ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Частники рассчитывают заработать полетами на Луну «квадриллионы долларов»
Частники рассчитывают заработать полетами на Луну «квадриллионы долларов»10-08-2016, 17:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Частники рассчитывают заработать полетами на Луну «квадриллионы долларов»
В среду появились подробности планов очередной американской частной компании организовать собственные полеты на Луну. «Это выгодный бизнес. На Луне имеются минералы стоимостью 16 квадриллионов долларов», – заявляют в компании. Заявляется даже о планах отправить на Луну человека. Действительно ли данный проект выглядит перспективнее государственных программ освоения спутника Земли? Впервые в истории частная компания получила право проводить полеты за пределы околоземной орбиты. Фирме Moon Express было дано соответствующее разрешение властей США. Как сообщил один из ее основателей и председатель правления Навин Джайн, ближайшая ее цель – Луна. Первая из экспедиций туда состоится уже в 2017 году. «Мы выбираем Луну не потому, что это просто, а потому, что это выгодный бизнес. На Луне имеются минералы стоимостью 16 квадриллионов долларов. Ранее полеты туда обходились в миллиарды долларов, а сейчас стоимость нашей экспедиции на естественный спутник Земли будет менее 10 млн», – цитирует Джайна ТАСС. «Американцы, высадившиеся на Луне в 1969 году, могли там погибнуть, если бы улетели на два дня позже» Речь, естественно, пока идет о беспилотном запуске и не о добыче ископаемых, а хотя бы о борьбе за специальную премию компании Google. Премия предназначена тем, кто с помощью частных инвестиций создаст новый луноход, который совершит посадку на поверхность Луны, прокатится по ней, доставит на землю фото и видеозаписи. Говоря о 10 млн долларов, компания имеет в виду перспективу. Первый полет, как заявляется, обойдется дороже – в 50 млн. Но в дальнейшем, как планируют в компании, себестоимость экспедиции снизится. Ракета-носитель Electron («Электрон»), которую собирается использовать Moon Express, является передовой разработкой фирмы Rocket Lab. Ее особенность – крайне необычный двигатель, названный Rutherford (в честь физика Эрнеста Резерфорда, создателя современной ядерной физики). По существу, это первая в мире ракета на аккумуляторах. Двигатель сжигает смесь жидкого кислорода и ракетного топлива RP-1. Причем для подачи топлива в конструкции используется не турбонасос с газовой турбиной, которая сама требует большого количества топлива, а особые насосы, работающие на постоянном токе из литий-полимерных батарей. Все это резко сокращает затраты на топливо, а значит, делает себестоимость ракеты ниже. Сотрудники компании уверяют, что двигатель – первый в мире, чьи детали были напечатаны на 3D-принтере. Коммерческий полет ракеты будет первым «боевым крещением» «Электрона». Предполагается, что в дальнейшем за Moon Express потянутся и другие американские частные фирмы. Как писала газета ВЗГЛЯД, планы полетов на Луну есть и у компании SpaceХ, разработчика кораблей Dragon, доставляющих грузы на Международную космическую станцию. Если перспективы отправки беспилотных аппаратов на Луну эксперты оценивают как весьма реальные, то дальнейшие планы компании вызывают споры. В частности, неоднозначную реакцию вызывает идея со временем доставить и человека на спутник Земли. В настоящий момент в разных странах разрабатываются государственные программы полета к спутнику Земли. Так, в России этим летом начнется строительство корабля «Федерация», с помощью которого, как ожидается, с 2025 года можно будет летать на Луну. Как ранее заявлял президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев, ориентировочная дата пилотируемой лунной миссии – 2029 год. Разрабатываются и планы создания лунных баз – например, американский проект Lunar outpost, который, правда, пришлось свернуть из-за недостатка финансирования. Впрочем, как заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД замдиректора Института космических исследований РАН Вячеслав Родин, для организации регулярных пилотируемых полетов на Луну или, скажем, на Марс и уж тем более создания там поселений силами хоть частного капитала, хоть государства, требуется решить ряд технических проблем, которые пока кажутся неразрешимыми. Так, на Луне и на Марсе человек будет ничем не защищен от солнечной радиации, так как у Луны и Марса нет магнитного поля. «Американцы, высадившиеся на Луне в 1969 году, могли там погибнуть, если бы улетели на два дня позже, когда произошла гигантская вспышка на солнце», – напоминает Родин. В научном мире сейчас идет большая дискуссия, можно ли человека отправить на Луну без, так сказать, бульдозера, чтобы он оставался на ее открытой поверхности сколько-нибудь продолжительное время без ущерба своему здоровью. Если нельзя, то значит, стоимость подобных пилотируемых полетов так и останется высокой. Потребуются слишком большие затраты на обеспечение безопасности человека. «Я уверен, что пилотируемые программы на Луну и на Марс со временем закроются, – считает Родин. – Там будут приземляться не люди, а автоматы. А что? У автоматов сейчас все лучше, чем у человека – и зрительные, и тактильные, и нюхательные, и любые другие рецепторы». Если этот прогноз верен, то полеты к той же Луне могут быть сравнительно дешевыми, а значит, роль частного капитала в освоении космоса будет постепенно возрастать. Вернуться назад |