Российские специалисты заканчивают строительство стартового комплекса "Союз" на космодроме Куру во Французской Гвиане. Мобильная башня обслуживания - уникальное 50-метровое сооружение, в истории российской космонавтики такая конструкция используется впервые. Полным ходом идет сборка пакетов первой ракеты, которая стартует в декабре этого года и выведет на орбиту спутник.
Эту башню сначала целиком собрали в Подмосковье - проверили, подогнали. Затем в контейнеры и долгий путь через океан. Теперь она возвышается над тропиками - мобильная башня обслуживания ракеты-носителя "Союз" на космодроме Куру в Гвиане. Впервые в истории российской космонавтики головную часть вместе со спутником будут стыковать с ракетой в вертикальном положении.
"Суммарный вес металлоконструкций составляет 743 тонны", - сообщает представитель инженерного Управления ЦЭНКИ Борис Дубровин.
Борис Дубровин сухо рассказывает о технических параметрах башни - 53 метра в высоту, девять площадок обслуживания. Для него это очередная работа, какой была "Энергия-Буран", "Союз" на Байконуре и Плесецке, "Протон", шахтные комплексы. Но всё же работа - особенная.
"Эта конструкция отличается полностью оригинальным проектом, - поясняет Борис Дубровин. - И она вся собрана на пальцах, то есть на подвижных элементах. И когда это все собирается вместе, она приобретает необходимую жесткость, это новая методика расчета".
Всё с точностью до миллиметров - положение площадок обслуживания проверили лазером, чтобы зазоры между башней и ракетой были минимальными.
"Башня после того, как ракета будет уже стоять в вертикальном положении, наедет на стартовое сооружение, на стартовую систему, закроет полностью. И это позволит дальше работать в течение первого-второго стартовых дней, это позволит людям работать, защищенными от дождей, а вы сами видели, какие здесь дожди льют, мало не покажется, работать невозможно просто", - говорит генеральный конструктор КБ общего машиностроения Игорь Бармин.
У российских строителей космодрома порой пропадают целые недели из-за тропических ливней. Дожди, 100-процентная влажность солёного океанского воздуха - брошенный на землю болт разлагается за несколько месяцев. Потому все металлоконструкции сделаны из специальных материалов, защищены от коррозии. Мобильную башню делали методом горячего цинкования, гарантия на нее - десятки лет.
"Грандиозное сооружение, качественно новое. Конечно, оно отличается немного от Байконура, и это - несомненно. Внесены дополнительные доработки и особенно мобильная башня обслуживания, которой на Байконуре вообще нет. Но надо учесть вот этот опыт строительства нами всеми - российской стороной на Куру - практику, здания и сооружения. Вы видите, нет таких громоздких сооружений. Я думаю, что это надо учесть при строительстве космодрома Восточный", - говорит руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
С капризами местной погоды смог познакомиться и первый вице-премьер Сергей Иванов, впервые посетивший Французскую Гвиану. Стартовый стол ему удалось увидеть лишь из окна автобуса. Первый вопрос вице-премьера специалистам в монтажно-испытательном корпусе: "Крыша не течёт?" Ответ: конечно, нет, с условиями и качеством работ здесь все в порядке.
"Такое сотрудничество, оно дает не только коммерческую выгоду, об этом тоже не надо забывать, иначе такой проект просто бессмысленный становится. Но оно дает взаимопроникновение технологий и идей", - уверен первый вице-премьер Сергей Иванов.
Визит высокой делегации не приостанавливает работу – в МИКе собирают ракету-носитель - первый "Союз", который стартует с экваториального космодрома.
К МИКу в сопровождении жандармов двигаются тягачи с новыми блоками ракеты. Во время транспортировки негабаритного груза на космодроме замирает все автомобильное движение. Россияне стараются успеть к намеченной дате запуска - 17 декабря, Дню ракетных войск стратегического назначения. Символично - ракета Р-7, к семейству которой относится нынешний "Союз", создавалась в 50-е именно как стратегическая.
"Мы полностью пересчитали все заново, все конструкции, - объясняет Игорь Бармин. - Причем с применением тех расчетных методик и программ, которыми сейчас пользуются. В общем, лишний раз подтвердили, что те стартовые системы, которые обеспечили 1756 запусков, они работоспособны".
Запуски спутников из Французской Гвианы расписаны на годы вперед. Европейцы все же надеются, что отсюда когда-нибудь при помощи российского "Союза" в космос отправится и человек, а Куру станет вторым, тропическим Байконуром.
"Проблемы в том, куда запускать астронавтов. Если мы запустим с помощью "Союза" капсулу с астронавтами, то я не уверен, что она достигнет нынешней орбиты МКС. А вот если когда-то мы будем иметь космическую станцию на экваториальной орбите, то почему бы и нет?" – полагает генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден.
Ближайшая цель на космодроме - завершить строительство мобильной башни обслуживания. Уже готов, как здесь говорят, уровень 45 метров. С самого верха виден и океан, и непроходимые джунгли.
"На горизонте видим острова, известные острова Рояль, Сент-Джозеф и Дьявола, где базировались особенно опасные французские преступники, отбывали там наказание", - рассказывает Борис Дубровин.
Сегодня тюрьмы французских ссыльных - аттракцион для редких туристов. С появлением в Гвиане русских посетителей стало немного больше. Бизнес Солейги Кеннета даже пошел в гору - деревянную фигурку "Союза" спрашивают у него все чаще.
"На той ракете всего две боковые части, а здесь четыре. Эту ракету будет изготовить сложнее, чем "Ариан". Я сделаю ее. Но русские точно не уедут отсюда?" - спрашивает ремесленник Солейга Кеннет.
Российские специалисты здесь надолго, они будут обеспечивать все пуски из Гвианы, таков договор. Куру, Синнамари, Кайенна - эти непривычные нашему уху географические названия вскоре окажутся на карте российской космонавтики.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+