Частники рассчитывают заработать полетами на Луну «квадриллионы долларов»
В среду появились подробности планов очередной американской
частной компании организовать собственные полеты на Луну. «Это выгодный
бизнес. На Луне имеются минералы стоимостью 16 квадриллионов долларов», –
заявляют в компании. Заявляется даже о планах отправить на Луну
человека. Действительно ли данный проект выглядит перспективнее
государственных программ освоения спутника Земли?
Впервые
в истории частная компания получила право проводить полеты за пределы
околоземной орбиты. Фирме Moon Express было дано соответствующее
разрешение властей США. Как сообщил один из ее основателей и
председатель правления Навин Джайн, ближайшая ее цель – Луна. Первая из
экспедиций туда состоится уже в 2017 году. «Мы выбираем Луну не потому,
что это просто, а потому, что это выгодный бизнес. На Луне имеются
минералы стоимостью 16 квадриллионов долларов. Ранее полеты туда
обходились в миллиарды долларов, а сейчас стоимость нашей экспедиции на
естественный спутник Земли будет менее 10 млн», – цитирует Джайна ТАСС.
«Американцы, высадившиеся на Луне в 1969 году, могли там погибнуть, если бы улетели на два дня позже»
Речь,
естественно, пока идет о беспилотном запуске и не о добыче ископаемых, а
хотя бы о борьбе за специальную премию компании Google. Премия
предназначена тем, кто с помощью частных инвестиций создаст новый
луноход, который совершит посадку на поверхность Луны, прокатится по
ней, доставит на землю фото и видеозаписи.
Говоря о 10 млн
долларов, компания имеет в виду перспективу. Первый полет, как
заявляется, обойдется дороже – в 50 млн. Но в дальнейшем, как планируют в
компании, себестоимость экспедиции снизится. Ракета-носитель Electron
(«Электрон»), которую собирается использовать Moon Express, является
передовой разработкой фирмы Rocket Lab. Ее особенность – крайне
необычный двигатель, названный Rutherford (в честь физика Эрнеста
Резерфорда, создателя современной ядерной физики). По существу, это
первая в мире ракета на аккумуляторах.
Двигатель сжигает смесь
жидкого кислорода и ракетного топлива RP-1. Причем для подачи топлива в
конструкции используется не турбонасос с газовой турбиной, которая сама
требует большого количества топлива, а особые насосы, работающие на
постоянном токе из литий-полимерных батарей. Все это резко сокращает
затраты на топливо, а значит, делает себестоимость ракеты ниже.
Сотрудники компании уверяют, что двигатель – первый в мире, чьи детали
были напечатаны на 3D-принтере. Коммерческий полет ракеты будет первым «боевым крещением» «Электрона».
Предполагается, что в дальнейшем за Moon Express потянутся и другие
американские частные фирмы. Как писала газета ВЗГЛЯД, планы полетов на Луну есть и у компании SpaceХ,
разработчика кораблей Dragon, доставляющих грузы на Международную
космическую станцию.
Если перспективы отправки беспилотных аппаратов
на Луну эксперты оценивают как весьма реальные, то дальнейшие планы
компании вызывают споры. В частности, неоднозначную реакцию вызывает
идея со временем доставить и человека на спутник Земли.
В настоящий момент в разных странах разрабатываются государственные программы полета к спутнику Земли. Так, в России этим летом начнется строительство корабля «Федерация», с помощью которого, как ожидается, с 2025 года можно будет летать на Луну. Как ранее заявлял президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев,
ориентировочная дата пилотируемой лунной миссии – 2029 год.
Разрабатываются и планы создания лунных баз – например, американский
проект Lunar outpost, который, правда, пришлось свернуть из-за
недостатка финансирования.
Впрочем, как заметил в беседе с
газетой ВЗГЛЯД замдиректора Института космических исследований РАН
Вячеслав Родин, для организации регулярных пилотируемых полетов на Луну
или, скажем, на Марс и уж тем более создания там поселений силами хоть
частного капитала, хоть государства, требуется решить ряд технических
проблем, которые пока кажутся неразрешимыми.
Так, на Луне и на Марсе человек будет ничем не защищен от солнечной
радиации, так как у Луны и Марса нет магнитного поля. «Американцы,
высадившиеся на Луне в 1969 году, могли там погибнуть, если бы улетели
на два дня позже, когда произошла гигантская вспышка на солнце», –
напоминает Родин.
В научном мире сейчас идет большая дискуссия,
можно ли человека отправить на Луну без, так сказать, бульдозера, чтобы
он оставался на ее открытой поверхности сколько-нибудь продолжительное
время без ущерба своему здоровью. Если нельзя, то значит, стоимость
подобных пилотируемых полетов так и останется высокой. Потребуются
слишком большие затраты на обеспечение безопасности человека. «Я уверен,
что пилотируемые программы на Луну и на Марс со временем закроются, –
считает Родин. – Там будут приземляться не люди, а автоматы. А что? У
автоматов сейчас все лучше, чем у человека – и зрительные, и тактильные,
и нюхательные, и любые другие рецепторы».
Если этот прогноз
верен, то полеты к той же Луне могут быть сравнительно дешевыми, а
значит, роль частного капитала в освоении космоса будет постепенно
возрастать.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 332
Рейтинг поста: