ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Стартовый стол: на суше и на море,КБ транспортного машиностроения исполнилось 65 лет
Стартовый стол: на суше и на море,КБ транспортного машиностроения исполнилось 65 лет18-08-2013, 14:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В список космических юбиляров вошло КБ транспортного машиностроения. От первых пусковых установок для запуска ракет на полигоне Капустин Яр до космодрома Восточный — все это разработки КБТМ. Сегодня это часть мощной структуры – НИИ стартовых комплексов имени В.П.Бармина.
На юбилее не принято говорить о технических тонкостях, только о возвышенном и покоренных высотах. Сегодня конструкторское бюро транспортного машиностроения — часть мощной структуры, НИИ стартовых комплексов.
Святая святых — проектный отдел конструкторов. Именно с их идей начинаются космодромы или, как здесь говорят, стартовые наземные комплексы и системы их обслуживания.
"Начиная с 1958 года, КБ транспортного машиностроения участвовало в разработке наземного технологического оборудования для оперативно-тактических ракет, для крылатых ракет берегового и корабельного базирования, для баллистических ракет подводных лодок", — рассказал директор НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина Руслан Мухамеджанов.
Начиналось все 65 лет назад. Шла холодная война, страна активно создавала реактивное вооружение и ракеты, но их надо было заправлять, перевозить и откуда-то запускать.
"Первой задачей, которая ставилась перед предприятием, была разработка транспортных и заправочных агрегатов для первых советских ракет Р-1 и Р-2", — отметил Руслан Мухамеджанов.
В КБТМ сделано много открытий — например, придумали, как перевозить и загружать заправленные ракеты на корабли и подводные лодки. Создали первый в мире автоматизированный ракетный комплекс "Зенит" на Байконуре, где люди только контролируют работу автоматики.
Главный конструктор "НИИ стартовых комплексов имени В.П. Бармина" Алексей Богомолов: "Комплекс "Зенита" на Байконуре создавался в 1980 годы. Оценка, которую давали международные эксперты, комплекс XXI века".
В этом КБ разработали и первый в мире плавучий космодром — Морской старт. Перед конструкторами стояла сложная задача — правильно рассчитать взаимодействие стартовой платформы и ракеты во время пуска.
"Она качается на волнах и в сам момент запуска двигателей она еще и притапливается в воду до определенной величины, в зависимости от нарастания тяги двигателя. Потом ее расчетная сила выталкивает, платформу подает назад, она начинает догонять ракету. Нужно было определенные технические решения внедрять для того, чтобы ракета стартовала и не зацепила что-нибудь", — пояснил заместитель главного конструктора Василий Макарычев.
Разработки КБТМ ни разу не подводили ракетчиков, надежность – показатель их работы, поэтому и приглашают наших специалистов строить стартовые комплексы не только в России.
Старт для ракеты "Союз" на космодроме Куру, во французской Гвиане и очередное открытие: конструкторам надо было придумать, как обезопасить носитель от капризов погоды — шквального ветра и тропических ливней, частых на экваторе. Так появилась мобильная башня обслуживания.
Ее подкатывают к ракете и внутри, под крышей, на ракету устанавливают головную часть со спутниками. Башня заменила металлические фермы. Решение оказалось столь удачным, что его будут использовать и на новом российском космодроме – Восточном. Это очередной проект КБТМ.
Главный специалист по универсальному комплексу Николай Абросимов: "Вся инфраструктура космодрома — расстояние между техническим комплексом, зонами обслуживания, различные производственные площадки, площади — сделана с максимальной компактностью. Все мы постарались сделать таким образом, чтобы были максимально короткие расстояния при возможной подготовке к пуску и не влияющие на безопасность".
На этапе разработки "Восточного" КБТМ объединили с конструкторским бюро общего машиностроения имени Бармина, так появился Научно-исследовательский институт стартовых комплексов. Вернуться назад |