Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу

Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу


27-04-2012, 13:32 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (6 882)

Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу

Проект «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» разработан рабочей группой под руководством Ю.Н.Коптева, 6 марта 2012 года одобрен на заседании Коллегии Федерального космического агентства, представлен в Правительство Российской Федерации и проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 

Предложения по проекту документа можно присылать, заполнив представленную форму.

 

 


 

Проект

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

I. Общие положения

II. Принципы космической деятельности на долгосрочную перспективу

III. Цель Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу

IV. Рубежи и ожидаемые результаты

V.  Приоритеты Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу

     5.1. Обеспечение социально-экономической сферы

     5.2. Фундаментальные космические исследования

     5.3. Пилотируемые программы

     5.4. Развитие средств выведения, космодромов, наземного комплекса управления космическими аппаратами

VI. Прорывные технологии

VII. Развитие ракетно-космической промышленности

VIII. Международное сотрудничество

IX. Механизмы реализации Стратегии

     9.1. Принципы реализации Стратегии

     9.2. Стимулы Стратегии

     9.3. Государственно-частное партнерство в сфере космической деятельности

     9.4. Компетенции и задачи органов государственной власти

     9.5. Финансовые механизмы

     9.6. Приоритеты развития правовых механизмов

 

 

I. Общие положения

 

Под Стратегией развития космической деятельности России (далее Стратегия) понимается совокупность принципов, целей, приоритетных направлений, этапов и путей реализации стратегических интересов России в области космической деятельности на долгосрочную перспективу.

 

Стратегия конкретизирует пути реализации основных положений Конституции Российской Федерации, Федерального Закона Российской Федерации «О космической деятельности», «Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» с учетом результатов долгосрочного прогнозирования перспектив развития российской космической деятельности.

 

Стратегия является основополагающим документом стратегического планирования при организации и осуществлении российской космической деятельности, уточнении действующих и формировании новых федеральных целевых (государственных) программ в части: принципов, целей развития, ожидаемых результатов, приоритетных направлений космической деятельности, прорывных космических технологий, развития ракетно-космической промышленности, международного сотрудничества, стимулов развития, организации государственно-частного партнерства, компетенции и задач органов государственной власти, финансовых механизмов и приоритетов развития правовых механизмов в области космической деятельности.

 

II. Принципы космической деятельности на долгосрочную перспективу

 

Организуя национальную космическую деятельность и участвуя в международном сотрудничестве, Россия будет твердо придерживаться изложенных ниже принципов и призывает к этому другие страны.

 

Оказывая всестороннюю, в том числе и финансовую, государственную поддержку космической деятельности, Россия будет исходить из принципа ее соответствия развитию технико-экономического потенциала страны и сохранения ее роли в стимулировании создания новейших технологий, а также придерживаться принципа целесообразности развития уже освоенных и новых направлений космической деятельности с учетом их вклада в экономику страны, обеспечения ее обороны и безопасности, достижения лидирующего положения российской науки, преимущественного использования критерия «эффективность-стоимость» при выборе конкретных проектов, доведения до реального использования результатов космической деятельности.

 

Для реализации стратегических интересов в космосе России важен независимый доступ в космос, гарантированно исключающий риски недружеских действий со стороны других стран. В связи с этим Россия будет последовательно отстаивать принципиальное право любой страны на независимый доступ в космос с учетом безусловного выполнения обязательств по нераспространению ракетных технологий. Реализуя принцип независимости и партнерства, Россия и впредь будет создавать возможности для обеспечения со своей территории и территории других стран запуска как отечественных, так и зарубежных космических аппаратов. По задачам, преимущественно научного и социально-экономического характера, будет поощряться формирование стратегических партнерств с зарубежными странами с учетом общей динамики развития международных отношений и на выгодных для России условиях.

 

Решение целого ряда проблем выживания человеческой цивилизации, задач рационального освоения дальнего космоса и использования ближнего космоса сопряжено со значительными ресурсными затратами и возможно лишь при сотрудничестве государств. Россия, постоянно расширяя участие в международном сотрудничестве, будет придерживаться принципа взаимовыгодного сотрудничества.

 

Для обеспечения необходимого уровня национальной безопасности страны и статуса России как ведущей космической державы требуется всемерное развитие отечественной ракетно-космической промышленности (РКП), способной разрабатывать и производить космическую технику мирового уровня по всем традиционным и перспективным направлениям космической деятельности.

 

Стратегическим интересам России отвечает становление и развитие государственного, а также коммерческого сектора отечественной космической деятельности. Учитывая высокие риски коммерческого сектора, Россия будет следовать принципу государственно-частного партнерства, оставляя за государством научно-исследовательский комплекс, основную часть производственных фондов, создание космической техники и решение целевых задач в интересах обеспечения обороны и безопасности страны, исследования и освоения космического пространства, а также обеспечение космической деятельности средствами выведения, управления полетом космических аппаратов и космодромами. Россия будет поощрять инновационно ориентированное предпринимательство в части предоставления услуг с использованием результатов космической деятельности, а также последовательное развитие возможностей по коммерческому созданию космических средств связи, телерадиовещания и дистанционного зондирования Земли, а в долгосрочной перспективе – средств выведения и осуществления пилотируемых полетов в космическом пространстве.

 

Россия будет придерживаться принципа приоритетности международного космического права над национальным и всесторонне способствовать его развитию. Россия не будет признавать претензий государств на суверенитет над космическим пространством, его зонами и какими-либо небесными телами. Она будет активно развивать, а при необходимости и использовать, политические возможности и технические средства для защиты своих космических средств от активных, пассивных помех и агрессивных действий, используя право на самооборону.

 

Темпы развития космической деятельности и ее эффективность в значительной степени зависят от состояния и темпов развития космических и общепромышленных технологий. Россия будет придерживаться принципа рационального сочетания развития собственных технологий с закупкой (обменом или совместной разработкой) наиболее передовых технологий за рубежом. Для этого Россия будет, в первую очередь, обеспечивать ускоренное восстановление и развитие отечественной радиоэлектронной промышленности и специальных материалов, замещение в перспективе закупаемых за рубежом основных технологий и изделий на отечественные, восстановление системы подготовки и закрепления высокопрофессиональных кадров.

 

В соответствии с принципом обеспечения перспективности развития Россия будет осуществлять разработку и реализацию масштабных проектов в целях изучения и освоения космического пространства преимущественно в интересах удовлетворения потребностей и задач фундаментальной науки, ускоренного создания более прогрессивных космических технологий, создания задела на будущее для решения задач пространственной экспансии и расширения сферы присутствия в космосе.

 

III. Цель Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу

 

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политику. Одним из приоритетных направлений достижения этих целей является развитие космической деятельности. Исходя из этого, целью Стратегии является обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.

 

Достижение цели характеризуется:

 

полным удовлетворением на мировом уровне растущих потребностей социально-экономической сферы, науки, обороны и безопасности страны в решении задач с использованием отечественных космических средств;

 

занятием лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаментальных космических исследований (планетологии, астрофизики, исследования солнечно-земных связей и др.);

 

занятием лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях исследования Луны;

 

обеспечением полноценного участия в проектах международного сообщества, включая миссии к другим планетам Солнечной системы;

 

сохранением лидирующих позиций в средствах выведения;

 

обеспечением независимого доступа в космос со своей территории во всем спектре решаемых задач;

 

обеспечением мирового уровня эксплуатационно-технических характеристик отечественных космических средств;

 

наличием эффективной высокотехнологичной ракетно-космической промышленности;

 

занятием Россией достойного места на мировом космическом рынке.

 

IV. Рубежи и ожидаемые результаты

 

Стратегия имеет следующие главные рубежи и результаты реализации.

 

2015 год - рубеж восстановления возможностей.

Его достижение определяется выполнением действующих на момент принятия Стратегии планов и программ по всем направлениям космической деятельности, включая:

 

развертывание необходимых составов орбитальных группировок для предоставления в требуемом объеме и надлежащего качества космических данных в интересах социально-экономической сферы, науки, обороны и безопасности страны;

 

сохранение ведущих позиций Российской Федерации в средствах выведения и пилотируемых полетах;

 

доведение целевых характеристик отечественных космических аппаратов до мирового уровня за счет преимущественного использования зарубежной электронной компонентной базы;

 

создание первой очереди космодрома «Восточный» и обеспечение готовности к запуску с его территории автоматических космических аппаратов;

 

создание научно-технического задела в интересах реализации в последующие периоды масштабных проектов для исследования и освоения дальнего космоса;

 

формирование конкурентоспособных на внешнем рынке вертикально интегрированных многопрофильных предприятий, перевооружение критически важных производств  за счет внедрения высокотехнологичного, прогрессивного оборудования.

 

2020 год - рубеж закрепления возможностей.

Его достижение определяется закреплением России в группе ведущих космических держав по всем основным направлениям космической деятельности, включая:

 

развертывание орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих в полном объеме  с качеством мирового уровня потребности социально-экономической сферы, науки, обороны и безопасности страны в космических средствах и услугах;

 

создание условий для производства отечественной электронной компонентной базы с качеством мирового уровня;

 

создание необходимых условий для независимого доступа России в космос со своей территории во всем спектре решаемых задач;

 

завершение эксплуатации МКС и выполнение мероприятий по подготовке к ее управляемому спуску с орбиты;

 

создание в готовности к летным испытаниям тяжелого пилотируемого корабля нового поколения;

 

выполнение исследований в области астрофизики, физики Солнца и околоземного космического пространства, проведение ряда миссий по углубленному исследованию Луны с луноходами, а также отбором и доставкой на Землю образцов грунта;

 

участие в составе международной кооперации в работах по развертыванию на поверхности Марса сети долгоживущих исследовательских станций, проведению миссий к Венере, в систему Юпитера и астероидам;

 

занятие ведущих позиций на космических рынках развивающихся стран;

 

решение проблемы подготовки кадров для отечественной космической деятельности;

 

расширение практических приложений космической деятельности.

 

2030 год - рубеж прорыва.

Его достижение определяется постановкой и началом реализации масштабных проектов по использованию ближнего космоса, исследованию и освоению дальнего космоса, включая:

 

выполнение мероприятий по развертыванию и поддержанию орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих формирование и удовлетворение в полном объеме и с требуемым качеством потребностей социально-экономической сферы, науки, обороны и безопасности страны в результатах космической деятельности, создание прогрессивных технологий обслуживания, заправки и ремонта космических аппаратов в околоземном космосе;

 

создание единого информационного поля, обеспечивающего ретрансляцию информации в структуре управления и информационного обеспечения страны, а также объектов в ближнем и дальнем космосе, на поверхности планет и тел Солнечной системы;

 

создание и постоянная актуализация информационной модели Земли как экосистемы;

 

расширение возможностей России по обеспечению независимого доступа в космос - ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный», создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса, а также необходимого парка космических буксиров;

 

осуществление пилотируемых полетов с выполнением космических исследований и экспериментов на высоких околоземных орбитах;

 

выполнение исследований в области астрофизики, физики Солнца и околоземного космического пространства;

разработку средств для контактных исследований и последующего освоения Луны;

 

осуществление демонстрационного пилотируемого облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю;

 

продолжение активных исследований, в том числе и в составе международной кооперации, Луны, Марса, Венеры, системы Юпитера и Сатурна, а также астероидов автоматическими космическими аппаратами;

 

достижение взвешенного баланса между самодостаточностью и международным разделением труда в части электронной компонентной базы, систем и элементов космических средств, наземного оборудования;

 

организацию создания ракетно-космической техники (РКТ) крупными конкурентоспособными на мировом рынке холдингами и межотраслевыми интегрированными структурами, развитие государственно-частного партнерства и международного сотрудничества;

 

занятие конкурентных позиций на мировом рынке космической техники и услуг;

 

активное участие России в многосторонних международных космических проектах, направленных на снижение засоренности в околоземном космическом пространстве, борьбу со стихийными бедствиями, решение проблем выживания человеческой цивилизации, экспансию к планетам и телам Солнечной системы, снижение астероидно-кометной опасности и других угроз из космоса.

 

После 2030 года - развитие прорыва.

Характеризуется практической реализацией масштабных проектов освоения ближнего космоса, Луны и созданием условий для осуществления пилотируемого полета на Марс, включая:

 

выполнение исследований в области астрофизики, физики Солнца и околоземного космического пространства;

создание единого информационного пространства страны;

 

выход на принципиально иные, не прогнозируемые или рассматриваемые в настоящее время лишь концептуально (космические электростанции, захоронение радиоактивных отходов, космические лифты, производство в космосе и др.) цели, задачи, принципы и методы реализации космических программ;

 

выполнение исследований в области астрофизики, физики Солнца и околоземного космического пространства;

регулярные пилотируемые полеты к Луне;

 

развертывание на Луне постоянно действующих станций и научных лабораторий;

 

создание многоразовой системы доступа к Луне - многоразовой космической ракетной системы, многоразовых межорбитальных буксиров (грузовых и пилотируемых), многоразовых модулей лунного взлетно-посадочного комплекса, а также околоземной и лунной орбитальных станций обслуживания транспортных операций;

 

создание научно-технической и технологической основы для полномасштабного участия России в международной кооперации для подготовки и осуществления пилотируемого полета на Марс.

 

V. Приоритеты Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу

 

На современном этапе с учетом прогнозируемых ресурсных и технических ограничений устанавливаются следующие приоритеты работ по использованию, исследованию и освоению космического пространства:

 

первый приоритет должны иметь работы, связанные с развитием и использованием космической техники, технологий и услуг в интересах удовлетворения потребностей социально-экономической сферы, науки, обороны и безопасности страны (космические комплексы и системы связи, дистанционного зондирования Земли, координатно-временного и навигационного обеспечения, космические средства для фундаментальных космических исследований;

 

второй приоритет должны иметь работы по созданию пилотируемых, транспортных и напланетных средств для решения задач освоения космического пространства, в том числе связанные с созданием многоразовой ракетно-космической системы;

 

третий приоритет должны иметь работы, связанные с созданием научно-технического задела для осуществления в составе международной кооперации пилотируемого полета на Марс, а также с созданием орбитальной станции нового поколения.

 

5.1. Обеспечение социально-экономической сферы

 

Цель развития данного направления - наиболее полное удовлетворение растущих потребностей социально-экономической сферы в услугах, создаваемых отечественными космическими средствами.

 

Техническим базисом реализации стратегических интересов России в ближнем космосе является создание и комплексное использование специализированных по целевому назначению систем автоматических космических аппаратов (связи, дистанционного зондирования Земли, координатно-временного и навигационного обеспечения), объединенных системами межспутникового информационного обмена и ретрансляции, специализированными наземными комплексами приема, обработки, распространения информации и валидационными системами.

 

Ключевыми положениями Стратегии в данном направлении приняты:

 

развертывание орбитальных группировок преимущественно за счет серийных космических аппаратов;

поэтапное внедрение не позднее 2025 года модели операторских услуг;

 

реализация догоняющей модели развития, связанной с закупкой на первых этапах при необходимости наиболее передовых зарубежных целевых приборов и служебных систем космических аппаратов с овладением технологиями их изготовления и использования, создание опережающего задела по бортовой целевой аппаратуре и бортовым системам;

 

создание (с использованием зарубежных и отечественных технологий и приборов) отечественных космических комплексов и систем, обеспечивающих предоставление услуг государственным и частным (включая зарубежные) потребителям с принципиально новыми или существенно более высокими потребительскими свойствами;

 

последовательное расширение производства таких средств с перспективой их дальнейшего совершенствования и вытеснение зарубежных фирм с внутреннего рынка и повышение доли отечественных средств на рынках развивающихся стран.

 

Основные этапы развития автоматических космических аппаратов включают:

 

до 2015 года - развертывание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов связи, дистанционного зондирования Земли и навигации с использованием отработанных в полете и серийно изготавливаемых космических аппаратов;

 

до 2020 года - завершение создания более совершенных космических аппаратов, переоснащение с их использованием орбитальных группировок до уровня, позволяющего решать необходимый перечень задач в интересах внутренних потребителей и обеспечивающего выход на космический рынок развивающихся стран, создание и отработка системы обслуживания отдельных космических аппаратов на орбите;

 

до 2030 года - переход на использование унифицированных платформ, которые должны быть обслуживаемыми, модульными, оснащаться для каждого весового класса (малые, средние, тяжелые) унифицированной служебной аппаратурой со стандартизованными интерфейсами служебного и информационного обмена. Выход на мировой космический рынок автоматических космических аппаратов; создание и широкое применение пилотируемых и автоматических космических аппаратов для обслуживания, заправки и ремонта космических аппаратов  на орбитах;

 

после 2030 года - переход на обслуживаемые в полете космические аппараты, обеспечивающие рациональное комплексирование задач на борту, имеющие блочную (модульную) структуру с максимальной унификацией целевых и обеспечивающих приборов и систем.

 

5.2. Фундаментальные космические исследования

 

Цель развития отечественных фундаментальных космических исследований - выход российской науки на ведущие позиции в ключевых направлениях наук о космосе, а в долгосрочной перспективе - завоевание и удержание позиций одного из мировых лидеров в основных научных дисциплинах о космосе.

 

Важнейшими, равнозначными в отношении приоритетов, направлениями отечественных фундаментальных космических исследований на долгосрочную перспективу в дальнем космосе приняты:

исследование планет и малых тел Солнечной системы, поиск путей предотвращения возможных угроз Земле и ее биосфере, детальное изучение Луны с помощью автоматических космических аппаратов и робототехнических систем, развертывание на ее поверхности астрономических обсерваторий, пунктов мониторинга Солнца и станций наблюдения за Землей;

 

астрофизические исследования, включая физику космических лучей;

 

изучение Солнца и солнечно-земных связей;

 

изучение влияния факторов космического полета и космического пространства на живые системы, в том числе в интересах осуществления пилотируемых полетов за пределами магнитосферы Земли, поиск внеземной жизни.

 

В обеспечение реализации приоритетных направлений должны быть решены следующие практические задачи:

 

до 2015 года - реализация имеющегося задела по созданию космических средств и решению наиболее актуальных задач, в том числе:

 

развертывания и ввода в эксплуатацию астрофизических обсерваторий;

 

создания на базе унифицированной платформы дешевых малоразмерных космических аппаратов для решения частных актуальных задач исследования космических лучей и солнечно-земных связей;

 

возобновления исследования Луны с использованием лунного посадочного аппарата и космического комплекса для проведения комплексных исследований Луны;

 

участия в международных космических проектах;

 

до 2025 года - активное полноправное участие в международной кооперации по исследованию Солнца, Луны, планет и малых тел Солнечной системы;

 

создание отечественных космических астрофизических обсерваторий со сверхвысокими, превосходящими мировой уровень, чувствительностью и разрешающей способностью;

 

проведение широкого спектра исследований Луны с орбиты и на поверхности с помощью автоматических космических аппаратов;

 

в период до 2030 года - развертывание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды в гелиосфере, дальнейшее углубленное изучение Луны в интересах ее освоения;

 

исследования процессов в атмосфере и на поверхности Марса, доставка образцов вещества с других небесных тел, осуществление полетов в систему Юпитера и на Венеру;

 

определение характеристик планетных систем у других звезд;

 

после 2030 года - изучение эволюции Земли и Солнца, климата Земли, определение путей предотвращения возможных космических угроз Земле и ее биосфере, разработка технологий поиска и освоения ресурсов Луны и астероидов, размещения на поверхности Луны космических обсерваторий с уникальными чувствительностью и разрешающей способностью.

 

5.3. Пилотируемые программы

 

Стратегической целью пилотируемой космонавтики в рассматриваемый долгосрочный период является не только сохранение, но и укрепление лидирующих позиций России в мировой космонавтике за счет решения пилотируемыми средствами качественно новых задач, приобретения опыта освоения новых областей космического пространства - окололунного пространства и Луны.

 

Для достижения данной цели в рассматриваемый период должен быть пересмотрен и расширен круг задач, решаемых на низких околоземных орбитах, с ориентацией на задачи освоения более удаленного пространства, включая практические задачи начального этапа освоения Луны. В процессе освоения окололунной области, создания лунной инфраструктуры должен быть создан технологический задел для участия в международной кооперации при осуществлении межпланетных полетов к Луне, Марсу и ближайшим астероидам.

 

В рамках решения поставленных задач предусматривается следующая этапность развития пилотируемой космонавтики:

 

до 2020 года - продолжение эксплуатации МКС: ввод в состав российского сегмента многофункционального лабораторного модуля и нескольких специализированных или автономных модулей - прототипов модулей для решения задач в удаленном околоземном пространстве. Начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения перспективной пилотируемой транспортной системы для реализации программ научно-прикладных исследований, отработки технологий полетов к Луне и технологических заделов реализации таких полётов, полетов на специализированные или автономные модули. Рассмотрение вопросов целесообразности продления эксплуатации МКС на период после 2020 года или завершения эксплуатации РС МКС и подготовка к утилизации станции совместно с международной кооперацией по программе МКС;

 

до 2025 года - реализация научно-прикладных исследований и расширение их спектра с помощью пилотируемого корабля нового поколения, а также специализированных или автономных модулей, в том числе в составе программы МКС, если её эксплуатация будет продлена. Разработка роботизированных средств для изучения Луны и средств обеспечения пилотируемого полета на Луну, а также ракеты-носителя сверхтяжелого класса, развертывание работ по созданию лунной орбитальной станции;

 

до 2030 года - осуществление облета Луны, а также высадка российских космонавтов на поверхность Луны. Разработка целого ряда элементов лунной инфраструктуры: модулей лунной базы, лунного посадочного корабля для доставки грузов, комплекса лунных робототехнических и напланетных транспортных средств, межорбитального буксира для транспортировки грузов на Луну;

 

после 2030 года - эксплуатация лунной орбитальной базы в посещаемом режиме, обслуживание и ремонт крупных космических аппаратов и межорбитальных буксиров на околоземных орбитах.

 

5.4. Развитие средств выведения, космодромов,

наземного комплекса управления космическими аппаратами

 

Независимый доступ России в космос является одним из основных национальных приоритетов развития российской космонавтики и обеспечивается развитием российской системы средств выведения и наземной космической инфраструктуры, включая космодромы и наземный автоматизированный комплекс управления космическими аппаратами.

 

На весь период действия Стратегии развитие национальной космической инфраструктуры планируется в составе государственного сектора экономики. В то же время не исключается привлечение компаний различных форм собственности в качестве операторов отдельных инфраструктурных объектов.

 

Стратегия предусматривает следующее использование космодромов:

 

космодром Байконур в соответствии с принятыми Россией и Казахстаном решениями используется для запуска в основном космических аппаратов социально-экономического, научного назначения и обеспечения пилотируемых программ, решения задач выведения коммерческих полезных нагрузок  с использование имеющейся инфраструктуры;

 

космодром Плесецк используется для реализации космических программ в сфере обороны и безопасности с возможностями запусков космических аппаратов по гражданским программам;

 

космодром «Восточный» создается для решения перспективных задач космической деятельности России.

 

Развитие национальной системы средств выведения должно быть максимально инвариантно по отношению к решаемым задачам.

 

Целью развития является сохранение конкурентных преимуществ России в средствах выведения.

 

Стратегия предусматривает следующую этапность развития средств выведения:

 

до 2015 года - завершение модернизации существующих средств выведения, создание космического ракетного комплекса с экологически чистыми ракетами-носителями легкого и тяжелого класса на космодроме Плесецк; отработка инновационных технологий в части криогенных топливных баков больших диаметров на основе нанокомпозитов, кислородно-углеводородных и  кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей нового поколения;

 

до 2020 года - завершение испытаний ракеты-носителя тяжелого класса нового поколения для запусков на околоземные орбиты полезных нагрузок массой более 20 тонн, а также разгонного блока тяжелого класса на кислородно-водородном топливе, начало эксплуатации на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса среднего класса для выведения  автоматических космических аппаратов и пилотируемых кораблей,;

до 2030 года - запуск с использованием ракеты-носителя тяжелого класса на околоземные орбиты тяжелых пилотируемых кораблей; разработка и начало эксплуатации на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса.

 

После 2030 года  планируется завершение разработки и начало эксплуатации космического ракетного комплекса с ракетой-носителем с многоразовой первой ступенью, космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса, а также межпланетных многоразовых космических буксиров.

 

Развитие средств наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами направлено на создание условий для эффективного использования имеющейся инфраструктуры, а также развитие международной кооперации для  управления космическими аппаратами в полете во всем диапазоне задач, предусмотренных настоящей Стратегией.

 

Основные направления работ по развитию наземного автоматизированного комплекса управления  предусматривают:

 

до 2015 года - развитие существующих средств управления российской орбитальной группировкой в полном объеме, перевод управления объектами программы МКС на глобальный ретрансляционный контур;

 

до 2020 года - разработка технологий создания высокоэффективных антенных систем для поддержки и резервирования действующих крупноразмерных антенн, внедрение управления автоматическими космическими аппаратами и разгонными блоками через глобальный ретрансляционный контур;

 

до 2030 года - создание Центра управления полетом пилотируемых дальних космических аппаратов, строительство на юге европейской части России  нового Центра дальней космической связи, строительство многоэлементных антенных систем сверхвысокой эффективности, создание зарубежного российского Центра дальней космической связи в западном полушарии;

 

после 2030 года - дальнейшее совершенствование системных характеристик наземного автоматизированного комплекса управления для обеспечения перспективных исследований объектов дальнего космоса.

 

VI. Прорывные технологии

 

Цель развития - достижение мирового уровня технологий, осваиваемых отечественной промышленностью, как ракетно-космической, так и смежными с ней отраслями, и направленных на обеспечение реализации стратегических интересов России в ближнем и дальнем космосе, а также развитие отечественной системы средств выведения и наземной инфраструктуры. Приоритетное развитие и целенаправленную государственную поддержку на всех рубежах реализации Стратегии должны получить технологии:

 

создания на базе имеющихся отечественных и зарубежных прорывных технических решений космических аппаратов отечественного производства, способных в ближайшие 2-3 года предоставить внутренним (государственным и частным) потребителям и потребителям развивающихся стран услуги более высокого, чем они используют, качества по более низкой цене;

 

комплексирования задач в рамках отдельных космических аппаратов и интегрированных космических группировок;

 

орбитального обслуживания долгоживущих космических средств;

 

создания космических аппаратов открытой модульной структуры («ЛЕГО-принцип»);

 

реализации комплексных конструктивно-технологических решений по созданию конкурентоспособных унифицированных космических платформ нового поколения различной размерности;

 

дистанционного зондирования Земли в оптическом и радиодиапазонах, мониторинга и контроля геофизической активности;

 

создания высоконадежных компонентов и систем бортовой радиоэлектронной аппаратуры, стойкой к воздействию факторов космического пространства;

 

создания космических ядерных энергоустановок большой мощности и их ключевых элементов;

 

создания целевой аппаратуры, датчиков, бортовой радиоэлектронной аппаратуры, систем электропитания для космических аппаратов различного назначения;

 

создания систем и средств жизнеобеспечения для длительных космических экспедиций;

 

создания бортовых крупногабаритных антенных рефлекторов субмиллиметрового диапазона волн для космических аппаратов нового поколения;

 

координатно-временного и навигационного обеспечения для управления полетом космических аппаратов в дальнем космосе, а также пространственно-временной поддержки деятельности на поверхности и в ближайшей окрестности планет Солнечной системы;

 

создания семейства ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, включая разработку технологий изготовления баковых конструкций большого диаметра и других элементов средств выведения на основе композиционных и других перспективных конструкционных материалов, создание необходимой номенклатуры ракетных двигателей, в том числе кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей большой тяги с возможностью многократного запуска, решение технических проблем обеспечения многоразовости средств выведения.

Назад Вперед


Источник: roscosmos.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map