» » » И всё-таки: как именно образовалась Луна?

И всё-таки: как именно образовалась Луна?

19-10-2012, 16:32 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (3) | просмотров: (2 380)

И всё-таки: как именно образовалась Луна?

Александр Березин

В общем, в начале была планета, вращавшаяся вокруг Солнца по той же орбите, что и Земля. Первая догнала вторую и...

Каким бы ни было тело, столкнувшееся с Землёй (условно называемое Тейей), его изотопный состав не должен совпадать с нашим. А вот у Луны он совпадает с земным, причём в очень значительной степени. Как это объяснить? На днях появились две независимые публикации, подходящие к проблеме с разных сторон.

Если верны первые две гипотезы, то Тейя у нас под ногами, а если третья, то, вероятно, всё ещё над головой. (Иллюстрация UCSD.)

Первая теория, разработанная Робин Кануп из Юго-Западного исследовательского института (США), предполагает, что, вопреки ранним гипотезам, Тейя была не меньше Земли в несколько раз, а примерно равна ей. Вторая, авторства Сары Стюарт из Гарвардского университета (США), такова: Тейя была размерами с Марс, а не как Земля. А земное происхождение пород Луны в основном обусловлено тем, что предыдущее моделирование неверно рассчитывало скорость вращения Земли до столкновения. Напомним: сейчас полагается, что до столкновения и в первое время после него сутки Земли составляли пять часов. У авторов второй гипотезы при сутках в 2,5 часа (вдесятеро короче нынешних) всё получилось.

Проблемой гипотез является их совпадение с тем изотопным составом Луны, который мы наблюдаем сегодня. Если обе теории верны в отношении состава, то какой именно из двух механизмов сработал? Очевидно, должны быть методы проверки гипотез, выходящие за рамки анализа химического состава лунных и земных пород. К счастью, они есть.

Первая теория рассматривает вариант столкновения двух тел исходя из их близости по массе и размерам: Тейя весила от 50% до 90% тогдашней Земли. Моделирование столкновения (почти по касательной, на 4 км/с) с объектом в 80% земной массы дало результат, сходный с имеющимся: составы Земли и Луны сходны, но относительная доля железного ядра у планеты в итоге больше, ибо именно в земной мантии остались тяжёлые породы Тейи.

В статье Сары Стюарт масса входящего тела равна 10% от тогдашней земной — иными словами, близка к марсианской, что является традиционным вариантом массы Тейи. Распределение поднятой взрывом породы, формирующей Луну в ближайшем космосе из осколочного диска, совпало с теоретически необходимым для создания современной Луны. Тейя просто утонула в глубинах нашего дома, оттого её «начинка» не была выброшена в космос и не приняла участия в формировании спутника:

«Цена» этого варианта, на первый взгляд, невелика: просто Земле, поглотившей угловой момент Тейи, надо было вращаться вокруг оси за 2,3–2,7 часа. Правда, в обоих случаях есть тонкость: со временем конвекция должна была вынести часть материала Тейи с характерным инопланетным распределением изотопов на поверхность, но геологи ничего такого не наблюдают.

Спрятать концы в воду при массе Тейи в 10% (вторая гипотеза) от земной проще «в разы»: если выносы породы на поверхность и имели место, то фрагментарные, и их было бы непросто отделить от случайных флуктуаций.

Но обе гипотезы оставляют другую существенную проблему. Система Земля — Луна в обоих вариантах после столкновения должна была иметь воистину колоссальную скорость вращения, так как к имевшейся добавлялась энергия Тейи. Угловой момент тел системы не мог провалиться в никуда: или мы до сих пор жили бы в двух-трёхчасовых сутках, или расстояние между Луной и Землёй увеличилось бы не до 400 тыс. км, а гораздо больше. Ничего из этого не наблюдается. Так куда же делась энергия?

Авторы второй работы предполагают: дело в том, что между лунной орбитой и орбитой системы Луна — Земля есть резонанс, посредством которого угловой момент частично передаётся Солнцу. Поскольку его масса очень велика в сравнении с Землёй и Луной, то списать на такой фактор можно (почти) какую угодно потерю углового момента.

Напомним, что есть и третий вариант: столкновение произошло с телом с массой Марса, но под очень пологим углом, из-за чего это было скорее соприкосновение, а Тейя, следовательно, унесла из зарождающейся после столкновения системы Земля — Луна огромное количество углового момента, что и позволило компонентам системы вращаться с более умеренной (наблюдаемой нами) скоростью.

Однако и эта гипотеза не указывает на важнейший, казалось бы, элемент своей проверяемости: куда делась Тейя? Прямо скажем, тело с марсианской массой, а то и тяжелее, не иголка в стоге сена; таких в Солнечной системе мало. Вылететь из неё ему было бы очень сложно, а внутри его нет (точно нет?). Таким образом, для проверки третьего подхода нужен след. След в виде неизвестной планеты размером с Марс в Солнечной системе.

Соответствующие исследования в ближайшее время будут опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам Ars Technica.

1. » #3 написал: saggitarius (19 октября 2012 21:17)

Хотелось=бы дать подсказку запутавщимся ученым ввиде стихотворной формы, Луна!Ты вечная спутница наша
    Сколько загадок и тайн?
    Хранишь ты в этом пространстве
    Недосягаемым нам.

Ты месяц посланный нам для баланса
    Для равновесия систем
    Вошла ты в наше звездное пространство
    Для жизнидеятельности всем

Ты создана из Фаэтона,
    Из осколков планеты,из сердца ядра,
    Ты стала космическим домом,
    Для звездных гостей из другого мира

Ты поднимаешь нам реки,
    Ты осушаешь моря,
    Ты управляешь погодой,
    На нашей планете Земля.

Ты создаешь приливы,отливы,
    Влияешь на поведенье людей,
    Ты не пускаешь обратно в гавань,
    Десятки наших кораблей.

Твои предшественницы сестры:Леля и Фата
    Погибшие от злых экспериментов,
    Десятки тысяч лет тому назад,

Не так скрывали свои тайны,
    Как ты скрываешь их от нас,
    Что там такого ты так прячешь?
    От человеческих всех глаз.

Сколько ты спрятала в недрах?
    Космических баз,кораблей,
    Сколько скрываешь ты станций?
    На обратной стороне своей.,

Сколько людей на планете?
    Любуясь тобой в час ночной,
    Взирцают мерцание света
    С манящею синевой.

Ты стала пристанищем вечным,
    Для спутников,многих ракет,
    И люди к тебе прилетали,
    И оставили там человеческий след.,

Ты скоро доступною станешь,
    Для старта к звёздам другим,
    Для освоения Марса,
    Для лунных программ,под названием "ЕДИН

Луна!Ты вечная спутница наша,
    Сколько загадок и тайн?
    Хранишь ты в этом пространстве
    По сей день непознанным нам.

С Уважением Владимир.

2. » #2 написал: Al Xan (19 октября 2012 16:49)

Меня поражает человеческая тупость. Нужно тупо сочинять нелепости вместо того, чтобы просто прочесть умную книгу, где всё это объясняется. Ну почему это нельзя сделать? См. ЕПБ "Космогенезис". Создаётся впечатление, что "НАУКА" это просто "пилорама", где распиливаются деньги.

3. » #1 написал: ЛекС (19 октября 2012 16:40)

Теории теории.. Может луна не то чем кажется?