В условиях современного рынка труда сегодня уже недостаточно просто получить диплом — важно обладать практическими навыками, понимать реалии профессиональной среды и уметь адаптироваться к быстро меняющимся требованиям. Однако в России с этим по-прежнему есть проблемы.

Исследование Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС показывает, что в стране существует значительный разрыв между системой образования и потребностями рынка труда. Выпускники вузов часто не могут найти работу, потому что университеты не готовят их к востребованным профессиям, а содержание обучения далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Кроме того, слабое взаимодействие вузов с компаниями в регионах затрудняет студентам поиск мест для прохождения практики и последующего трудоустройства.
Ещё один важный фактор — недостаток у молодых специалистов навыков трудоустройства. Многие не знают, как составить резюме и вести себя на собеседовании, а зачастую даже не представляют, в какой сфере могут быть востребованы.
На шансы трудоустройства оказывает большое влияние наличие практики и налаженные связи вуза с работодателями: там, где это есть, у студентов гораздо больше возможностей найти работу по специальности. Сами студенты и выпускники всё чаще отмечают несоответствие образования требованиям рынка. Они не доверяют государственным биржам труда и программам переподготовки, предпочитая мечтать о быстрой самореализации и карьерном старте. Это также становится препятствием при поиске первой работы.
В результате молодёжь часто не может устроиться на работу не потому, что вакансий нет, а потому что их никто не научил, как искать подходящие предложения и какие профессии действительно востребованы. Особенно остро эта проблема проявляется в стремительно развивающейся IT-сфере, где знания быстро устаревают и нет времени на затяжной поиск себя.
Возникает закономерный вопрос: неужели с высшим образованием в России всё действительно так плохо? К счастью, нет.
Сегодня в стране появляется альтернатива классическим университетам — частные вузы и образовательные платформы, ориентированные на подготовку так называемых «продуктовых специалистов». На этом фоне особенно заметной становится деятельность Института iSpring, созданного на базе одного из лидеров российского EdTech-сектора.
Как отмечал основатель iSpring Юрий Усков: «Пока большинство вузов в России учат по лекалам прошлого века, наше образование отвечает запросам будущего».
Институт iSpring предлагает принципиально иной подход к обучению. Вместо абстрактной теории, на которой строится традиционное образование, здесь делают акцент на практику — студенты работают с реальными кейсами и задачами. При этом внимание уделяется и развитию личности, поскольку без этого невозможно решать комплексные проблемы и создавать инновационные решения.
Уже со второго курса студенты начинают работать в IT-компаниях, погружаясь в реальные бизнес-процессы, а не просто ожидая практику после окончания теоретического обучения. В результате, по окончании вуза они получают не только диплом, но и ясное представление о своей карьере. А главное – понимание, что их навыки востребованы в России и им не придётся пополнять ряды трудовых экспатов, развивая IT в других странах.
Таким образом, платформы вроде iSpring способны сыграть важную роль в преодолении разрыва между высшим образованием и рынком труда, на который указывает исследование РАНХиГС. Пока такие примеры в России редки, но положительные изменения уже происходят. Всё больше вузов начинают понимать, что их задача — не просто передать знания, а формировать уверенных в себе, компетентных специалистов, готовых к вызовам современности. Для этого необходимо отказаться от устаревших подходов и выстраивать сотрудничество с работодателями, которые формируют экономику завтрашнего дня.
Рейтинг публикации:
|