» » » Сверхмощная сверхновая поставила свою теоретическую модель под сомнение

Сверхмощная сверхновая поставила свою теоретическую модель под сомнение

5-03-2013, 08:54 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 023)

Необычная сверхмощная сверхновая PS1-10afx, крайне бедная водородом, показывает свойства, которые не могут быть объяснены теоретическими моделями таких взрывов, уверены Алисия Содерберг (Alicia Soderberg) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) и её соавторы. На первый взгляд, PS1-10afx, похожая на сверхновую типа Ia, должна вспыхнуть в тот момент, когда небольшой, но тяжёлый, как Солнце, белый карлик наберёт достаточно водорода от ближайшей к нему звезды-спутника и взорвётся, превысив определённый предел.

Вспышка была настолько мощной, что оказалась несовместимой ни с одной теоретической моделью такого рода событий. (Иллюстрация Alicia Soderberg et al.)

Однако подобные сверхновые взрываются близ одного и того же предела, то есть их светимость близка, что даже позволяет использовать их как средства для определения расстояний до тех или иных объектов. А вот PS1-10afx была чуть ли не 20 раз ярче положенного.

Что это? Как поначалу предположили астрономы, сверхновая была обычной, а вот условия её наблюдения — нет. Где-то между земными телескопами и PS1-10afx находится некий массивный объект (или группа таких объектов), который исказил своей гравитацией пространство-время и создал давно используемый учёными эффект гравитационной линзы, многократно усилив яркость вспышки. Одна беда: объект с такой колоссальный гравитацией должен быть гигантским. Но его поиски не дали не только массивных, но и вообще никаких кандидатов на роль гравилинзы; крупных объектов между нами и линзированной сверхновой нет в принципе.

Оппоненты предлагают считать, что причиной искажения света от взрыва стала тёмная материя вокруг карликовых галактик вроде NGC 5477. (Иллюстрация ESA, Hubble, NASA).

«В итоге мы решили считать это дополнительным домашним заданием для теоретиков», — шутит г-жа Содерберг. В переводе с астрономического на человеческий речь может идти о некоем новом типе сверхновой либо об усилении взрыва из-за столкновения ранее сброшенных частей звёздной оболочки с продуктами распада сверхновой и о порождённой ими некоей вторичной вспышке.

Впрочем, несколько коллег учёных уже высказали сомнение: а не может ли тёмная материя между PS1-10afx быть той самой отсутствующей гравитационной линзой?

Напомним: теоретики давно предсказывали, что множество галактик-спутников крупных галактик вроде нашего Млечного Пути имеют в своём составе в основном тёмную материю, то есть могут искажать и усиливать свет объектов за ними, даже будучи, на первый взгляд, слишком лёгкими для этого.

С препринтом рассмотренного исследования можно ознакомиться здесь http://arxiv.org/abs/1302.0009, а с частью критических аргументов сторонников версии о тёмной материи — тут http://arxiv.org/abs/1302.2785v1.

Подготовлено по материалам NewScientist.