» » » СЕКРЕТЫ ЗЕМЛИ

СЕКРЕТЫ ЗЕМЛИ

23-11-2009, 15:13 | Наука и техника / Естествознание | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (7 586)

Игорь ХАРИЧЕВ

По мнению шведских ученых, твердое железное ядро нашей планеты обладает кристаллической структурой с объемноцентрированной кубической решеткой (изображение: gettyimages.com)

Казалось бы, Земля – самая исследованная планета во Вселенной. Потому, что мы давно живем на ней и давно изучаем ее. Так что никаких тайн у нее не осталось. Но это неверно. У Земли еще очень много секретов, которые она успешно скрывает от нас. И ученым есть, что исследовать, в особенности, если взглянуть на нее как бы со стороны, из космоса. В конце концов Земля – одна из планет Солнечной системы, а не только поверхность под нашими ногами…

Как устроено ядро Земли?

Берье Йоханссон и его коллеги из Университета Уппсалы и Королевского института технологий в Стокгольме получили косвенное подтверждение своей оригинальной теории строения ядра Земли. По мнению шведских ученых, твердое железное ядро нашей планеты обладает кристаллической структурой с объемноцентрированной кубической решеткой. В каждой ячейке такой решетки атомы расположены по углам куба и еще один атом – в его центре. До сих пор предполагалось, что кристаллическая решетка ядра Земли обладает гексагональной структурой, в которой три соседние точки формируют равносторонний треугольник.

Шведские исследователи нашли объяснение загадочному феномену: упругие волны проходят через ядро заметно быстрее в направлениях, параллельных оси вращения планеты, нежели в направлениях, параллельных экватору. При температуре и давлении, которые царят в сердцевине Земли, по существующим представлениям о поведении железа такой анизотропии быть не должно.

В 2003 году профессор Йоханссон и его коллеги опубликовали работу, в которой объясняли, как анизотропия ядра связана с его структурой. Теперь они составили компьютерную модель, показавшую поведение ядра при разном его кристаллическом строении. С помощью компьютера вычислялась реакция на упругие волны нескольких миллионов атомов, сильно взаимодействующих друг с другом, что достаточно много для обобщения результатов численного эксперимента на все ядро.

Йоханссону и его коллегам удалось обнаружить, что объемноцентрированная кубическая решетка из атомов железа является единственной структурой, которая может соответствовать данным экспериментальных наблюдений. При этом, как подчеркивает Йоханссон, большая диагональ этой решетки ориентирована параллельно оси вращения планеты. Разница в скорости волн на 12% была также получена и в натурном моделировании земного ядра (высокое давление и температура) в установке с «алмазной наковальней». Это удивительный и неожиданный результат, учитывая симметрию кубической решетки.

Если открытие подтвердится, геофизикам придется пересмотреть представление о земном ядре, что повлечет за собой и пересмотр оценок теплового баланса ядра, и стабильности магнитного поля планеты, которые напрямую зависят от кристаллической структуры ядра.

У Земли есть пульс?

Норвежские сейсмологи предположили, что у Земли есть магматический «пульс», который бьется с частотой один удар в 15 миллионов лет. Ученые проанализировали существующие данные о толщине земной коры между Исландией и Гренландией. В этом районе пролегает Срединно-Атлантический хребет, отмечающий границу схождения тектонических плит. Для изучаемой зоны характерно образование плюмов – восходящих потоков в мантии размером в поперечнике порядка 100 километров. Вещество, поднимаемое плюмами, «ударяется» о земную кору и, «прилипая» к ней, увеличивает ее толщину.

Оценивая толщину коры в исследуемом районе, ученые обнаружили несколько утолщенных участков. Они предположили, что утолщения сформировались в результате периодически повторяющихся ударов плюмов, а затем утолщенные участки мигрировали вместе с тектоническими плитами. Согласно подсчетам авторов исследования, восходящие потоки в мантии появлялись приблизительно каждые 15 миллионов лет.

Чтобы понять, являются ли плюмы указанной периодичности уникальными для участка Исландия – Гренландия или это общая закономерность, ученые проанализировали данные о толщине коры в районе Гавайских островов. Гавайи также «сидят» на восходящих потоках. Оказалось, что там частота плюмов совпадает с гренландской. Ученые предположили, что найденная периодичность наблюдается по всей планете и объясняется периодическим нагревом ядра, которое, в свою очередь, нагревает мантию.

Правда, с выводами авторов работы согласны далеко не все их коллеги. Многие считают, что частота плюмов в разных частях планеты сходна, но не совпадает. Более точные измерения могут подтвердить или опровергнуть эту точку зрения.

Новый слой магнитосферы Земли?

Группа исследователей под руководством Чарльза Чапелла обнаружила в магнитосфере Земли неизвестный до настоящего момента слой – теплую плазменную оболочку. Открытие было сделано благодаря анализу данных, полученных от пяти спутников.

О наличии магнитосферы можно судить по движениям заряженных полярных частиц, которые ускоряются под действием магнитного поля. Наиболее вероятной причиной появления магнитного поля у нашей планеты является движение жидкой части ядра Земли.

За годы изучения магнитной оболочки Земли ученые получили представление о тех или иных ее частях. Авторы данного исследования сосредоточились на движении низкоэнергетических ионов, разгоняющихся до более высоких энергий в различных областях магнитосферы. Анализ показал, что в магнитосфере должен присутствовать отдельный слой, обладающий определенным набором свойств.

Этот небольшой слой формируется на ночной стороне Земли, продолжается на дневную сторону и постепенно исчезает. Его образуют заряженные частицы с низкой энергией, которые поднимаются от Земли в районе ее полюсов и «путешествуют» в магнитном хвосте планеты. В определенный момент из-за изгиба магнитного поля направление их движения меняется.

Изучение свойств магнитосферы Земли является весьма важной задачей, так как магнитное поле защищает обитателей планеты от пагубного воздействия космических частиц, например солнечного ветра, и изменения в этом «защитном щите» могут иметь необратимые последствия.

Что сжимает магнитосферу нашей планеты?

Европейским исследователям удалось определить масштабы «сжатия» магнитного поля Земли выбросами на Солнце. Выяснилось, что внешняя граница поля, располагающаяся над дневной стороной планеты на высоте около 60 тысяч километров, может снижаться до 25 тысяч километров.

Данные были собраны космическими аппаратами миссий Cluster и Double Star во время крупных выбросов массы нашим светилом, которые произошли в январе 2005 года и декабре 2006 года. Данные наблюдений показывают, что скорость потоков ионов в окрестности планеты в результате выбросов выросла более чем в два раза и достигла почти 900 километров в секунду. При этом общее количество заряженных частиц возросло почти в пять раз.

Известно, что выбросы массы на Солнце могут представлять значительную опасность для спутников и линий электропередачи на Земле. По словам исследователей, новые результаты позволяют оценить уровень опасности. В настоящее время ученые занимаются разработкой подходящей модели, которая могла бы количественно описать события, происходящие с магнитосферой Земли.

Миссия Cluster состоит из четырех одинаковых аппаратов, которые вращаются вокруг нашей планеты по эллиптической орбите. Спутники были запущены в 2000 году с космодрома Байконур, и совсем недавно Европейское космическое агентство продлило их работу. Миссия Double Star была частично завершена в 2007 году.

В настоящее время Солнце находится в аномально длительном периоде минимальной активности. Однако российской обсерватории ТЕСИС, расположенной на борту спутника «Коронас-ФОТОН», удалось зарегистрировать мощные выбросы материи на нашей звезде, которые произошли 17 и 23 апреля 2009 года. При этом потоки частиц, испущенные Солнцем, прошли мимо Земли. Ученые отмечают, что, учитывая периодичность происходящих вспышек, можно ожидать, что следующий выброс «попадет» в нашу планету.

Результаты этих исследований опубликованы в журналах Science, Marine Geophysical Research, Journal of Geophysical Research, а также в пресс!релизе Европейского космического агентства.

1. » #1 написал: VP (14 июня 2013 16:08)

Земля официально обзавелась твёрдым внутренним ядром

«Удачное» землетрясение «посветило» на ядро под удачным углом (иллюстрация с сайта abc.net.au).

Группа исследователей из университетов Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) и Токио (University of Tokyo) впервые надёжно доказала существование твёрдого металлического ядра Земли, обнаружив его по данным сейсмического «просвечивания».

Ранее существование ядра подтверждал ряд косвенных признаков из принятых в науке моделей строения нашей планеты, но никогда ещё не было подтверждено экспериментально, а те данные, что всё же появлялись ранее — были не надёжными.

И вот теперь учёные «увидели» ядро нашей планеты с помощью германской сейсмической сети Grfenberg.

«Фонариком», направившим к ядру сейсмические волны, послужило землетрясение, случившееся на противоположной от Германии стороне земного шара — в южной части Тихого океана.

Хотя землятресения и часты, поймать с их помощью «портрет» ядра — крайне сложно, так как очаг землятресения должен находиться на определённой глубине, сильные волны должны быть сгенерированы в определённой фазе и должны путешествовать в нужном направлении, а само ядро, кстати, занимает менее 1% объёма планеты и в него трудно попасть.

Итак, волны от «удачного» землетрясения «поехали» от коры под океаном вниз, в мантию, затем пересекли жидкое внешнее ядро, затем какая-то их часть пересекла также и твёрдое внутреннее ядро, затем — все волны снова оказались во внешнем ядре, опять в мантии, подошли к коре и прибыли, наконец, к германским детекторам на другой стороне Земли.

Во время перехода через поверхности раздела основных «деталей» планеты волны эти не один раз меняли свой тип (с продольных на поперечные и наоборот), а также — отклонялись в сторону, как свет преломляется при прохождении призмы.

Эти признаки, нашедшие отражение на сейсмограммах, и позволили учёным обнаружить присутствие ядра. В частности — от точки землетрясения до Германии, по окружности планеты, было не 180, а 140 градусов. Если бы Земля была гомогенной — волны прошли бы через центр точно по диаметру.

21 апреля 2005

Ядро Земли является кристаллом с кубической решёткой

Журналисты сравнили ядро Земли с кубиком Рубика, но оно, конечно же, сферическое (диаметр его составляет примерно 2400 километров), хотя и с кубической кристаллической структурой (иллюстрация Uppsala Universitet).

Профессор Бёрье Йоханссон (Brje Johansson) и его коллеги из университета Упсалы (Uppsala Universitet) и шведского королевского института технологий (Royal Institute of Technology) получили косвенное подтверждение своей оригинальной теории строения ядра Земли.

Твёрдое железное ядро Земли обладает кристаллической структурой с объёмноцентрированной кубической решёткой (в одной ячейке такой решётки атомы расположены по углам куба и ещё один атом — в центре куба). К такому выводу пришли исследователи из Упсалы и Стокгольма.

Они нашли объяснение загадочному феномену: упругие волны проходят через ядро заметно быстрее в направлениях, параллельных оси вращения планеты, нежели в направлениях, параллельных экватору. При температуре и давлении, которые царят в сердцевине Земли, по существующим представлениям о поведении железа, такой анизотропии быть не должно.

Ещё в 2003 году Йоханссон и его коллеги опубликовали работу, в которой объясняли, как анизотропия ядра связана с его структурой. Теперь они составили компьютерную модель, показавшую поведение ядра при разном его кристаллическом строении.

Компьютер вычислял реакцию на упругие волны нескольких миллионов атомов, сильно взаимодействующих друг с другом, что достаточно много для обобщения результатов численного эксперимента на всё ядро.

«Мы обнаружили, что объёмноцентрированная кубическая решётка из атомов железа является единственной структурой, которая может соответствовать данным экспериментальных наблюдений», — заявил Бёрье Йоханссон.

При этом профессор подчеркнул, что большая диагональ этой решётки ориентирована параллельно оси вращения планеты. Разница в скорости волн на 12% была также получена и в натурном моделировании земного ядра (высокое давление и температура) в установке с алмазной наковальней. Это удивительный и неожиданный результат, учитывая симметрию кубической решётки.

Если это открытие подтвердится, геофизикам придётся пересмотреть представление о земном ядре, что повлечёт за собой и пересмотр оценок теплового баланса ядра и стабильности магнитного поля планеты, которые напрямую зависят от кристаллической структуры ядра.

Ранее в расчётах такого рода предполагалось, что кристаллическая решётка ядра Земли обладает гексагональной структурой.

«Это исследование открывает новые перспективы для нашего понимания Земли в прошлом, настоящем и будущем», — заявила Наталья Скородумова, один из участников данной работы.

Свои расчёты и выводы учёные опубликовали в статье в журнале Science.

12 февраля 2008

Земля - большой кристалл?

Н.Ф.Гончаров, В.С.Морозов, В.А.Макаров. "Химия и жизнь", N3, 1974 г.

После открытия срединно-океанических подводных хребтов и разломов стала быстро развиваться так называемая теория плит. Сторонники этой теории утверждают, что земная кора сшита из огромных плит, стыки между которыми они сравнивают со швами на бейсбольном мяче. Подобным сравнением пользовался ещё древнегреческий философ Платон.

Может показаться странным, что шарообразная форма Земли удовлетворяет далеко не всех геологов и геофизиков. Многим необходима угловатая, как кристалл, модель планеты, которая облегчила бы понимание законов, формировавших лик Земли. В конце прошлого века геологи А.Грин и А.Лаппарен сравнивали фигуру нашей планеты с четырёхгранником (тетраэдром), а в шестидесятых годах нашего века профессора Ленинградского университета Б.Л.Личков и И.И.Шафрановский - с восьмигранником (октаэдром). Почему же Земля может быть похожей на кристалл? Б.Л.Личков объяснял это тем, что при формировании планеты из скопления астероидов гигантское кристаллоподобное тело (например, додекаэдр - многогранник из двенадцати пятиугольников) могло служить переходной формой к сфероиду планеты. Остаточные структуры этого многогранника, по его мнению, могли сохраниться в теле планеты до наших дней.

В поисках следов этих структур мы долго и кропотливо сопоставляли геологические особенности Земли и очаги геофизических аномалий сначала с додекаэдром, а потом и с икосаэдром (многогранник из двадцати треугольников). Совместив ось додекаэдра с осью глобуса и вращая вокруг неё многогранник, мы заметили, что когда два его ребра совпадают с тянущимся вдоль Атлантики знаменитым Срединно-Атлантическим подводным хребтом, то остальные срединно-океанические хребты и гигантские нарушения земной коры совпадают с другими рёбрами додекаэдра.

Если увеличить число граней в гипотетическом кристалле Земли, если совместить с осью глобуса икосаэдр, то с его рёбрами совпадут те хребты и разломы, которые не совпадали с гранями додекаэдра. Всё это недвусмысленно говорит о том, что тектоническое строение земной коры очень близко к двум этим многогранникам. Геологические структуры как бы вписываются в них.

Мы предположили, что в теле нашей планеты существует нечто вроде кристаллической или, скорее, силовой решётки, и свойства планеты, как и в кристалле, наиболее активно проявляются в узлах решётки и вдоль её рёбер.

В самом деле, практически вся вулканическая и сейсмическая активность Земли сосредоточена на стыках плит, а значит, на рёбрах наших многогранников. Магнитное поле тоже вписывается в их конфигурацию. Более того, в узлах нашей системы (см. рисунки) расположены все мировые центры максимального и минимального атмосферного давления, а также постоянные районы зарождения ураганов. И что самое странное - постоянные ветры предпочитают дуть вдоль рёбер системы.

Кстати, споры о влиянии солнечной активности на погоду уже улеглись, это стало общепризнанным. И не любопытно ли, что районы, получающие максимум солнечной радиации, тоже облюбовали узлы системы. Самые большие "солнечные зайчики" блестят в узлах 1, 17 и 41.

Узлы нашей системы напоминают мигающий светофор: сначала активно функционируют одни, а другие ведут себя тихо, потом картина меняется. Есть основания полагать, что это происходит через определённые интервалы времени.

Геолог В.И.Двинский, которого мы познакомили с нашей моделью, отметил, что фигура Земли вовсе не идеальный шар, а так называемый кардиоид, с выпуклостью и выемкой, и что оба эти отклонения точно совпадают с узлами на глобусе. Весьма символично, что в одном из этих районов, в Габоне (узел 40), недавно обнаружили "природный атомный реактор", который действовал 1,7 миллиарда лет назад. Благодаря своеобразным геологическим условиям концентрация изотопа 235U здесь достигла уровня, необходимого для начала цепной реакции.

В недрах Земли непрерывно идут химические реакции, идёт грандиозный обмен веществом. Почти всегда этот обмен сопровождается электрическими явлениями. Часто один минерал выступает в роли анода, другой - катода. А во влажной среде действует подобие электролитической ванны: минералы-аноды растворяются, образуя новые соединения, а на минералах-катодах накапливаются самородные, чистые элементы или их окислы. Специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института методики и техники георазведки (Ленинград) пробовали усилить естественные электрохимические процессы, воткнув в грунт рядом с рудным месторождением электроды под постоянным током. Электро-химический обмен получил стимул, элементы устремились к электродам. Таким способом можно узнать, руды каких металлов есть поблизости. Более того, предполагают так добывать металлы из недр (уже действуют опытные установки!) и даже создавать искусственные месторождения.

Значит, на рёбрах кристалла, в узлах системы с их геофизическими аномалиями может быть очень активная миграция химических элементов земной коры. Крупные залежи полезных ископаемых обычно приурочены к разломам или складкам коры, которые часто идут вдоль рёбер кристалла. Поэтому не надо удивляться тому, что богатейшие месторождения расположены в согласии с линиями на глобусе. Так, многие металлогенические и нефтяные пояса тянутся вдоль рёбер системы. В её узлах также богатые залежи, например гигантское Тюменское нефтяное месторождение (узел 3). Может, наша додекаэдроикосаэдровая система для геологов, геофизиков и геохимиков имеет не только чисто теоретический интерес?

Глобальные геологические структуры лучше всего видны из космоса. И в самом деле, на космических снимках уже зафиксированы некоторые рёбра и узлы системы в виде линейных и круговых геологических образований. Так, космонавт В.Севастьянов пишет, что Уральская складчатая страна идет намного южнее, чем это обозначено на картах. Она тянется почти до Персидского залива, а ведь ребро нашего икосаэдра именно так и идет. Из космоса зафиксирован и гигантский разлом от Марокко до Пакистана, который тоже расположился вдоль ребра икосаэдра (от 20 к 12). Просматривая цветные снимки, сделанные с кораблей "Джемини", мы своими глазами увидели три узла системы: Марокко (20), Калифорния (17) и у Флориды (18). Здесь точно в расчётных местах чётко выделяются круговые геологические структуры диаметром 200-350 км.

Вероятно, земной кристалл сильно влияет и на биосферу планеты, на образование геохимических и биогеохимических провинций. Так, в центрах европейской и азиатской граней икосаэдра (2 и 4) расположились две обширные биогеохимические провинции, в которых в почвах недостаёт одних элементов и слишком много других. Поэтому там обостряется естественный отбор среди растений и животных. Эти два и многие другие узлы системы в своё время послужили центрами возникновения видов растений: лесной, степной и тропической флоры. Кроме того, в некоторых узлах и вдоль рёбер есть аномалии живого мира. Например, озеро Байкал (4), три четверти видов животных и растений которого не встречаются больше нигде в мире.

Орнитологи утверждают, что птицы чувствуют магнитное поле Земли. Не поэтому ли главнейшие районы зимовки птиц и лежат в узлах системы (например, 12, 20 и 41)?

И человек как элемент биосферы не мог избежать влияния земного кристалла. В узлах системы со времён палеолита могло быстрее идти развитие культур. Это предположение вроде бы подтверждается тем, что древние очаги культур - Древний Египет, протоиндийская цивилизация в Мохенджо-Даро, Северная Монголия, древняя ирландская культура, древнее Перу, остров Пасхи и многие другие - расположены в узлах нашей системы. Весьма любопытно, что комплекс знаменитых египетских пирамид в Гизе с большой точностью соответствует одному расчётному узлу системы (1). Поразительно, что, принимая пирамиды за исходную точку, систему можно построить точнее, чем по геолого-геофизическим ориентирам.

Разумеется, всё сказанное о гипотетической деятельности земного кристалла требует всесторонней проверки. Но нельзя же просто так отмахнуться от странных совпадений геофизики и геохимии с линиями на глобусе!

По поводу "большого кристалла"

Доктор геолого-минералогических наук М.Фаворская. "Химия и жизнь", 1974 г.

Геологов всё сильнее привлекают зоны и узлы нашей планеты с длительным проявлением геохимической и тепловой активности. Это явление свидетельствует о системе аномалий в строении Земли и заставляет искать причины такой неоднородности. Интерес к проблеме усиливает ещё и то, что во многих случаях выявлена приуроченность крупных месторождений полезных ископаемых к этим активным зонам. В частности, в сентябре 1973 года в Бухаресте на Международном вулканологическом симпозиуме чехословацкий ученый Я.Кутина сделал доклад о "Планетарной сети разломов и её значении для прогноза рудных месторождений". По наблюдениям Кутины, узлы этой сети расположены на равных расстояниях друг от друга.

Авторы статьи "Земля - большой кристалл?" предлагают своё объяснение первопричин возникновения симметричных аномалий. Следует, однако, сразу внести ясность: профессор И.И.Шафрановский справедливо подчёркивал, что Земля в целом не может рассматриваться как однородный кристаллический многогранник (монокристалл). Причина же предполагаемого сходства заключена в том, что и поверхность земного шара, и поверхность кристаллического тела формировались по принципу минимума поверхностной энергии. Только с учётом этой поправки гипотезу авторов можно считать правомерной.

Из числа доказательств, приводимых авторами для обоснования гипотезы, для меня как геолога наиболее интересны совпадения сторон многоугольников со срединными океаническими хребтами, а также близость некоторых углов к крупнейшим рудным узлам (например, Серро де Паско в Южной Америке).

Соответствуют нынешним представлениям геологов и металлогенистов высказывания авторов о периодической активизации узлов системы. Действительно, в истории развития Земли неоднократно (и периодически) наступали этапы так называемой "тектоно-магматической активизации", когда особенно оживлялись "ослабленные" участки в теле планеты. Правомерно и заключение о том, что участки с повышенной против фона активностью (тепловой, геохимической и пр.) прямо или косвенно влияют на биологические явления. Однако уподобление процессов, протекающих в земной коре, процессам, шедшим в опытах с электродами, вряд ли достаточно обоснованно, так как процессы в земной коре несомненно сложнее.

По всей вероятности, авторы правильно нащупали некоторые узловые проблемы наук о Земле. Но их гипотеза может быть лишь одним из возможных истолкований накопленных наукой фактов о (симметрично расположенных?) аномалиях в строении нашей планеты.