Содержание:
1. ПОЛЬ ДИРАК — МОЛОДЫЕ ГОДЫ
2. ПОЛЬ ДИРАК — ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ
3. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ АНТИМИРА
4. «НО ВЕДЬ ЭТА ПРОБЛЕМА УЖЕ РЕШЕНА КЛЕЙНОМ?»
5. УРАВНЕНИЕ ДИРАКА
6. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭНЕРГИИ, «ОСЛИНЫЕ ЭЛЕКТРОНЫ», ТЕОРИЯ ДЫРОК И ПУЗЫРЕК С ЛЕКАРСТВАМИ
7. ЧТО ДАЛО ФИЗИКЕ ОТКРЫТИЕ ПОЗИТРОНА?
Любой физик еще с университетской скамьи знает об уравнении Дирака, о дельта-функции Дирака, о статистике Ферми—Дирака, о монополе Дирака. Но Дирак велик и интересен не только как ученый, но и как личность. Есть прекрасное высказывание Эйнштейна о том, что «моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным».
1. ПОЛЬ ДИРАК — МОЛОДЫЕ ГОДЫ
Поль Адриен Морис Дирак, второй из трех детей Чарльза Адриена Ладисласа Дирака и Флоренс Ханны Холтен, родился 8 августа 1902 года в Бристоле. Его отец, швейцарец по происхождению, приехал в Англию еще совсем молодым и там женился. Он преподавал французский язык, причем в той же самой школе, где учился Поль. Это обстоятельство создавало дополнительные трудности. Естественно, отец Дирака хотел, чтобы его дети знали французский язык лучше других учеников. Поэтому он установил дома жесткое правило — все разговоры с ним дети должны были вести только на французском. Однако благие педагогические намерения зачастую приводят к совершенно неожиданным результатам. Так и в этом случае. В ответ на требования отца Поль стал дома преимущественно молчать. Биографы Дирака считают, что именно таким образом уже в детстве у него выработалась привычка к сдержанности и немногословию. Остается только поблагодарить судьбу за то, что отец Дирака преподавал французский, а не физику или математику. Вполне возможно, что, насаждая у себя дома культ этих наук, он смог бы так же успешно отбить всякий интерес Поля и к естествознанию.
Школа, в которой учился Дирак, считалась в Бристоле одной из самых лучших. Она отличалась высоким общим уровнем обучения. Многие учителя были высококвалифицированными специалистами и даже читали лекции для студентов инженерного факультета Бристольского университета, который занимал вместе со школой одно и то же здание. Факультет располагал хорошо оборудованными лабораториями, которые частично предоставлялись ученикам школы. Не удивительно, что большая часть выпускников продолжала свое образование именно на этом факультете Бристольского университета. Сюда же поступил учиться старший брат Дирака, а затем и сам Дирак.
Во время обучения в университете он специализировался в электротехнике. Но главным любимым занятием его и в школе, и в колледже была математика. Математические способности обнаружились у него довольно рано, и уже школьные учителя были удивлены его решением стать инженером. Однако, как признается Дирак, этот выбор был обусловлен просто тем, что он не представлял себе, как можно заработать на жизнь, занимаясь чистой математикой.
Вообще говоря, судьба будущего нобелевского лауреата складывалась в молодости довольно сложно. После окончания в 1921 году Бристольского университета он хотел продолжить свое образование в одном из крупнейших научных центров Англии — Кембридже. Однако стипендии, которую он получил по результатам экзамена, 70 фунтов стерлингов в год, явно не хватало для безбедного существования. Дираку пришлось вернуться в Бристоль. Он стал усиленно искать работу по своей специальности — инженера-электротехника. Но все его попытки не увенчались успехом — в Англии в то время царила жестокая экономическая депрессия. Дирака сильно выручило предложение математического факультета Бристольского университета, который предоставил ему право изучать математику, освободив от платы за обучение.
Интересно, что вместе с Дираком училась еще только одна студентка. Она решила изучать прикладную математику, и Дирак, чтобы не затруднять преподавателей чтением разных курсов лекций, присоединился к ней.
Через два года материальное положение Дирака улучшилось. Он смог получить сразу две стипендии: дотацию от министерства научных и промышленных исследований и так называемую стипендию выставки 1851 года. Последняя была самой большой стипендией, которую может получить в Англии молодой ученый. Она обеспечивала возможность заниматься наукой в течение двух-трех лет. Так что у Дирака теперь были условия, чтобы осуществить свою давнюю мечту—продолжить образование в Кембридже.
В Кембридже 20—30-х годов работала целая плеяда выдающихся физиков. Дирак еще застал легендарного Дж. Дж. Томсона — первооткрывателя электрона. Преемником Томсона на посту директора Кавендишской лаборатории был знаменитый Эрнест Резерфорд. Под руководством Резерфорда работали такие замечательные физики-экспериментаторы, как П. Л. Капица, П. Блэкетт, Дж. Чедвик, Г. Гейгер, Э. Марсден, Дж. Кокрофт, М. Олифант — что ни имя, то целая страница в истории физики. Не менее представителен список теоретиков, работавших в то время в Кембридже. Среди них были такие известные ученые, как Дж. Лармор, Р. Фаулер, Э. Каннингэм, Дж. Леннард-Джонс. В Кембридже работали также выдающиеся астрофизики и космологя А. Эддингтон и Э. Милн.
Так что Дирак сразу попал в благоприятную атмосферу переднего края науки и получил возможность изучать физику под руководством первоклассных ученых. Например, курс по магнетизму Дираку читал П. Л. Капица. Научным руководителем Дирака был один из основных кембриджских теоретиков Р. Фаулер, а когда Фаулер уехал в Копенгаген поработать в институте Нильса Бора, то научными исследованиями Дирака руководил Э. Милн.
Надо сказать, что Дирак был довольно своеобразным студентом. На лекциях он старался понять лишь основные идеи. Весь остальной материал Дирак разбирал самостоятельно, по книгам и оригинальным статьям. Зачастую в ходе такой работы Дирак находил более корректные доказательства или новые пути для решения некоторых хорошо известных и широко обсуждавшихся проблем. Так родились его первые научные работы. Отметим, что только тема для самой первой статьи была предложена Дираку его научным руководителем. В дальнейшем он всегда выбирал предмет исследования самостоятельно.
Два слова о «светской» жизни Дирака. Только два слова — просто потому, что практически никакой «светской» жизни молодой Дирак не вел. В театре не бывал, в гости ходил очень редко, мало читал беллетристику. Единственным его развлечением были воскресные прогулки. Обычно он брал еду с собой и уходил на целый день. На таких прогулках он не старался специально думать о науке, но подчас очень интересные мысли приходили как раз во время воскресных походов.
Вообще говоря, научная карьера Дирака была блестящей и стремительной. В 24 года он защищает диссертацию, а спустя четыре года становится членом Королевского общества (аналог нашей Академии наук). В 30 лет он стал профессором и в течение 36 лет возглавлял знаменитую Лукасианскую кафедру в Кембридже. Этот пост в свое время занимал Исаак Ньютон. В 31 год Дирак получил Нобелевскую премию.
2. ПОЛЬ ДИРАК — ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ
На мой взгляд, основная черта характера Дирака — это сочетание высокого профессионализма с безграничным удивлением перед окружающим миром.
Я не случайно поставил на первое место профессионализм. Казалось бы, очевидно, что выдающийся ученый должен быть прежде всего мастером своего дела. Однако еще бытует мнение, что владение научным аппаратом — это одно, а вот свежую и нетривиальную идею может выдвинуть любой человек, знакомый лишь с основными принципами науки. Один мой знакомый, ученик известного у нас академика, показывал мне груду писем, которые приходят на имя этого академика, с предложениями новых теорий развития Вселенной, физики элементарных частиц, с опровержениями теории относительности и квантовой механики. Я спросил у моего друга, попадалось ли ему среди этих писем хотя бы одно, содержащее какую-нибудь действительно интересную мысль, заслуживающую внимания. Ответ был получен мгновенно: «Нет, ни разу мы не получали ничего стоящего». Лично мне глубоко импонируют авторы таких писем, по-моему, люди, размышляющие о судьбах Вселенной, заслуживают всяческого уважения. Однако столь же глубоко я убежден, что время дилетантов в большой науке безвозвратно прошло.
Научно-популярная литература при всей ее необходимости и больших достоинствах имеет один недостаток. Закономерное стремление авторов популярных книг доходчиво и просто объяснить довольно сложные проблемы современной науки подчас порождает у читателей иллюзию полного понимания данного вопроса и толкает некоторых к конструированию легковесных, доморощенных теорий. Именно для того, чтобы как-то нейтрализовать это вредное побочное влияние, я думаю, будет уместно еще раз напомнить, что Дирак обладал высокими профессиональными навыками и как физик, и как математик.
Мы уже упоминали о выдающихся математических способностях Дирака, о той серьезной математической подготовке, которую он получил к моменту приезда в Кембридж. Вообще говоря, математическое начало в творчестве Дирака проявляется очень сильно.
В 1926 году Дирак полгода провел в Копенгагене, в институте Нильса Бора, а затем полгода работал в Гет тингене. Гамов рассказывает, что в то время среди физиков и математиков Геттингена была очень популярна такая задачка: как записать все числа от 1 до 100, используя только цифру 2 и все возможные алгебраические действия. Причем двойку можио было употреблять только четыре раза.
Например: 1=2х2/2х2, 2 =2/2+2/2, 5=22+2/2 и т. д.
Когда Дирака познакомили с условием этой задачи, он очень быстро нашел общее решение, то есть показал, как можно записать любое число N, причем используя цифру 2 только три раза. Вот это решение:
где число корней равно N. Читатель, еще не позабывший школьного курса алгебры, может проверить вывод Дирака и оценить элегантность его математического мышления.
Однако профессионализм сам по себе — это всего лишь гарантия того, что ваши работы будут сделаны на надлежащем уровне. Это гарантия одобрения коллег. Работы же Дирака вызывали не просто одобрение («Хорошая, интересная статья!»), они изумляли и восхищали физиков. Идеи, которые он выдвигал, отличались смелостью, оригинальностью, большой глубиной мысли. Мы упоминали, что уже в своих ранних работах Дирак поражал способностью найти новый подход к достаточно старым, вроде бы вдоль и поперек изученным проблемам. Мне кажется, что такая черта характера — умение взглянуть на обычное и примелькавшееся свежим взглядом, обнаружить в нем нечто оригинальное, новое — свойственна всем выдающимся людям как в науке, так и в искусстве. Корни этой способности следует искать прежде всего в умении удивляться простым и обычным явлениям окружающего мира.
У Дирака же эта способность удивляться, смотреть на вещи открытыми глазами, преодолевать инерцию мышления была выражена очень ярко. Многие друзья Дирака отмечали его умение нестандартно реагировать в самых прозаических ситуациях, Г. Гамов рассказывает, как однажды в Кембридже, в доме Капицы, Дирак обсуждал с Петром Леонидовичем некоторые научные проблемы. Вместе с ними в комнате сидела жена Капицы и что-то вязала. Окончив обсуждение, Дирак попрощался, однако через некоторое время вернулся, довольно взволнованный, и стал объяснять жене Капицы, что по дороге домой он задумался над топологической стороной вязания и ему пришло в голову, что можно вязать и по-другому. Он стал на пальцах показывать изобретенный им новый способ, и оказалось, что Дирак самостоятельно придумал не что иное, как известный всем вяжущим женщинам способ, который по общепринятой терминологии называется вязанием «с накидом».
Мало кто знает, что Дирак — этот создатель рафинированных физических теорий, обладавший незаурядными математическими способностями, по всем внешним параметрам выглядевший как чистый теоретик,— сам ставил некоторые эксперименты. Все та же самостоятельность мышления позволила Дираку преодолеть клановые предрассудки теоретиков по отношению к «возне с железками». Стремление постичь природу физического явления было для него самым главным, а то, что для этого придется сменить авторучку на гаечный ключ, его не останавливало.
Свою экспериментальную деятельность Дирак вел совместно с П. Л. Капицей. Они придумали новый метод разделения изотопов. Суть метода заключалась в том, что поток газа, состоящего из смеси изотопов, заставляли огибать стенку, при этом за счет центробежной силы молекулы газа с разными массами летели по разным траекториям. Поэтому в одном месте собирались молекулы более легкого изотопа, а в другом — более тяжелого. Дирак сам занимался налаживанием установки для этого эксперимента (между прочим, к тому времени он уже был нобелевским лауреатом). Однако вскоре Капица уехал в Советский Союз, а затем Э. Резерфорд передал в нашу страну все оборудование Мондовской лаборатории, и Дирак не смог закончить этот опыт. Интересно, что во время войны группа исследователей в Оксфорде, работавшая над атомной программой, исследовала возможности такого способа для разделения изотопов урана. Оказалось, что сам метод работает превосходно, но он не так эффективен, как другие способы. Поэтому широкого применения методика Дирака—Капицы не получила.
Почему-то считается, что новатор в науке обязательно должен быть холериком с горящими глазами, взлохмаченной шевелюрой и порывистыми движениями. Долгие раздумья сменяются у него моментами творческого озарения, тогда он начинает бегать по «окружающему ландшафту», хватать прохожих за пуговицу и излагать им свои замечательные идеи.
Дирак, конечно, абсолютно не напоминал таких карикатурных гениев. Смелость мышления сочеталась у него с исключительной аккуратностью и даже педантизмом. Он был скрупулезно точен, последователен и абсолютно не переносил нечетких утверждений ни в своих научных трудах, ни в обычных разговорах.
Карл фон Вейцзекер вспоминает, как однажды вечером в компании молодых физиков произошел такой случай. Подали чай, и Вольфганг Паули взял себе слишком много сахара. Это сразу же стало предметом обсуждения, и кто-то спросил мнение Дирака. Он сказал — после некоторого размышления (!), отмечает Вейцзекер: «Я думаю, что Паули будет достаточно и одного куска». Конечно, обсуждение «сахарной проблемы» скоро прекратилось, и разговор пошел своим чередом. Но тут Дирак вдруг заявил: «Я думаю, одного куска сахара будет достаточно любому». Молодые люди, наверное, переглянулись и продолжали разговаривать дальше. А Дирак спустя некоторое время еще раз уточнил: «Я думаю, что одного куска сахара, именно таких размеров, будет достаточно любому!»
Другую историю приводит Г. Гамов. Однажды после лекции Дирак отвечал на вопросы слушателей. Кто-то спросил его: «Профессор Дирак, я не понимаю, как вы вывели формулу, которая написана в левом верхнем углу доски».— «Это не вопрос,— сказал Дирак.— Это утверждение. Следующий вопрос, пожалуйста?»
Гамов пишет также, что как-то П. Капица дал почитать Дираку «Преступление и наказание» Достоевского. Когда Дирак возвращал книжку, он сказал: «Хорошая книга, но в одной главе автор сделал ошибку. У него солнце в один и тот же день восходит два раза».
Для понимания творческого метода Дирака и его стиля работы очень важна следующая цитата: «Мне удалось развить общую теорию преобразований, и это доставило мне большое удовлетворение. Я считаю, что из всех работ, которые я сделал за всю свою жизнь, именно эта работа принесла мне наибольшее удовлетворение. Она нравилась мне потому, что не явилась результатом некоего случайного счастливого стечения обстоятельств, она вытекает из логического обдумывания шаг за шагом, когда видишь, что каждый шаг приводит ко все более детальному знанию и наталкивает на новые вопросы, которые надо исследовать и разрешать. Именно по этому пути, продвигаясь шаг за шагом, я смог прийти к общей теории».
Чем характерно высказывание Дирака? Когда читаешь все эти повторяющиеся «шаг за шагом», невольно возникает образ путника, медленно бредущего по пустынной дороге. Правда, такое сравнение не совсем точно схватывает весьма существенный момент: Дирак говорит о труде ученого, и «шаг за шагом» приходится идти не по протоптанной аллее парка, а по нехоженым «тропам незнаемого».
Вернер Гейзенберг говорил о Дираке, что «...в своих научных исследованиях он похож на некоторых альпинистов, взбирающихся на сложную гору. Все дело в том, считают они, чтобы пройти следующие три ярда. Если делать это достаточно долго, вы доберетесь до вершины. Пытаться же представить себе все восхождение в целом, со всеми многочисленными трудностями, значит только прийти к разочарованию и потерять уверенность. Ведь и в самом деле, вы сталкиваетесь с настоящими проблемами, лишь когда достигаете самых трудных участков скалы». В этих словах мы опять-таки видим подчеркивание последовательности, методичности, постепенного продвижения вперед, как характерных особенностей научного стиля Дирака. Однако в науке открытие фундаментально новых вещей (а именно этим и славен Дирак) означает преодоление логических тупиков. Двигаясь шаг за шагом, можно лишь благополучно зайти в такой тупик, преодоление его всегда есть некий скачок. Поэтому, пользуясь терминологией Гейзенберга, можно сказать, что Дирак очень хорошо умел перепрыгивать через трещины.
Кроме того, возвращаясь к высказыванию Дирака, мне хотелось бы обратить внимание читателя на ту часть цитаты, где говорится, что «каждый шаг... наталкивает на новые вопросы, которые надо исследовать и разрешать». Это тоже очень важная черта Дирака — стремление идти до конца в своих выводах, не бояться возникающих трудностей, не сглаживать или вообще оставлять в стороне неизбежно возникающие новые «острые» моменты.
Собственно говоря, первая теория антивещества вначале и представляла такую неприятность, которая возникла при успешном завершении одной из самых фундаментальных работ Дирака — релятивистской теории электрона. Огромная заслуга Дирака состоит в том, что он не оставил эту побочную неприятность в стороне, а подверг всестороннему анализу.
3. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ АНТИМИРА
Осенью 1927 года в Брюсселе проходил знаменитый 5-й Сольвеевский конгресс. Эта конференция физиков вошла в историю из-за легендарной дискуссии, которая разгорелась между Эйнштейном и Бором по вопросам физического обоснования квантовой механики. Ситуация, которая сложилась в то время, была достаточно уникальной: при изучении микромира физики столкнулись с кардинально новыми явлениями, совершенно не имевшими аналогов с тем, что было известно до сих пор.
Судите сами. Классическая физика считала самоочевидным, что любое движущееся тело описывает в пространстве некоторую траекторию. Причем в каждой точке этой траектории можно измерить одновременно скорость тела и его положение в пространстве. Квантовая механика утверждала, что понятие траектории для микрочастиц теряет всякий смысл. Если вы точно измерите скорость частицы, то ничего не будете знать о том, где она находится, и наоборот, точно измерив положение частицы, вы ничего не сможете сказать о ее скорости. Но почему?
Классическая физика четко разделяла: есть частицы, отдельные «комочки» вещества, и есть волны, коллективные процессы, в которых участвует много «комочков» вещества. Квантовая механика показала, что микрообъекты в одних процессах могут вести себя как частицы, а в других явно демонстрируют характерные волновые свойства.Но почему?
Классическая физика утверждала: всякая заряженная частица, движущаяся по криволинейной траектории, должна излучать. Из-за этого энергия частицы будет непрерывно уменьшаться. Оказалось же, что электроны в атоме могут двигаться вокруг ядра сколь угодно долго и не испускать излучения. Никакого непрерывного изменения энергии электронов нет, энергия электронов в атоме может изменяться только вполне определенными порциями. Но почему?
Вся классическая физика покоится на том убеждении, что, зная закон движения частицы и факт появления ее в точке А, мы абсолютно точно можем предсказать, когда она попадет в точку В. Квантовая механика утверждает, что, зная закон движения микрочастицы и факт появления ее в точке А, мы можем определить всего лишь вероятность ее появления в точке В. Но как же так?
Все эти вопросы требовали объяснения, все удивительные свойства микрообъектов нуждались в интерпретации. Физики сравнительно быстро нашли основные уравнения квантовой механики и экспериментально показали, что они довольно неплохо описывают действительность. Однако понимания того, почему эти законы квантовой механики работают именно так, а не иначе, не было. Процесс установления физического смысла тех величин, которые входят в уравнения квантовой механики, длился долго и протекал, можно сказать, довольно болезненно. Требовалось пересмотреть самые основные положения физического мышления, совершить переоценку веками сложившихся понятий.
Ситуация, создавшаяся в физике к моменту Сольвеевского конгресса 1927 года, очень напоминала положение дел у средневековых алхимиков. Алхимики в свое время затратили массу труда (полезного и бесполезного). Они получили много интересных результатов, обнаружили большое число неведомых ранее веществ, сконструировали различные научные приборы. Однако алхимики могли установить лишь сам факт появления, например, какого-нибудь нового химического соединения. Они могли дать только некоторый рецепт: возьмем определенные вещества в определенных пропорциях и произведем над ними определенные действия — тогда получится искомый продукт.
Так и в физике 20-х годов. С одной стороны, использовались классические понятия: скорость электрона, его траектория. С другой стороны, имелись чисто квантовые эффекты — волновые свойства электрона, квантование энергии. Понимания того, как соотносятся между собой эти обе стороны действительности, не было, и приходилось работать с квантовой теорией, пользуясь чуждым ей языком классических образов. Но это то же самое, что представить циклическую перегонку в виде кормежки пеликанов.
О такой неприспособленности нашего повседневного языка для описания явлений микромира очень образно говорил Нильс Бор. Однажды Гейзенберг пригласил его покататься на лыжах в горах. Они жили в заброшенной альпийской хижине, которая соответствовала санитарным стандартам чисто символически. И вот, моя посуду после ужина, Бор сказал: «Наш язык очень напоминает мне это мытье посуды. У нас грязная вода и грязные полотенца, и тем не менее мы хотим сделать тарелки и стаканы чистыми. Точно так же и с языком. Мы работаем с неясными понятиями, оперируем логикой, пределы применения которой неизвестны, и при всем при том мы еще хотим внести какую-то ясность в наше понимание природы!»
До 5-го Сольвеевского конгресса 1927 года существовало несколько интерпретаций квантовой механики. Наши сегодняшние представления о природе микромира основаны на том варианте, главным идеологом которого был Нильс Бор. И именно этой трактовке квантовой механики был дан ожесточенный бой.
Основным противником боровского истолкования был Альберт Эйнштейн. А основным пунктом, против которого возражал Эйнштейн, был постулат о вероятностной природе микромира. В классической физике — физике макромира — всегда можно было абсолютно точно предсказать какое-нибудь явление, если о нем имелось достаточно информации. С вероятностями в классической физике тоже сталкивались. Однако это происходило только в тех случаях, когда просто по техническим причинам нельзя было получить полной информации о рассматриваемом процессе.
Согласно же взглядам Бора и его сторонников, для микрочастицы не существует самого понятия «путь», «траектория». Все, что можно узнать о поведении микрочастицы,— это вероятность ее появления в том или ином месте. Причем вероятностная природа микромира имеет совершенно фундаментальный характер. Она возникает отнюдь не из-за того, что мы не очень хорошо знаем свойства микрообъектов или не имеем достаточной информации о начальных условиях их движения.
Вероятностный подход к описанию микромира совсем не означает, что само это движение микрочастиц абсолютно произвольно и непредсказуемо. Если известны вероятности, с которыми осуществляются разные события, то это всегда можно экспериментально проверить. Вероятность обнаружить частицу в точке х во время t связана с так называемой волновой функцией частицы Ψ(х, t).
Если мы знаем волновую функцию, то, пользуясь уравнениями квантовой механики, можем определить вероятность появления частицы в любом месте и в любое время. Однако, подчеркиваю, опять-таки только вероятность.
Именно этот момент казался Эйнштейну абсолютно немыслимым, и в течение всей своей жизни он не мог примириться с воровской интерпретацией квантовой механики. Эйнштейн настойчиво искал слабые места в системе построений квантовой механики, предлагал различные парадоксы, которые, по его мнению, доказывали несостоятельность вероятностного подхода. И, надо сказать, такая его активная оппозиция квантовомеханическим идеям сыграла положительную роль. Физики стали лучше понимать смысл вероятностного подхода именно после дискуссий с Эйнштейном. Разрешая парадоксы, предложенные Эйнштейном, разбирая его критические замечания, Бор и его последователи стали сами лучше понимать сущность своего же учения, обрели четкие формулировки и веские доказательства своей правоты.
Как мы уже упоминали, апогей дискуссий о физической сути квантовой механики наступил на Сольвеевском конгрессе. Споры Бора с Эйнштейном на конгрессе вошли в историю, сейчас они обстоятельно изучаются всеми историками и философами естествознания. Несколько дней подряд Эйнштейн каждое утро предлагал Бору очередной мысленный эксперимент, который, по его мнению, неопровержимо доказывал несостоятельность вероятностной трактовки микромира. В течение дня Бор и поддерживавшие его физики напряженно искали решение, и каждый день к ужину Бор уже был в состоянии показать Эйнштейну, в чем заключалась его ошибка.
Нам для дальнейшего рассказа об истории возникновения Антимира очень важно не столько содержание этих легендарных дискуссий, сколько небольшой разговор, который произошел между Бором и Дираком в перерыве между лекциями. Бор поинтересовался, над чем сейчас работает Дирак, и когда узнал, что тот занят разработкой релятивистской теории электрона, то с удивлением заметил: «Но ведь эта проблема уже решена Клейном?» У Дирака не было времени объяснить свою точку зрения — началась очередная лекция, и Бор удалился обдумывать очередной парадокс Эйнштейна. Вот и все. Но эта встреча произвела на Дирака глубокое впечатление. Парадоксальность сложившейся ситуации заключалась в том, что задача, при разработке которой было создано знаменитое релятивистское уравнение Дирака, а затем и первая теория Антимира, считалась уже решенной! Считалось, что это уже пройденный этап и думать над ней — лишь напрасная трата времени! Дирак писал, что точку зрения Бора разделяли тогда большинство физиков, а возможно, и все.
Рассмотрим теперь все по порядку: что такое релятивистское уравнение, в чем состояло решение Клейна и почему Дирак был им недоволен?
4. «НО ВЕДЬ ЭТА ПРОБЛЕМА УЖЕ РЕШЕНА КЛЕЙНОМ?»
Исторически сложилось так, что вначале квантовая механика развивалась независимо от теории относительности. Эффекты, которые рассматривает теория относительности, проявляются только при движении тел с большими скоростями, сравнимыми со скоростью света. Квантовая же механика изначально строилась как теория явлений, происходящих при малых скоростях. Однако в микромире частицы довольно часто обладают большими скоростями и релятивистские эффекты для них становятся уже весьма существеными, если не определяющими. Это было первым основанием для попыток построить релятивистскую квантовую механику. Кроме того, с чисто эстетической точки зрения была необходимость создать теорию, которая бы одновременно удовлетворяла принципам квантовой механики и теории относительности.
Интересно, что человек, который первым нашел релятивистское уравнение для квантовой частицы, не осмелился опубликовать свои результаты. Этим человеком был не кто иной, как Эрвин Шредингер, а не решился он поведать миру о своем релятивистском уравнении потому, что оно давало результаты, совершенно не согласующиеся с экспериментальными данными. В чем же дело?
Дело в том, что, получив свое релятивистское уравнение, он решил проверить, как оно работает на примере стандартной задачи расчета спектра уровней атома водорода. Эта проблема была хорошо изучена с экспериментальной стороны и казалась наиболее подходящей с теоретической точки зрения. Действительно, атом водорода— простейшая квантовомеханическая система: протон плюс электрон. Но Шредингер тогда еще не знал, что электрон имеет одно важное свойство — спин. Это совершенно фундаментальная характеристика каждой элементарной частицы, такая же, как, например, масса или заряд. Наглядно спин можно представить как некоторый вращательный момент, внутренне присущий частице. Правда, наглядность тут довольно сомнительная: вряд ли можно вообразить волчок, вращение которого нельзя ни ускорить, ни замедлить, да к тому же оно не связано ни с каким перемещением в пространстве! На заре квантовой механики действительно считали, что электрон вращается в буквальном смысле, как веретено. Дирак рассказывал, какую злую шутку сыграло это заблуждение с «отцами-основателями» понятия спина С. Гаудсмитом и Д. Уленбеком.
В то время они работали в Лейдене и, написав в 1925 году небольшую работу о спине электрона, показали ее своему профессору П. Эренфесту. Пауль Эренфест сыграл особую роль в развитии квантовой механики. Этот человек обладал исключительно острым критическим умом и незаурядным чувством нового. Гипотеза о спине сразу же понравилась Эренфесту, и он посоветовал Гаудсмиту и Уленбеку рассказать о ней Конраду Лоренцу, большому физику и крупному специалисту в теории электрона. В Гарлеме, куда приехали для разговора с Лоренцом Гаудсмит и Уленбек, их ждало сильное разочарование. Лоренц утверждал, что он уже рассматривал такую идею и пришел к выводу, что электрон не может иметь спина, потому что тогда скорость вращения его поверхности превышала бы скорость света. Это был убийственный аргумент. Расстроенные Гаудсмит и Уленбек, вернувшись в Лейден, попросили Эренфеста отдать назад их работу. Но оказалось уже поздно, Эренфест послал статью в печать. И хотя Лоренц был совершенно прав — в классическом смысле вращение электрона противоречит основному постулату теории относительности,— тем не менее спин у электрона существует. Это есть чисто квантовый эффект, не связанный с каким-либо перемещением поверхности электрона в пространстве.
Как мы говорили, спиновое вращение частицы нельзя ускорить или замедлить. Можно изменить его направление. Однако и направление спина изменяется далеко не произвольным образом. Например, электрон имеет спин 1/2. Это означает, что проекция его спина на любую выбранную ось в пространстве может принимать только два значения: «по» и «против» или «вверх» и «вниз». Все промежуточные значения для проекций спина электрона запрещены. С математической точки зрения такие свойства спина электрона приводят к тому, что он описывается более сложным образом, нежели привычные нам величины. К тому же проекции спина на оси координат х, у и z не являются просто числами, как для обычных векторов, а матрицами. В случае спина 1/2 их называют матрицами Паули.
- Матрицы Паули.
Стало быть, для того чтобы полностью охарактеризовать движение электрона, мы должны знать не одну, а две волновые функции, которые соответствуют вероятности обнаружить электрон в некоторой точке х со спином «вверх» ψ↑(х, t) и со спином «вниз» ψ↓(x, t).
Когда Шредингер выполнял свои расчеты с релятивистским уравнением, всего этого он еще не знал и спиновые эффекты, естественно, не учитывал. Именно это обстоятельство не позволило ему получить согласие с экспериментальными данными. Шредингер не был так смел, как Эренфест, и удачлив, как Гаудсмит и Уленбек. Он не стал публиковать работу о красивом релятивистском уравнении, дающем неправильные результаты. Вместо этого Шредингер проанализировал нерелятивистский случай и получил свое знаменитое (нерелятивистское) уравнение, которое вошло во все учебники квантовой механики.
Однако и релятивистское уравнение Шредингера тоже теперь находится в учебниках, правда, под именем открывших его заново в 1926 году О. Клейна и В. Гордона (независимо от них в том же году его получил наш известный физик В. А. Фок). Клейна и Гордона не смутило расхождение с опытом. Оказалось, что если релятивистское уравнение Шредингера применить к некоторым другим проблемам, то получаются вполне разумные результаты.
Итак, казалось бы, чего желать лучшего. У вас есть квантовое уравнение, удовлетворяющее релятивистским принципам, оно хорошо объясняет некоторый круг задач, и его решения согласуются с основными физическими законами. Правда, оказалось, что если вычислить согласно уравнению Клейна—Гордона вероятность обнаружения электрона в том или ином месте, то получалось, что она в принципе могла быть и отрицательной. С точки зрения здравого смысла отрицательная вероятность — такой же нонсенс, как квадратный круг. Но в те замечательные годы в квантовой механике появилось много идей, гораздо более «диких», чем отрицательная вероятность, и тем не менее прекрасно работающих. Поэтому совсем не удивительно, что научная общественность в целом была вполне удовлетворена уравнением Клейна— Гордона. Даже Бор, как мы помним, удивился, когда узнал о том, что Дирак занимается релятивистской теорией электрона: «Но ведь эта проблема уже решена Клейном?»
Однако Дирак имел собственное мнение и никак не мог разделить общее благодушие, царившее вокруг этого вопроса. Причина заключалась в том, что отрицательные вероятности никаким образом не могли быть совмещены с любимой теорией Дирака — теорией преобразований.
Как мы знаем, волновая функция ψ(х, t) позволяет определить вероятность той или иной координаты частицы в определенный момент времени. А какова вероятность обнаружить у частицы наперед заданный импульс, энергию или угловой момент? Ответ на это и давала теория преобразований. Дирак показал, как, зная координатную волновую функцию ψ(х, t) можно найти вероятность того, что произвольная динамическая переменная (будь то импульс или энергия) приобретет заданное значение. По сути дела, эта работа Дирака привела квантовую механику к логическому завершению: теперь, зная ψ(х, t), вы могли определить все характеристики частицы. Однако если у электрона вероятность обрести какое-либо значение координаты становилась отрицательной, теорию преобразований применять было невозможно. С этим Дирак никак не мог смириться. «Теория преобразований стала моим любимым детищем (my darling), и меня не интересовала ни одна из теорий, которые не подходили для моего любимого творения»,— говорил в своих воспоминаниях Дирак.
Надо подчеркнуть большое научное мужество Дирака. Ведь одно дело общие слова о том, что теория должна быть красивой и внутренне согласованной, а другое — когда вы начинаете вести конкретные исследования, которые большинство физиков считают полностью лишенными смысла.
Однако Дирак глубоко верил, что красивая математическая теория не может быть неверной! В своих выступлениях он постоянно подчеркивает эту мысль. Подобно средневековому рыцарю, который повсюду сражался во имя красоты своей дамы, Дирак все время отстаивал принцип красоты физической теории как главный критерий ее истинности. В статье, посвященной столетию со дня рождения Эйнштейна, он ставит вопрос прямо: что произошло, если бы вдруг был сделан эксперимент, противоречащий такой красивой и логически замкнутой теории, как общая теория относительности? Следовало бы тогда объявить теорию в корне неверной? Дирак пишет: «Я сказал бы, что ответом на этот вопрос должно быть решительное нет. Любой, кто понимает глубокую гармонию, связывающую между собой явления природы и общие математические принципы, должен чувствовать, что если теория так прекрасна и изящна, как теория Эйнштейна, то она в основном безусловно верна. Если в каком-то случае применения такой теории появляется расхождение с наблюдениями, то его причиной, видимо, являются второстепенные факторы, которые относятся к этому применению и которые не были должным образом учтены, но никак не неправильность общих принципов теории».
5. УРАВНЕНИЕ ДИРАКА
Серьезный разговор об уравнении Дирака — это задача не для научно-популярной книжки. Однако мне очень хотелось, чтобы читатель получил некоторое представление о том, каким был ход рассуждений Дирака.
Дирак вспоминал, что начал работать над своей релятивистской теорией, «играясь с уравнениями, а не пытаясь ввести какую-нибудь определенную физическую идею». В чем же состояла эта игра Дирака?
Он хотел найти такое уравнение, которое, во-первых, было бы релятивистским, то есть удовлетворяло принципам теории относительности, во-вторых, подчинялось бы требованиям его любимой теории преобразований и, наконец, в-третьих, было бы квантовомеханическим уравнением, описывающим движение электрона.
Но что значит «релятивистское уравнение»? Одним из характерных признаков такого уравнения является то, что в него должны входить совершенно равноправным образом как пространственные координаты х, у, z так и временная координата t. Далее, уравнение должно быть квантовомеханическим, то есть содержать волновую функцию электрона ψ(x, у, z, t).
Гораздо труднее дело обстояло с непременным желанием Дирака, чтобы будущее уравнение подчинялось теории преобразований. Однако было известно, что, сделав соответствующие квантовомеханические трансформации, уравнение Клейна—Гордона можно получить непосредственно из знаменитого соотношения теории относительности Е=mс2. Надо заметить только, что это уравнение связывает энергию и массу покоящегося тела. Если же тело движется со скоростью v, то есть имеет импульс p=mv, то соответствующее релятивистское уравнение будет:
Е2= p2+ m2 (1)
(для удобства мы работаем в системе единиц, где скорость света с=1). Именно из уравнения (1) можно вывести уравнение Клейна—Гордона, но оно, как мы знаем, приводит к отрицательным вероятностям.
С математической точки зрения все эти неприятности происходят из-за того, что уравнение Клейна—Гордона содержит квадрат энергии — Е2. Вот если бы найти релятивистское уравнение, в которое энергия Е входила бы в первой степени... Тогда бы можно было удовлетворить требования теории преобразований и избежать отрицательных вероятностей. Но в чем проблема? Давайте извлечем квадратный корень из левой и правой части уравнения (1), и получим Е в первой степени
(2)
здесь рх, ру, р2— проекции импульса р на оси координат.
Всем хорошо уравнение (2), кроме одного: в нем нарушена нужная нам «демократия» между пространственными и временной координатами. Дело в том, что в квантовой механике проекции импульса pх, pу, pz связаны с пространственными координатами х, у, z, а энергия Е — с временной координатой. Видно, что в уравнение (2) энергия Е входит в первой степени, а проекции импульса pх, pу, pz — во второй. Следовательно, здесь нет равноправия между координатами х, y, z и t. Для восстановления «справедливости» надо найти такое выражение X, куда бы проекции pх, pу, pz входили в первой степени. Кроме того, должно выполняться равенство Е=Х, (3)
то есть X2= pх2+ pу2+ pz 2+ m2 (4)
Именно с этой задачей и начал «играться» Дирак, пытаясь найти подходящее выражение X, удовлетворяющее условиям (3) и (4). Довольно скоро он заметил такой интересный факт. Если взять известные нам матрицы Паули, то комбинируя их с проекциями импульса рх, ру и pz можно получить любопытное соотношение:
Видно, что это выражение очень похоже на уравнение (4), но только оно содержит сумму трех квадратов, а нам нужно получить сумму четырех квадратов. Тем не менее Дирак почувствовал, что находится на правильном пути и надо искать именно в этом направлении, то есть попытаться сконструировать подходящее выражение, используя матрицы Паули.
В течение нескольких недель он пытался найти такое соотношение, но безуспешно. И тут Дирак сделал решающий шаг. То, что он придумал, очень напоминает решение известной задачи, как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника. Как бы вы ни пытались расположить спички в плоскости, у вас ничего не получится. Единственный выход — это преодолеть своеобразный психологический барьер и расположить спички в пространстве, построив из них пирамиду. Точно так же и в нашем случае.
Если вы вернетесь к рисунку, на котором изображены матрицы Паули, то увидите, что это матрицы два на два, то есть у них 2 столбца и 2 строки. Дирак же решил сконструировать из них матрицы большей размерности, состоящие из 4 столбцов и 4 строк. Оказалось, что с помощью таких матриц легко получается выражение для квадратного корня из суммы четырех квадратов:
где γi — некоторые матрицы 4X4, построенные из матриц Паули.
Вот так было открыто одно из самых основных уравнений современной физики. Как потом говорил Дирак: «На нем стоит большая часть физики и вся химия».
Заметим, что в уравнение Дирака вошли матрицы Паули, но, как мы говорили раньше, они связаны со спином 1/2. Поэтому не удивительно, что решения уравнения Дирака описывают движение частицы со спином 1/2. Удивительно другое: в намерение Дирака не входило создание теории частиц со спином. Как мы видели, он хотел просто привести в соответствие релятивистские принципы и требования его любимой теории преобразований. И этот синтез вдруг дал неожиданные плоды. Оказалось, что существование фундаментальной характеристики частицы — спина — естественным образом возникает при объединении квантовой механики и теории относительности. Это был подлинный триумф теории Дирака!
На современников открытие Дирака произвело потрясающее впечатление. И в большей мере из-за того, что путь, по которому пошел Дирак, был совершенно неожиданным. Выдающийся современный физик Юджин Вигнер вспоминает, что именно в то время, совместно с другим большим физиком Паскуалем Иорданом, они тоже пытались построить релятивистское уравнение для частиц со спином 1/2. Как мы уже говорили, такие частицы имеют только два состояния (спин вверх—спин вниз), поэтому вполне естественно было полагать, что искомое уравнение будет тоже двухкомпонентным. Совершенно случайно они узнали о работе Дирака: Макс Борн попросил его написать отзыв о работе одного автора. Дирак прислал письмо с советами, как сделать статью более «читаемой», и в конце письма в десяти строчках упомянул о своей работе по теории электрона и выписал свое четырехкомпонентное уравнение. «Мы с Йорданом были просто ошарашены (were quite flabbergasted)»,—пишет Вигнер. В конце концов Йордан сказал: «Да, конечно, хорошо было бы, если бы мы нашли это уравнение. Но вывод его так красив, а само оно содержит столько смысла, что мы вообще должны быть счастливы, что оно существует».
А теперь, дорогой читатель, попробуйте поставить себя на место Дирака и угадайте, как он реагировал на свое открытие? Воскликнул «Эврика!», побежал за шампанским или просто лег спать? Ни за что не угадаете!
Известный английский писатель Чарлз Сноу вспоминает, как Дирак однажды признался ему, что он почувствовал, когда вывел свое знаменитое уравнение. Прежде всего Дирак сразу прикинул, описывает ли оно спектр энергий атома водорода. Оказалось, все в порядке. «И тут,— говорит Дирак,— я так страшно испугался, что не мог пошевельнуться!» Но почему? Дирак объясняет Сноу, что, занимаясь творческой работой, человек всегда испытывает большие сомнения и большие надежды. Причем всегда наибольшие опасения охватывают исследователя именно в тот момент, когда он должен сделать решающий шаг вперед. В качестве примера Дирак говорит о К. Лоренце, который имел в своих руках все, чтобы создать специальную теорию относительности, но так и не отважился сделать решающий шаг.
Итак, оказалось, что квантовое уравнение, записанное с учетом требований теории относительности, естественным образом описывает поведение частиц со спином. Это было для физиков приятным сюрпризом. Но релятивистское начало в квантовой теории порождало целый ряд новых проблем. Как признавался Дирак, осмысление физических выводов, которые следуют из его уравнения, заняло у него гораздо больше времени и сил, чем вывод самого уравнения. Эти исследования «неприятных» следствий, возникающих при решении релятивистского квантового уравнения для электрона, и привели к созданию первой теории Антимира — теории дырок.
6. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭНЕРГИИ, «ОСЛИНЫЕ ЭЛЕКТРОНЫ», ТЕОРИЯ ДЫРОК И ПУЗЫРЕК С ЛЕКАРСТВАМИ
Осень чувствовалась везде. И в голых ветках деревьев, и в шуршании листьев под ногами, но главное — воздух становился особенно прозрачным и холодноватым. Хорошо думалось. Двое вышли из лесной аллеи и не спеша стали подниматься по невысокому холму. Они шли молча, погруженные в свои мысли. Однако тишину все время нарушало какое-то слабенькое, но достаточно противное треньканье.
— Извините, профессор,— сказал более молодой из мужчин.— Я немного простыл и вынужден носить с собой склянку с аспирином.
Профессор, тоже достаточно молодой человек, лет 30, немного помолчал. Затем серьезно заметил: «Полагаю, шум от вашего пузырька будет максимальным, когда он заполнен таблетками наполовину. Не так ли?»
Английский физик Рудольф Пайерлс, рассказавший эту маленькую историю об одной прогулке Поля Дирака и его ассистента, замечает: «Мне стало ужасно интересно, произошел ли этот случай до или после изобретения Дираком теории «дырок». Я навел справки, и оказалось, что это было в середине 30-х годов, теория «дырок» уже была создана, и замечание Дирака становится понятным».
В этой главе мы постараемся объяснить читателю, в чем же заключается аналогия между дребезжащим пузырьком с таблетками и теорией дырок.
Уже в своей классической работе по релятивистской теории электрона Дирак отмечал существование двух трудностей. Первая трудность состояла в том, что квантовая механика того времени не могла правильным образом учесть эффекты спина электрона. Вторая трудность возникала из-за того, что в релятивистском подходе электрон получал возможность иметь отрицательную энергию. В предыдущей главе мы видели, как блестяще справился Дирак с решением первой проблемы. Однако проблема отрицательных энергий не давала покоя Дираку еще в течение нескольких лет.
Понять, как возникают отрицательные энергии и к каким неприятным последствиям это приводит, можно на примере хорошо знакомого нам релятивистского соотношения, связывающего энергию частицы E с ее массой m и импульсом р (для последующего изложения нам не важно, что импульс частицы — это вектор, и мы будем опускать стрелку над буквой р)
Еще со школьной скамьи мы знаем, что перед квадратным корнем можно поставить либо знак плюс, либо минус. То есть
(1)
Следовательно, релятивизм не запрещает частице иметь отрицательную энергию. Однако в неквантовой теории (то есть в классической физике или в релятивистской теории) энергия частицы меняется непрерывно, начиная с некоторого минимального значения. Как нетрудно видеть, минимальной энергией обладает покоящаяся частица, то есть у которой p=0. Тогда Emin = ±m.
На рис. видно, что область E>0 отделена от области E<0 промежутком в 2m и частица с положительной энергией никогда не сможет попасть в область отрицательных Е, если ее энергия меняется непрерывно. В квантовой теории энергия частицы меняется скачком, и у нее в принципе есть возможность «перепрыгнуть» из области E>0 в область E<0. Поэтому при решении уравнения Дирака возникают две полностью равноправные с математической точки зрения возможности: либо частица движется как обычно, с положительной энергией, либо с отрицательной. А что такое движение частицы с отрицательной энергией?
Представить это себе довольно трудно, в обычной, повседневной жизни все тела движутся только с положительной полной энергией. Правда, когда мы сталкиваемся с квантовыми явлениями, наше воображение отказывает во многих случаях. Поэтому то, что мы не в состоянии представить частицу с отрицательной энергией, само по себе не является каким-то криминалом. Однако строгое математическое рассмотрение показывает, что электрон с отрицательной энергией (Е<0) должен двигаться во внешнем поле как частица с положительным зарядом. Тогда при переходе электрона из области с E>0 в область £<0 знак его заряда должен измениться на противоположный. Это противоречит закону сохранения электрического заряда. Таким образом, состояния с отрицательной энергией страшны не столько сами по себе, сколько тем, что переходы в эти состояния нарушают законы сохранения. Вот если бы как-то удалось запретить электрону совершать скачки из области положительных энергий!..
Неприятный квадратный корень в уравнении (1) приводит к возникновению еще одной экзотической возможности. Если перед квадратным корнем в (1) выбрать знак минус и положить р = 0, то получим
E = —m.
Это означает, что если энергия Е положительна, то масса m должна быть отрицательной! Представить себе в нашем мире частицу с отрицательной массой еще труднее, чем с отрицательной энергией.
Сила, приложенная к телу, будет вызывать его движение в противоположном направлении! Если бы мы захотели сыграть в футбол с мячом отрицательной массы, то, чтобы забить его в чужие ворота, надо было бы бить мяч в направлении своих ворот. Если бы вы попытались остановить мяч отрицательной массы, то он полетел бы еще быстрее, и наоборот, при ударе с лета такой мяч прилип бы к ноге. Вообще говоря, нам вряд ли удалось бы позабавиться антифутболом. Мяч отрицательной массы в поле тяжести Земли просто взял бы и воспарил вверх. Теперь, я думаю, понятно, почему Г. Гамов метко присвоил электронам с отрицательной массой прозвище «ослиные электроны».
Как же все-таки ликвидировать трудности с отрицательными энергиями и отрицательными массами? Не допускать же в храм науки «ослиные частицы».
И вот здесь Дирак опять предлагает совершенно неожиданное решение. Одним из основных свойств частиц с полуцелым спином является то, что никогда любые две из них не могут находиться в одном и том же состоянии. Если у таких частиц одинаковые энергии, то проекции спина должны быть разными или, наоборот, если проекции спина одинаковы, то энергии частиц должны отличаться. Это фундаментальное свойство частиц с полуцелым спином называется принципом Паули.
Так вот, Дирак смело предположил, что в нашем мире все состояния с отрицательной энергией полностью заняты электронами. Поэтому в силу принципа Паули электрон из области положительных энергий никогда не сможет перепрыгнуть в область отрицательных энергий. В этом смысле электрон с положительной энергией похож на командировочного, который безнадежно томится в холле переполненной гостиницы —все номера заняты.
Итак, проблема с отрицательными энергиями решается следующим образом. Само существование состояний с отрицательной энергией, по Дираку, разрешается, переходы в эти состояния запрещены. Однако какой ценой достается это решение! Для того чтобы электрон совершенно никуда не мог деться из области положительных энергий, число заполненных состояний с отрицательной энергией должно быть бесконечно! Это означает, что вакуум должен обладать бесконечным отрицательным зарядом, бесконечной отрицательной энергией и бесконечной плотностью. Тем не менее Дирак утверждает, что такой «дикий» вакуум не испортит никакие физические характеристики любой системы. Его аргументы таковы: все, что мы может наблюдать, это отклонения, допустим, заряда или энергии системы от заряда или энергии вакуума. Но само отклонение всегда остается неизменным, оно не зависит от того, каков заряд или энергия вакуума.
Если удивительная ситуация, предложенная Дираком, и в самом деле осуществляется, то иными должны быть все наши представления о вакууме. Раньше это было пустое пространство, место без вещества, теперь же, оказывается, оно битком набито электронами. Именно потому вакуум пуст, в нем ничего не происходит. Подобно пузырьку, туго заполненному таблетками, вакуум «не дребезжит»! (Вы вспоминаете рассказ Р. Пайерлса, который мы привели в начале главы? Теперь его суть должна быть вам ясна.)
Однако все-таки существует процесс, который позволит нам судить, так ли уж вакуум совершенно пуст или «внутри» него что-нибудь да есть.
Возьмем для этого гамма-квант большой энергии E, достаточной, чтобы преодолеть энергетическую щель шириной 2m и вытащить электрон из вакуума (то есть Еу ≥ 2m). Тогда в области положительных энергий появится электрон, а в отрицательной области образуется дырка. Но каков физический смысл этой дырки? Рассмотрим подробно процесс ее появления.
1. Исходное положение — никаких частиц нет: заряд 0, масса 0.
2. Появился гамма-квант и выбил электрон: заряд —е, масса +m.
3. Посчитаем электрические заряды: гамма-квант заряд 0, электрон заряд —е, дырка заряд +е.
4. Посчитаем баланс энергий: был гамма-квант Еу ≥ 2m, стал электрон Ее- = m, осталось для дырки Ед ≥ m.
5. Следовательно, у дырки заряд +е, масса ≥ m.
Таким образом, если вакуум «не пуст», то γ-кванты могут выбивать из него электроны и частицы с положительным зарядом и положительной массой. Однако если величина положительного заряда предсказывается для Дырки совершенно однозначно — она равна заряду электрона, взятому с положительным знаком,— то масса дырки точно не определена. Видно только, что ее масса должна быть больше или равной массе электрона.
Подведем итог: теория электрона Дирака имеет трудности — наличие отрицательных энергий. Чтобы их избежать, заполним все состояния с отрицательной энергией электронами. Но если вы попытаетесь «вытащить» такой электрон из вакуума, то происходит некоторый фокус — в конечном состоянии появляется не одна частица, а две: обычный электрон и еще некоторая частица с зарядом + е и положительной массой (дырка). Что это за частица?
Тут надо сделать некоторое отступление.
У меня на столе лежит справочник элементарных частиц, датированный апрелем 1980 года. В нем я насчитал около 170 элементарных частиц. Если еще учесть античастицы, то эту цифру надо увеличить раза в два. Ясно, что открытие еще одной или нескольких элементарных частиц теперь никого не удивляет, разве что они вдруг окажутся с какими-нибудь совсем экзотическими свойствами. Сейчас любой пик на экспериментальной кривой с легкостью объясняют существованием новой частицы.
Совершенно другой психологический климат был во времена накануне открытия позитрона. Электрон, протон и фотон — вот все элементарные частицы, известные тогда физикам. Собственно говоря, большего они и не желали. Есть квант света — фотон, квант отрицательного электричества — электрон, а положительного — протон. Что еще нужно? Физики были внутренне не подготовлены к тому, что элементарных частиц окажется так много. Поэтому совсем не удивительно, что Дирак сообразно с царившими тогда настроениями не стал отождествлять дырку с какой-то новой частицей, а сначала решил, что дырки — это обычные протоны. Такое предположение имело несколько привлекательных моментов. Во-первых, если оно оказывалось справедливым, то теория Дирака становилась применимой не только к электронам, но и к протонам! То есть вы получали всеобъемлющую теорию как отрицательного, так и положительного электричества. Во-вторых, чисто психологический момент: не нужно было вводить ничего лишнего.
Но напомним, что дырка—это незаполненное электронное состояние. И каким образом это электронное состояние приобретает массу протона, который почти в 2000 раз тяжелее электрона, было не ясно.
Кроме того, главная трудность, которую такая трактовка дырок не могла преодолеть, состояла в следующем.
Если интерпретация Дирака правильна, то обычный атом водорода, оказывается, есть композиция из электрона и дырки. Но, как мы говорили, дырка — это незанятое электронное состояние в области отрицательных энергий. Из энергетических соображений электрону выгодно «свалиться» в эту дырку, то есть занять состояние с меньшей энергией. Точные расчеты, сделанные Ю. Оппенгеймером, показали, что уже через 10-10секунды электрон в атоме водорода свалится в протон-дырку и испустит при этом излучение, то есть атом исчезнет. Отсюда следовало, что дираковские дырки никак не могут быть протонами, а так как новых частиц понапрасну никто изобретать не хотел, то вся теория дырок была поставлена под серьезное сомнение и подвергнута, так сказать, дружескому вышучиванию.
Паули предложил ввести в действие такой критерий истинности теории — каждая теория должна быть немедленно применена к телу теоретика, который ее создал. Тогда применение теории Дирака к телу самого Дирака оставило бы от него одни гамма-кванты!
Бор придумал новый способ, Как Поймать Слона Живым. Метод заключался в следующем: около тропы, по которой слоны ходят на водопой, надо установить большой плакат с изложением дираковской теории дырок. Когда слон, который вообще есть очень умное животное, пойдет пить воду и прочтет плакат, он непременно будет ошеломлен и несколько минут будет стоять без движения. В это время охотники выскакивают из-за кустов и опутывают ноги слона толстыми веревками.
Несмотря на то что друзья изощрялись в насмешках, Дирак не потерял веру в теорию дырок и в конце концов нашел в себе смелость сделать правильный вывод. Хотя в то время такой вывод казался совершенно неправдоподобным, но тем не менее он логически вытекал из его теории.
В статье, опубликованной в Трудах Королевского общества Великобритании в 1931 году, Дирак писал:
«Дырка должна быть новым типом частицы, неизвестной еще в экспериментальной физике, у нее должна быть та же масса, что и у электрона, а заряд — противоположный заряду электрона. Мы можем называть такие частицы антиэлектронами, потому что они быстро рекомбинируют с электронами, но мы можем получить их экспериментально в высоком вакууме, где они будут вполне стабильны и доступны для изучения. Столкновение двух жестких гамма-лучей (с энергией по крайней мере полмиллиона вольт) должно привести к одновременному рождению электрона и антиэлектрона... протоны же должны иметь свои собственные состояния с отрицательной энергией, все из них полностью заняты, а незанятое состояние будет вести себя как антипротон».
Эти строки Дирака трудно переоценить. Поражаешься, насколько четко и ясно Дирак представлял себе физику вопроса. Мало того, что он предсказывает существование новой, еще неоткрытой, частицы — антиэлектрона, Дирак указывает на то, какие свойства она будет иметь и в каком процессе может быть обнаружена. Наконец, предсказание антипротона! Дирак не побоялся довести до логического конца и этот момент. Он и здесь остался строго последователен и верен самому себе. Абсолютно все предсказания Дирака оказались правильными. Поэтому эти строчки кажутся сейчас просто магическими.
Хочу заметить, что здесь впервые в физической литературе появился и сам термин «античастица»! Сейчас слова с приставкой «анти» — антивещество, антимир, антиматерия — прочно вошли в наш повседневный лексикон. Я думаю, будет полезно подчеркнуть, что этим мы обязаны именно Полю Дираку.
7. ЧТО ДАЛО ФИЗИКЕ ОТКРЫТИЕ ПОЗИТРОНА?
Каждый из нас по себе знает, насколько легче перевернуть всю квартиру в поисках запропастившейся куда-то запонки, чем изменить саму систему своих взглядов, стать аккуратным и никогда не терять запонок. Так и с открытием позитрона: главные трудности заключались отнюдь не в том, что сложно было найти позитрон. Необходимо было изменить саму систему взглядов на основные свойства природы. Именно поэтому путь, которым физики пришли к открытию первой античастицы, был таким долгим и непростым.
Подытожим теперь те проблемы, которые после открытия позитрона предстали перед физиками в новом свете. Прежде всего надо отметить, что теория дырок, предсказывавшая существование позитрона, была первым подходом, где встал вопрос о структуре вакуума.
Сразу оговоримся, что с точки зрения современных представлений теория дырок является не более чем некоторой наглядной моделью, правильно охватывающей лишь определенные черты реальности. Она верно предсказывает, что частица и античастица должны рождаться парами. Она объясняет, почему масса частиц и античастиц одинакова, почему не наблюдаются электроны с отрицательными энергиями. Теория дырок долгое время верой и правдой служила физикам в качестве удобной схемы для расчетов различных процессов, связанных с образованием позитронов и их аннигиляцией. В ряде случаев она позволяла получать вполне приемлемые результаты. Однако физики никак не могли смириться с мыслью, что дираковские представления о вакууме в самом деле соответствуют реальности.
В 1933 году в Ленинграде состоялась 1-я Всесоюзная конференция по проблемам атомного ядра. Это был представительный форум, на который собрались многие выдающиеся советские и зарубежные ученые, Дирак делал на этой конференции доклад о теории позитрона. Только что были выполнены опыты Андерсона, Блэкетта и Оккиалини. На самой конференции было представлено еще несколько новых сообщений о наблюдении позитрона. Казалось бы, для теории дырок наступил «золотой период». Но вот в дискуссии по докладу Дирака выступил наш замечательный ученый В. А. Фок и очень точно охарактеризовал все трудности дираковской теории. Фок говорил:
«В основе теории позитронов лежит предположение о существовании неопределенного и бесконечного числа электронов с отрицательной кинетической энергией, причем ни бесконечно большой заряд, ни бесконечно большая масса этих электронов ничем себя не проявляет... Я должен признаться, что мной овладевает необычайное смущение, когда я пытаюсь осмыслить это основное положение теории, и, я думаю, что я не одинок в этом чувстве. Предположение о существовании бесконечных заряда и массы, притом ведущих себя так, как если бы их не было вовсе... заставляет себя спросить, что собственно разумеется в данном случае под словом «существование»?»
И действительно, главный недостаток теории дырок — введение лишенных физического смысла представлений о вакууме с бесконечной плотностью и бесконечной отрицательной энергией — этой модели так и не удалось преодолеть.
Слабое место теории дырок было еще и в том, что она представляла собой одночастичный подход. Вспомним, как теория дырок объясняет рождение пары: гамма-квант большой энергии переводит одну частицу из состояния с отрицательной энергией в область положительных энергий. Возникает электрон, а оставшаяся в состоянии с отрицательной энергией дырка и есть позитрон.
Но дырка всегда есть дырка в чем-то. Поэтому позитрон-дырка в известном смысле неотделим от всего остального «моря» состояний с отрицательной энергией. «Море» должно как-то влиять на свойства позитрона, но это невозможно рассмотреть в рамках одночастичного подхода.
Как бы то ни было, теория дырок произвела полный переворот в нашем сознании. Революционной была сама мысль о том, что вакуум — пустота, место, не содержащее частиц,— имеет сложную структуру. Сейчас эта идея получила исключительно сильное развитие. Если раньше вакуум представлялся всего лишь сценой, подмостками, на которых разыгрывалась великолепная феерия физических явлений, то сейчас вакуум выступает в роли одного из главных действующих лиц. Оказывается, свойства вакуума, его строение имеют определяющее значение для правильного описания взаимодействий между элементарными частицами. Более того, исследование структуры вакуума позволило физикам приступить к решению совершенно грандиозной задачи, которая в прошлом считалась под силу лишь творцу всемогущему. А именно, к разработке теории рождения Вселенной. Источник: Сапожникова М.Г. "Антимир - реальность?"Изд.: Знание; Год: 1983; Стр. : 178.
Рейтинг публикации:
|