» » » Новорожденная звезда поглотила планету

Новорожденная звезда поглотила планету

26-07-2010, 11:22 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 588)
  v

Астрономы обнаружили звезду, недавно поглотившую какой-то объект— видимо, планету или даже небольшую звезду вроде красного карлика.

Объект, описанный учеными из США и Франции, находится в созвездии Рыб. Точнее— в той его части, которая носит название Северной рыбы. Не очень яркая звезда, после того, как астрономы получили ее снимки в рентгеновском диапазоне, преподнесла ученым сюрприз.

Новорожденные

Группа звезд в Северной Рыбе, которую ученые исследовали с использованием рентгеновского телескопа «Чандра», была открыта в 1988 году. Астрономы тогда достаточно быстро выяснили, что речь идет об очень молодых звездах, вокруг которых еще остались пылевые диски и которые еще не вступили в так называемую главную последовательность.

Несколько звезд типа Т Тельца. Обратите внимание на зеленые шлейфы - это струи выбрасываемого звездой вещества.
Источник: Freedman, Roger A. and William J. Kaufmann III. Universe. Seventh Edition. W.H. Freeman and Company, New York. 2005.

Главная последовательность— это важнейшее для занимающихся звездами специалистов понятие. Звезды образуются при сжатии газовых облаков, которые состоят почти целиком из водорода и потому жизнь звезды начинается с инициации термоядерной реакции, которая использует водород. Когда водород превращается в гелий, светило начинает «сжигать» и его, что не может не сказаться на состоянии звезды в целом. Солнце, например, со временем станет красным и увеличится в размерах, а потом сбросит большую часть своей оболочки и превратится в белого карлика— пройдя ряд стадий, которые ученые называют главной последовательностью.

Звезда типа Т Тельца крупным планом. Причем та самая, которая дала имя всем подобным светилам - иными словами, это и есть Т Тельца. По ссылке на источник можно скачать это фото в размере до 7846 x 8034.
Источник: T. A. Rector/University of Alaska Anchorage, H. Schweiker/WIYN and NOAO/AURA/NSF

Звезды из скопления Северной Рыбы формально еще даже не стали полноценными светилами: термоядерные реакции в них не зажглись, и свет, который видят через телескопы ученые, возникает за счет сжатия газа с его последующим разогревом. Такой тип звезд астрономы выделяют отдельно— подобные «новорожденные» называют звездами типа Т Тельца.

Астрономическое акушерство

Верный эпитет в отношении звезд типа Т Тельца подобрать непросто. Вариант «новорожденный» с одной стороны предполагает то, что звезда уже вспыхнула и обзавелась собственным источником энергии и потому не подходит. С другой стороны «эмбрионом» называют зародыш, который вне организма матери (для звезды эта аналогия означает газопылевой диск) жить не может, а некоторые звезды этого типа существуют и вне пылевого диска. Подробнее про тип Т Тельца можно почитать в Wikipedia или на Астронете— последний текст рассчитан на более подготовленного читателя.

Рентгеновская загадка

В начале января 2009 года рентгеновский телескоп «Чандра» дважды нацеливали на интересовавшее ученых скопление. Рентгеновский спектрограф (прибор для анализа спектра) потратил в общей сложности почти 21 час, накапливая достаточное количество квантов излучения и передал данные сначала в бортовой компьютер «Чандры», а потом и на Землю.

Одно из изображений "Чандры" (звезда HD 192163), наложенное на снимок обычным, работающим с видимым светом, телескопом. Добавление рентгеновских лучей позволяет увидеть ученым дополнительные детали.
Источник: X-ray: NASA/UIUC/Y. Chu & R. Gruendl et al. Optical: SDSU/MLO/Y. Chu et al.

Их последующая обработка и сопоставление с другими снимками, инфракрасными и оптическими, позволила прийти к выводу, что со звездами Северной Рыбы что-то не так. Соотношение их яркости в видимом и инфракрасном диапазоне с интенсивностью рентгеновского излучения оказалось нетипичным для представителей типа Т Тельца— и скорее напоминало звезды другого типа: гигантов класса G, которых до этого обнаруживали в созвездии Волос Вероники.

Звезды

Изучение звезд— сфера астрономии, которая в последнее время преподнесла довольного много нового. На этой неделе появилось сообщение об открытии сверхмассивной звезды почти в 300 раз тяжелее Солнца, а на прошлой стало известно о том, что ученые засекли процесс формирования гиганта массой в 20 раз больше нашего светила.

Рентгеновское излучение обычно возникает либо в атмосфере самих звезд, либо в струях вещества, которые выбрасываются растущей звездой наружу.

Но в первом случае ученых не устраивала интенсивность, а во втором— длина волны излучения или, что в данном случае то же самое, энергия фотонов. Параметры излучения указывали скорее на какие-то процессы в магнитном поле светила и тут у астрономов было два возможных объяснения.

Так называемая корональная петля - выброс плазмы с поверхности Солнца. В эту "арку" пройдет Земля вместе с Луной. Странные цвета обусловлены тем, что этот снимок сделан в ультрафиолете; еще схожие процессы можно наблюдать и в рентгеновских лучах.
Источник: Transition Region and Coronal Explorer

Первое, вскоре отвергнутое, состояло в том, что «светится» (кавычки поставлены потому что «свет» этот рентгеновский!) корона звезды. Привлечение дополнительных данных позволило отбросить эту версию и обратится к другой— рентгеновское излучение возникает при взаимодействии звезды с окружающим ее диском.

Доедая завтрак

Как пишут исследователи в аннотации своей статьи, которую в скором времени опубликует журнал Astrophysical Journal (пока что доступен только препринт)— речь идет не просто о довольно заурядном процессе поглощения новорожденной звездой пыли и газа из окружающего ее диска.

Данные «Чандры» скорее свидетельствуют в пользу того, что рентгеновское излучение, собранное телескопом за почти сутки работы, возникло при поглощении какого-то крупного небесного тела. Иными словами, одна из звезд в скоплении Северной Рыбы недавно (по астрономическим меркам, разумеется!) «съела» либо планету-гигант, либо и вовсе небольшую звезду, оказавшуюся не в то время и не в том месте.

Четверная система HD 98800, еще один пример звезд типа Т Тельца. Многие представители этого типа - двойные системы, а иногда две двойные системы еще и вращаются вокруг общего центра масс.
Источник: NASA

Если обратится к тому факту, что звезды типа Т Тельца часто двойные, а экзопланет, вплотную приблизившихся к своим светилам астрономы нашли уже свыше десятка— в этом факте «хищничества» нет ничего невозможного.

Источник: gzt.ru.