слишком мало дел...
Наш комментарий: С чего вы взяли? Дел как раз делается очень много. Нужно понимать, что создание новой техники это длительный процесс. Только в сказках и в СССР техника возникала по волшебству (просто потому, что в процессе разработок ни кто ни чего не сообщал ).
Цитата: kornear
С чего вы взяли? Дел как раз делается очень много. Нужно понимать, что создание новой техники это длительный процесс. Только в сказках и в СССР техника возникала по волшебству (просто потому, что в процессе разработок ни кто ни чего не сообщал ).
Просто я работал в этой отрасли когда то, как раз на КБ Салют, и наблюдал треп начальства, изменение планов на счет этой Ангары и так далее. например сначала говорили об испытаниях легких вариантах Ангары. В конце дошло, что испытывать будут самый тяжелый вариант, что не логично. Кричали что почти все сделали, но реальной работы я и не видел. Хотя я смотрел все таки с точки зрения наземных испытаний, что происходяло у конструкторов не знаю. Бывшие коллеги вроде упоминали ее, работа значит какая то проводится.
» #2 написал: Князь (27 марта 2009 15:09) Статус: |
Буран - Энергия - это в первую очередь военная система, совершенно нерентабельная на гражданке. Да, великое достижение. Да, прогресс - никто в мире 100 тонн на орбиту вывести до этого не мог (про лунную программу желающим сейчас лучше скромно промолчать - иначе зачем американцы закупили наши РД-180 19 лохматых годов выпуска?). Но дорогостоящая до такой степени... Старт "Энергии" разрушал стол почти до нуля - в этом пламени бетон плавился. Так что не все золото, что плохо лежит. Система появилась на пару десятилетий раньше времени. Сейчас только "Ангарой-5" догоним. Она, кстати, в 2011 году по планам со старта должна уйти.
Комментарий Алекс Зес: Несогласен. Буран это система освоения космоса. Союз это система мониторинга и максимум осблуживания текущих задач. Буран был ориентирован на серьезное освоение. Это и Луна и Марс и что угодно. Потому что подьемный вес и маневреность корабля позволяли решать любые задачи в том числе и военные конечно. Мы еще вренемся к таким или аналогичным системам, как только смысл жизни человечества перестанет быть тупое накопление бумаги (денег).
Группа: Главные редакторы публикации 32764 комментариев 24112 Рейтинг поста:
0
За то, что Горбачев уничтожил эту систему, на порядок выше уровнем чем Шатл, быть ему судимым судом истории. Вот уж кличка Мерзяев ему к лицу. Негодяй высшей меры гадости. Именно он породил все эту мерзость в последствии выползшую на поверхность. Все эти Вити и Юли его ученики.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 79
комментариев 85
Рейтинг поста:
Всего(актив.): 3
Используется:
Сухой: ПАК-ФА, 3, в разработке, первый полет на 2009. А. Зелин отметил, что к 2009 году будут готовы три самолета пятого поколения. «Все они в данный момент проходят испытания и находятся в той или иной степени готовности».
Конкурент:
F-35/JSF (0+) Сравнить
Сухой 3
ПАК-ФА 3 F-35/ 0
д/ф "5 поколение" НПО "Сатурн" 2 ЦНИИ МО
длина, м 20.0 19.5 19.3
размах, м 15.0 14.12 15.0
высота, м 6.1 4.45 5.8
площадь, кв.м:
крыла 80 84 70.5
вид сбоку 39.03 31.87 31.42
вид сверху 127 122 118.9
вид спереди 8.22 10.1 9.9
объём, куб.м 34.4 33.99 33.3
вес, кг:
максимальный 34000
нормальный 23500
пустого 17000
нагрузки 1400 / 6800
топлива 5100 / 10200
нагрузка на крыло, кг/кв.м 294 280 333
тяговооруженность 1.32
дальность без ПТБ, км 4000
радиус действия, км 1400
В 1998 году ВВС РФ выдали тактико-техническое задание (ТТЗ) на легкий многофункциональный фронтовой самолет (ЛФС). На роль ЛФС могли претендовать проекты С-56, С-52/57, МиГ 1.27 и МиГ-29M3.
Легкий фронтовой самолет рассматривался как дешевое дополнение к МФИ.
- 1998 СФИ (средний фронтовой истребитель).
Самолёт так называемого среднего класса, написано обоснование и техническое задание. Цель - сохранение характеристик при сниженном взлетном весе (в сравнении с Су-27) за счёт уменьшенных массово-габаритных характеристик БРЭО и повышенных удельных параметров двигателей. Вероятно в классе F/A-18E/F.
По заверениям руководства КБ Сухого СФИ способен один решать задачи МФИ и ЛФИ, в результате были окончательно закрыты темы ОКБ МиГ 1.42 и 4.12.
- 1999. Официальное начало работы по Т-50 - истребителю 5-го поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21).
…Следующим шагом стало уточнение в конце 2000 г. Состава перспективной группировки ФА. В связи с этим некоторое время тема звучала как "средний фронтовой истребитель" (СФИ).
В апреле 2001 г., ВВС конкретизировали требования к перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА). Насколько известно ВВС требуется около 300 истребителей ( оптимистично - 600 ).
По-видимому, пересмотр ТТЗ стал следствием отказа от тяжелого истребителя (программа МФИ), что привело к объединению тем МФИ и ЛФС в одну. По известным данным новая машина ОКБ Су должна была занять нишу между И-90 (1.42) и ЛФИ ( микояновский проект 80-х годов 412, С-57) и иметь нормальный взлетный вес, согласно аванпроекту 23 тонны.
На создание ПАК ФА предполагалось выделить полтора миллиарда долларов. С самого начала эта сумма вызывала сомнения. В Иркутском АПО полагают, что на программу создания собственно самолета пятого поколения необходимо 2,5-3 млрд. долл. Представитель АВПК "Сухой" заявил, что для перевода работ по С-37 из стадии экспериментального образца в стадию серийного производства потребуется примерно 10 млрд. долл. Закупочная стоимость одной машины (на внешнем рынке) вероятно будет соизмерима с ценой F-35 и составит порядка 80 млн.долл.
- ПАК ФА, 2000 - 2003 г, он победил в конкурсе аванпроектов в 2002 году.
В результате работ вырос взлетный вес и соответственно были снижены летные данные. Вероятно в результате произошёл отказ от варианта с вертикальной посадкой.
ОКБ имени Яковлева объявило о временной приостановке своего участия в проекте, ввиду изменения требований к комплексу со стороны заказчика. Укороченный взлет и вертикальная посадка будут реализованы позже.
-2003 - 2004, был успешно защищен эскизный проект.
Главный конструктор самолета Т-50 - А.Н.Давиденко (на 2004 г.). Успешно проведена защита эскизного проекта нового истребителя, начаты эксперименты на летающих лабораториях.
По состоянию на 2004 год проектный максимальный взлетный вес Т-50 достиг 35 тонн.
В 2005 году объявлено, что весь комплекс работ по созданию Т-50 обойдется в 5 миллиардов долларов.
Самолет будет оснащен моторами АЛ-41Ф1, так называемого первого этапа с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) и тягой 14000 кгс, двигатель второго этапа будет оснащен новым компрессором и соплом с реверсом тяги (вероятно общее плоское сопло для двух двигателей, аналогичное серийному С-37). Тяга составит 15300 - 15500 кгс.
-2006 В 2006 году запланированы завершение разработки, предъявление и защита очередного этапа проекта и его составных частей. В «Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова» идут подготовки по программе комплекса И-21. Программы разработки комплекса И-21 и семейства российских региональных самолетов RRJ являются национальными приоритетными программами в авиастроении и обеспечиваются государственной поддержкой. Основной объем НИОКР, выполняемых ОАО «ОКБ Сухого», приходится на программы военной авиации - 74,8% и почти половина от этого объема (36,7%) - НИОКР, связанные с разработкой комплекса И-21.
…"планер самолета определен, продут (в аэродинамических трубах ЦАГИ, - "ИФ-АВН"), характеристики выверены".
…По его словам, ВВС России закажут также более легкий самолет пятого поколения.
"Параллельно мы будем делать более облегченный самолет, может быть, с одним двигателем", - сказал В.Михайлов.
По его словам, не всегда целесообразно иметь в парке только тяжелые самолеты, которые способны, например, нести 12 ракет.
"Трудно предположить, что все ракеты он (летчик, - "ИФ-АВН") использует, собьет 12 самолетов противника. Пусть лучше будет 4 или даже 2 ракеты, но он их обе использует - этого будет достаточно", - сказал В.Михайлов.
По словам главкома, стоимость и вес нового самолета меньше, что также имеет большое значение.
В.Михайлов сообщил, что эскиз нового самолета пятого поколения в скором времени может быть обнародован.
23 августа. Истребитель пятого поколения в России планируется создать двух классов - тяжелого и легкого, сообщил главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов.
www.warfare.ru
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- 2007 г. - возобновление регулярных патрульных полётов стратегической авиации (17 августа 2007 г.).
- 2008 - 2009 г. - успешные пуски КР со стратегических бомбардировщиков, в том числе, и (впервые в мире, 11 октября 2008 г.), - полным боекомплектом; три серии пусков за последние полгода. Не впервые, в 1984г Ту-95МС тоже так стрелял, причем КР были перехвачены ПВО - 2008 г.
- производство 16-го стратегического бомбардировщика Ту-160 на КАПО им. Горбунова (29 апреля 2008 г.). - 2009 г. - начало полномасштабной программы модернизации и "цифровизации" стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. - 2007 г. - Указ N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации".
- 2007 - 2008 гг. - восстановление производства МБР "Тополь-М", до уровня 10 - 11 шт. год.Вообще-то, больше было именно РАКЕТ в 2008м - 2007 г.
- 2008 г. - успешные пуски новой МБР РС-24 (три из намеченных четырех пусков - успешны; the final fourth test is scheduled on 2009).
- 2009 г. - заключительный пуск МБР РС-24 и ожидаемое принятие её на вооружение.
- 2009 - 2011 г., - план производства МБР - 70 шт. за три года.
- 2007 г. - Мировой рекорд РФ по количеству космических пусков (26 пусков в год). Угу, причем не первый год подряд
- 2008 г. - Мировой рекорд РФ по количеству космических пусков и по суммарной массе ПН, выведенной на орбиту (27 пусков, 40 % от общего кол-ва КА в мире, доставлено на орбиту российскими РН).
- 2006 - 2008 г. - цифровизация РН "Союз 2.1б" и увеличение её ПН с 7000 до 8400 кг.
- 2007 г. - успешный огневой прожиг 2 ст. РН "Союз-2.3".
- 2008 г. - успешный огневой прожиг УРМ-2 РН "Ангара".
- 2009 г. - начат огневой прожиг УРМ-1 РН "Ангара".
- 2008 г. - начало строительства космодрома "Восточный".
- 2008 г. - продолжение работ по строительству универсальной стартовой площадки семейства РН "Ангара" на космодроме "Плесецк".
- 2008 г. - количество КА "Ураган" / "ГЛОНАСС" в орбитальной группировке, превысило 18 шт. - минимальный уровень, необходимый для 100 % покрытия навигационным сигналом, территории РФ; в настоящее время, количество действующих КА "Ураган", составляет 20 шт., 100 % орбитальной группировки - исправно и функционирует.
- 2009 г. - Обновление мирового рекорда РФ по количеству космических пусков (39 пусков, 50 % от общего кол-ва КА в мире, будет доставлено на орбиту российскими РН).
- 2009 г. - первый старт РН "Союз-СТ" с экваториального космодрома Куру (Kourou, Французская Гвиана; N5°09', W52°39').
- 2009 г. - завершение формирования минимальной спутниковой группировки ГЛОНАСС, необходимой для полного покрытия земного эллипосоида (24 КА).
- 2010 г. - завершение формирования спутниковой группировки ГЛОНАСС, с избыточным резервированием (до 30 КА).
- 2010 г. - первый старт РН "Союз-2.3".
- 2011 г. - первый старт лёгкой РН "Ангара-1.2".
- 2011 г. - первый старт тяжёлой РН "Ангара-3" или "Ангара-5".
- 2004 - 2007 гг. - промышленностью РФ, изготовлено 63 БРПЛ (отчёт Перминова Путину 3 декабря 2007 г.).Вообще-то, МБР и БРПЛ.
- 2004 - 2008 гг. - программа полномасштабных испытательных и учебно-боевых пусков БРПЛ РСМ-54М "Синева" (12 успешных и 2 неудачных в 2004 г.).
- 2007 г. - принятие на вооружение БРПЛ РСМ-54М "Синева".
- 2008 г. - мировой рекорд дальности полёта БРПЛ РСМ-54М "Синева" (11547 км, 11 октября 2008 г.).
- 2003 г. - начало программы среднего ремонта и перевооружения ПЛАРБ пр. 667БРДМ на БРПЛ "Синева" (продолжается по настоящее время, 4 из 6 лодок пр. 667БРДМ - перевооружены, 5-я в 2009 г., - на стапеле, 6-я - в очереди на модернизацию).
- 2005 - 2007 гг. - средний ремонт ПЛАРБ пр. 667БДР (2 из 5 лодок - отремонтированы; предполагается первоочередная замена остальных лодок пр. 667БДР на лодки пр. 955). - 2009 г. - пуск реактора и начало испытаний 1-й ПЛАРБ пр. 955 "Касатка" ("Юрий Долгорукий").
- 2007 - 2009 гг. - продолжение строительства 2-й и 3-ей ПЛАРБ пр. 955 "Касатка" ("Александр Невский" и "Владимир Мономах"). 3-я - пр.955А. 20ракет вместо 16, новый корпус и т.п.
- 2009 г. - начало полномасштабной программы среднего ремонта и модернизации ПЛАРК пр. 949А "Антей".
- 2009 г. - закладка 4-ой ПЛАРБ пр. 955 "Касатка".
- 2009 - 2011 гг. - продолжение и завершение программы испытаний БРПЛ "Булава" (5 успешных, 5 неудачных пусков в период 2004 - 2008 гг.).
- 2011 гг. - поступление на вооружение 1-й МЦАПЛ пр. 885 "Ясень".
- 2008 г. - первый полёт Су-35БМ.
- 2009 г. - сотый испытательный полёт Су-35БМ.
- 2009 г. - выкатка и первый полёт ПАК-ФА(Т-50).
- 2010 - 2011 гг. - принятие на вооружение Су-35БМ.
- 2011 г. - начало полномасштабного перевооружения "конвенциональных" ВС РФ.
- 2012 - 2015 гг. - начало программ строительства авианесущего флота.
- 2015 г. - принятие на вооружение ПАК-ФА(Т-50).
- 2018 - 2020 гг. - первый полёт ПАК-ДА.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Если честно, слабо верится. Я про 2011 год... Слишком много трепа, слишком мало дел...
С чего вы взяли? Дел как раз делается очень много. Нужно понимать, что создание новой техники это длительный процесс. Только в сказках и в СССР техника возникала по волшебству (просто потому, что в процессе разработок ни кто ни чего не сообщал ).
Просто я работал в этой отрасли когда то, как раз на КБ Салют, и наблюдал треп начальства, изменение планов на счет этой Ангары и так далее. например сначала говорили об испытаниях легких вариантах Ангары. В конце дошло, что испытывать будут самый тяжелый вариант, что не логично. Кричали что почти все сделали, но реальной работы я и не видел. Хотя я смотрел все таки с точки зрения наземных испытаний, что происходяло у конструкторов не знаю.
Бывшие коллеги вроде упоминали ее, работа значит какая то проводится.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Старт "Энергии" разрушал стол почти до нуля - в этом пламени бетон плавился. Так что не все золото, что плохо лежит. Система появилась на пару десятилетий раньше времени. Сейчас только "Ангарой-5" догоним. Она, кстати, в 2011 году по планам со старта должна уйти.
Несогласен. Буран это система освоения космоса. Союз это система мониторинга и максимум осблуживания текущих задач. Буран был ориентирован на серьезное освоение. Это и Луна и Марс и что угодно. Потому что подьемный вес и маневреность корабля позволяли решать любые задачи в том числе и военные конечно. Мы еще вренемся к таким или аналогичным системам, как только смысл жизни человечества перестанет быть тупое накопление бумаги (денег).
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста: