В список космических юбиляров вошло КБ транспортного машиностроения. От первых пусковых установок для запуска ракет на полигоне Капустин Яр до космодрома Восточный — все это разработки КБТМ. Сегодня это часть мощной структуры – НИИ стартовых комплексов имени В.П.Бармина.
На юбилее не принято говорить о технических тонкостях, только о возвышенном и покоренных высотах. Сегодня конструкторское бюро транспортного машиностроения — часть мощной структуры, НИИ стартовых комплексов.
Святая святых — проектный отдел конструкторов. Именно с их идей начинаются космодромы или, как здесь говорят, стартовые наземные комплексы и системы их обслуживания.
"Начиная с 1958 года, КБ транспортного машиностроения участвовало в разработке наземного технологического оборудования для оперативно-тактических ракет, для крылатых ракет берегового и корабельного базирования, для баллистических ракет подводных лодок", — рассказал директор НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина Руслан Мухамеджанов.
Начиналось все 65 лет назад. Шла холодная война, страна активно создавала реактивное вооружение и ракеты, но их надо было заправлять, перевозить и откуда-то запускать. 10 августа 1948 года вышло распоряжение Совета министров СССР о создании государственного специального конструкторского бюро. Так появилось КБТМ.
"Первой задачей, которая ставилась перед предприятием, была разработка транспортных и заправочных агрегатов для первых советских ракет Р-1 и Р-2", — отметил Руслан Мухамеджанов.
В КБТМ сделано много открытий — например, придумали, как перевозить и загружать заправленные ракеты на корабли и подводные лодки. Создали первый в мире автоматизированный ракетный комплекс "Зенит" на Байконуре, где люди только контролируют работу автоматики.
Главный конструктор "НИИ стартовых комплексов имени В.П. Бармина" Алексей Богомолов: "Комплекс "Зенита" на Байконуре создавался в 1980 годы. Оценка, которую давали международные эксперты, комплекс XXI века".
В этом КБ разработали и первый в мире плавучий космодром — Морской старт. Перед конструкторами стояла сложная задача — правильно рассчитать взаимодействие стартовой платформы и ракеты во время пуска.
"Она качается на волнах и в сам момент запуска двигателей она еще и притапливается в воду до определенной величины, в зависимости от нарастания тяги двигателя. Потом ее расчетная сила выталкивает, платформу подает назад, она начинает догонять ракету. Нужно было определенные технические решения внедрять для того, чтобы ракета стартовала и не зацепила что-нибудь", — пояснил заместитель главного конструктора Василий Макарычев.
Разработки КБТМ ни разу не подводили ракетчиков, надежность – показатель их работы, поэтому и приглашают наших специалистов строить стартовые комплексы не только в России.
Старт для ракеты "Союз" на космодроме Куру, во французской Гвиане и очередное открытие: конструкторам надо было придумать, как обезопасить носитель от капризов погоды — шквального ветра и тропических ливней, частых на экваторе. Так появилась мобильная башня обслуживания.
Ее подкатывают к ракете и внутри, под крышей, на ракету устанавливают головную часть со спутниками. Башня заменила металлические фермы. Решение оказалось столь удачным, что его будут использовать и на новом российском космодроме – Восточном. Это очередной проект КБТМ.
Главный специалист по универсальному комплексу Николай Абросимов: "Вся инфраструктура космодрома — расстояние между техническим комплексом, зонами обслуживания, различные производственные площадки, площади — сделана с максимальной компактностью. Все мы постарались сделать таким образом, чтобы были максимально короткие расстояния при возможной подготовке к пуску и не влияющие на безопасность".
На этапе разработки "Восточного" КБТМ объединили с конструкторским бюро общего машиностроения имени Бармина, так появился Научно-исследовательский институт стартовых комплексов. Мощная структура, которая сегодня строит новый российский космодром, эксплуатирует и модернизирует стартовые технические комплексы на Байконуре и в Плесецке, работает на военно-морские силы страны. Это только начало – начало истории НИИ стартовых комплексов. В ней, наверняка, будет не одна звездная страница, которая еще удивит мир.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+