Научно-технический совет интегрированной структуры АО «НПО
Энергомаш» рассмотрел перспективы создания электрических ракетных
двигателей повышенной мощности для решения транспортных задач в ближнем и
дальнем космосе.
Научно-технический совет интегрированной структуры (НТС ИС) АО «НПО
Энергомаш» рассмотрел перспективы создания электрических ракетных
двигателей (ЭРД) повышенной мощности для решения транспортных задач в
ближнем и дальнем космосе. Принято решение о подготовке совместной
заявки АО «КБХА» (входит в ИС АО «НПО Энергомаш») и НИЦ «Курчатовский
институт» в Фонд перспективных исследований на реализацию проекта
безэлектродного плазменного ракетного двигателя (БПРД). Предварительно
определены состав работ по созданию лабораторного образца БПРД и
кооперация предприятий, необходимая для реализации проекта.
Проведенные предприятиями-участниками НТС ИС исследования различных
типов ЭРД показали, что наиболее рациональным решением задачи создания
электроракетного двигателя мощностью 100 кВт и более является разработка
безэлектродного плазменного ракетного двигателя. БПРД обладает высокими
характеристиками и позволяет обеспечить требуемый ресурс для освоения
дальнего космоса.
Многочисленные варианты уже существующих ЭРД доказали свои положительные
качества: высокий импульс (скорость истечения рабочего вещества) и
малый массовый расход рабочего тела, что позволяет космическим аппаратам
совершать полеты на большие расстояния. Однако имеющиеся недостатки ЭРД
– малая тяга – накладывают определенные ограничения использования
подобных двигательных установок – полеты на большие расстояния длятся
очень долго. Сегодня ЭРД используются в качестве двигателей для
корректировки орбит и ориентации небольших космических аппаратов. Обычно
мощность таких двигателей не превышает нескольких десятков киловатт,
обеспечиваемых на околоземных орбитах солнечными батареями.
Рассматриваемый в настоящее время вариант безэлектродного плазменного
ракетного двигателя является новым поколением ЭРД. Это двигатель высокой
мощности, рабочее вещество в котором находится в состоянии плазмы. Он
обладает высокой энергетической эффективностью, возможностью
использовать в качестве рабочего тела практически любое вещество,
способен изменять величину удельного импульса, а максимальная мощность
двигателя ограничивается практически только мощностью питания
высокочастотного генератора. Также двигатель такого типа потенциально
может иметь большой ресурс работы, поскольку снимаются все ограничения,
связанные с воздействием энергонасыщенного рабочего вещества с
элементами конструкции.
Реализация идей, заложенных в предлагаемую разработку, стала возможной
благодаря прогрессу в исследовании плазменных процессов термоядерного
синтеза, в развитии технологии высокотемпературных сверхпроводников и
современной элементной базы высокочастотных генераторов. При создании
такого двигателя разработчикам придется решить вопросы оптимизации
плазменных процессов, разработки высокочастотного генератора, криогенных
магнитных систем, а также систем питания и управления БПРД. Обеспечение
решения этих задач потребует создания экспериментальной и испытательной
стендовой базы.
НИЦ «Курчатовский институт» является основоположником работ по ЭРД в
нашей стране. В институте имеется более чем полувековой опыт работ с
различными типами плазменных ускорителей, включая безэлектродные, и
значительный задел по сверхпроводящим магнитным системам. Работы по
безэлектродным ускорителям различной мощности и сверхпроводящим
магнитным системам активно ведутся в НИЦ «Курчатовский институт» в
настоящее время.
Инициатором начала работ по БПРД в Интегрированной структуре АО «НПО
Энергомаш» является АО «КБХА», которое начало заниматься ЭРД с 2010
года. Целью работ являлось создание магнитоплазмодинамического двигателя
(МПДД) большой мощности. В качестве первого этапа был изготовлен
демонстрационный образец МПДД мощностью до 10 кВт. Также совместно с
Научно-исследовательским институтом прикладной механики и
электродинамики Московского авиационного института выполнена еще одна
работа по ЭРД - создан высокочастотный ионный двигатель мощностью 300
Вт.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 820
Рейтинг поста:
--------------------