Ученые, занимающиеся происхождением планет Солнечной системы, не первый год пытаются найти объяснение различиям, которые наблюдаются как среди планет земной группы, так и среди планет-гигантов.

Одна из нерешенных проблем — отличия Марса от остальных планет земной группы. Если считать, что Марс возник примерно в одно время с Землей, Венерой и Меркурием, то почему он в два раза меньше Земли и почти в десять раз ее легче?

В решении этой проблемы помогла популярная ныне теория миграции планет и математическое моделирование. «Наша работа показала, что отгадка кроется в планетах-гигантах, которые мигрировали на большое расстояние на начальных этапах формирования Солнечной системы», — пояснил Дэвид О’Брайен (David O'Brien), автор статьи в свежем номере журнала Nature.

Камня на камне не оставил

Путем вычислений ученые показали, что в формирование планет земной группы в ближней к Солнцу области миллиарды лет назад мог вмешаться Юпитер. Согласно расчетам, формируясь из протопланетного диска, Юпитер сначала мигрировал от окраин Солнечной системы до сегодняшней орбиты Земли, а затем повернул обратно. Обратная миграция, по словам ученых, должна была начаться одновременно с образованием Сатурна. Удаляясь от Солнца, Юпитер, как «слон в посудной лавке», нарушил распределение вещества во внутренних областях протопланетного диска, оставив на будущих планетах земной группы «родовые травмы».

«Если Юпитер действительно приблизился от места своего рождения до орбиты в 1,5 астрономические единицы (1 а.е. равна расстоянию от Земли до Солнца), а затем повернул к месту нынешнего положения, он должен был вычистить дыру в распределении твердых частиц во внутренней области Солнечной системы. Это и объясняет нынешнюю небольшую массу Марса», — пояснил Кевин Уолш, соавтор исследования из обсерватории в Ницце. Однако ученых озадачило то, как миграция Юпитера в диапазоне орбит от 2 до 4 астрономических единиц могла согласоваться с существованием сегодня между орбитами Юпитера и Марса известного пояса астероидов.

Но «пояс астероидов, который сначала был нашей основной проблемой, оказался главной опорой нашей модели», — пояснил О’Брайен.

Дальнейшие расчеты показали, что модель обратной миграции Юпитера не только не противоречит сегодняшнему существованию кольца астероидов, но и объясняет некоторые его свойства. Астрономам известно, что ближняя к Солнцу часть пояса населена телами, бедными легкими элементами (S-тип), а богатые легкими элементами астероиды (C-тип) населяют преимущественно внешнюю часть пояса. Вычисления показали, что резиденты внутренней части пояса были привнесены туда с расстояния 1−3 а.е. от Солнца, а внешние астероиды вообще занесены Юпитером с окраин Солнечной системы. Это и объясняет наблюдаемое в наши дни различие в составах астероидов.