Депутат Евгений Федоров пытается приварить стальной лист к «железному занавесу», который сейчас усиленно возводится вокруг России. Координатор квазипатриотического «Народно-освободительного движения» (НОД) подготовил законопроект, направленный на исключение из законодательства норм, которые заставляют государство при проведении референдума учитывать международное право.
Мне не совсем понятно, почему депутат считает важным изменить именно порядок референдумов — последний проводился у нас больше двадцати лет назад. Наверное, решил начать с малого, помня о неудаче двухлетней давности. Тогда он предложил изъять из 15-й статьи Конституции п.4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако товарищи по партии его не поддержали.
Понятно почему: если мы удалим этот пункт, то с нами перестанут иметь дело. Не только страны Запада, которых мы справедливо подозреваем в нечистоплотности и двойных стандартах, но и страны Востока и Юга — Китай, Казахстан, Индия, члены СНГ и другие.
Более того, злополучный пункт звучит двусмысленно даже в такой редакции: «Национальное законодательство в России имеет приоритет над нормами международного права до тех пор, пока нормы международного права не будут включены в национальную правовую систему. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила национального законодательства».
Например, недавно на Международной конференции по безопасности в Москве, в которой приняли участие представители 70 стран, иранский министр обороны предложил России, Китаю и Индии создать оборонительный союз против США. Вряд ли он стал бы выходить с таким предложением, если бы в нашей Конституции либо вообще отсутствовал этот пункт, либо провозглашал внутренние законы выше международных.
На мой взгляд, проблемой является не злополучная норма Конституции, ставшая раздражителем у квазипатриотов, а попытка Западом использовать международное право как инструмент в борьбе с суверенными государствами, в том числе с Россией. Что вовсе не одно и то же.
Действительно, тот же Европейский суд по правам человека все дальше отходит от своих задач и все чаще вмешивается во внутренние дела стран, входящих в Совет Европы. С этими попытками расширить свои полномочия нужно бороться последовательно и решительно.
Представьте ситуацию: Россия намерена дать каждому военному через десять по квартире (или по дому погорельцам в лесных пожарах, что более актуально). Издается соответствующий законодательный акт, в бюджете предусматриваются деньги на эти цели. Однако проходит отведенный срок, а собственное решение государство выполнило не на сто процентов, как предусматривалось программой, а, допустим, на 90.
Понятно, что правительство стремилось решить важную социальную проблему и даже во многом преуспело. Какие причины помешали выдать квартиры всем поголовно — его внутреннее дело. То ли денег не хватило, то ли расторопности строителей. В любом случае, РФ не сняла с себя обязанность в обеспечении жильем своих военных, а всего лишь не уложилась в срок, который сама себе и установила.
Однако семьи, не получившие квартиры, имеют полное право подать в суд на государство, теперь уже ставшее нарушителем закона. И дойти до ЕСПЧ. А в Страсбурге судьи, сверившись с Конвенцией по правам человека, подписанной и ратифицированной Россией, наверняка решат дело в пользу обездоленных — на основании того, что правительство РФ не выполнило свой внутренний закон. Государство наверняка будет оштрафовано, причем, на немалые суммы — возможно, даже на большие, чем отпущено на строительство жилья.
То есть, налицо было бы превышение Евросудом своих полномочий. Россия вправе не подчиниться такому решению, а спокойно, без всяких штрафов, постепенно построить оставшимся военным квартиры. Что с точки зрения здравого смысла куда важнее.
Именно в этом смысле послушно соглашаться с любыми решениями международных судебных органов ни в коем случае нельзя — вплоть до выхода из-под юрисдикции ЕСПЧ. Потому что Евросуд должен заниматься своими прямыми обязанности — нарушениями прав человека. А не влезать в бюджетные проблемы — с ними государства разберутся как-нибудь сами.
Между прочим, если мы когда-нибудь примем решение о выходе из-под юрисдикции Страсбургского суда, то не станем первыми. Мне уже приходилось раньше рассказывать о том, что Великобритания тоже считает решения королевских судов выше ЕСПЧ. И даже поставила ультиматум Совету Европы: или Европейский суд по правам человека становится в вопросах Великобритании консультативным органом, или страна выходит из-под его юрисдикции. Более того, страна собирается принять собственный Билль о правах, который будет основан на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С точки зрения британцев, Билль будет более прогрессивным и лучше соответствовать их традициям.
Что же касается Евгения Федорова, то тут мы имеем дело с совершенно другой проблемой: НОДовцы используют наши патриотические чувства для проталкивания вредных для страны идей, завернув их предварительно в красивую обертку.
На мой взгляд, их популизм часто бывает опаснее популизма ярких представителей нашей пятой колонны. Потому что в отличие от либералов у квазипатриотов больше сторонников.
Россия опять испытывает внутренний прессинг — теперь уже с противоположного фланга. Поневоле станешь бдительным.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста:
Боюсь, что Вы… мягко говоря… ошибаетесь (или намеренно вводите в заблуждение)…
Обязанность выполнять какие либо нормы международного права, у государства может возникнуть не только при подписании им международного договора (присоединения к конвенции).
Государство может вообще не подписывать ни каких конвенций и международных договоров, а просто сделать их положения частью своего законодательства. И если Россия во всеуслышание объявила, да еще и закрепила в конституции, приоритет международного права над национальным, то для нас, живущих в нашей стране и являющимися объектами нашего национального законодательства, не имеет значения, подписали мы какие либо конвенции или нет, потому что положения международного права будут применяться к нам независимо от этого.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Потому я и пытался внести ясность, что многие заблуждаются так же.
В отличие от естественных законов (математики, физики, химии и т.п.), никаких норм международного права, которые бы "кто-то"
выдумалсоздалпринял, но которым подчиняются все государства, нет. Такая обязанность возникает у каждого государства только при заключении им международного договора (присоединения к конвенции).Неправильность всех остальных выкладок в посте вытекает из этого заблуждения.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста:
...международное право - совокупность договоров: двусторонних и многосторонних (конвенции).
Но случается и коллизия (столкновение, противоречие) этих норм. В этом случае правоприменитель (суд) должен знать - какую из норм он должен применить. Вот именно для этих случаев и вводится норма о приоритете международного права над национальным.
...И это единственно верный способ разрешения коллизии. Ведь обратное будет иррациональным - если считаешь, что национальное законодательство соответствует твоим пониманиям о справедливости, а конвенция нет, то не присоединяйся к конвенции.
P.S. И не надо приплетать к теме Страсбургский суд. Это отдельная конвенция. Если Страсбургский суд не справедлив к России, то России надо выйти из этой конвенции.
Что-то ясности не прибавилось...
Международное право на то и "международное", что остается таковым независимо от того, подписали Вы какую либо конвенцию конвенцию или нет. Или, по По Вашему, если мы не подпишем конвенцию о правах человека, она перестанет быть частью международного права?
А это значит, что есть не один "единственно верный", а два способа "разрешения коллизий".
1. Подписать конвенцию, присоединение к которой, по мнению государства, на данном этапе исторического развития, соответствует интересам данного государства, и внести поправки в те части национального законодательства, которые входят в противоречие с положениями подписанной конвенции. Так, собственно, и должно поступать и поступает любое суверенное государство.
2. Вписать в конституцию положение, которое автоматически распространяет приоритет любых положений международного права над национальным, вне зависимости от того, соответствуют они национальным интересам государства или нет. И если такая норма прописана в основном законе, то уже не имеет значения, присоединились Вы к какой то конкретной конвенции или нет. Ведь Вы одной фразой в конституции, уже "присоединились" ко всем положения "международного права" сразу!
И следуя Вашей логике, тезис:
не имеет смысла. Вы не можете не присоединиться к конвенции, которая "объявлена" частью "международного права", потому что Вы уже объявили его приоритетным по отношению к национальному законодательству.
И соответственно, Ваша аналогия безсмысленна
Продавец не обязан продавать мне товар дешевле 100 рублей (кстати, тут еще можно поспорить), а я не обязан покупать его, на условиях продавца. Так что ни какого бреда тут нет, а просто каждый останется при своем.
А вот в соответствии с вашей логикой, напрашивается другая аналогия:
А вот это уж точно бред!!!
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Существует:
- национальное право - совокупность законов, принимаемых каждым государством, исходя из собственного понимания порядка и справедливости. Никто никому никаких, в том числе англосаксонских, стандартов не навязывает (если только это не колония) и "многообразия" не ограничивает.
- международное право - совокупность договоров: двусторонних и многосторонних (конвенции). Всё, никаких других законов, которые бы кто-то устанавливал для всех государств нет.
Если два государства считают, что им надо урегулировать между собой какие-то правоотношения, то они заключают двусторонние договоры, в которых прописывают общие правила поведения, соответствующие интересам обеих сторон.
Но есть правоотношения, которые затрагивают или могут затронуть интересы многих государств (например, безопасность морского судоходства, правила ведения войны, таможенные формальности и др.) В этих случаях несколько государств-инициаторов собираются и прописывают общие правила поведения, которые, по их мнению, буду справедливо регулировать эти правоотношения. Сведя эти правила в договор (конвенцию), эти государства сами заключают его и предлагают присоединиться другим.
Если отдельное государство считает, что заключение этого договора соответствует его национальным интересам, а изложенные в нем правила не противоречат его представлениям о правильности и справедливости, то оно заключает его (присоединяется к конвенции).
Если же так не считает, то не присоединяется. Всё. Опять же, никто никому ничего не навязывает, но "многообразие" здесь неуместно.
Таким образом, у государства, присоединившегося к конвенции, может возникнуть ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются сразу двумя нормами - конвенцией и национальным законом. В идеале они должны быть одинаковыми (ведь и та, и другая норма соответствуют представлениям этого государства о справедливости).
Но случается и коллизия (столкновение, противоречие) этих норм. Поверьте, это бывает и не редко. В этом случае правоприменитель (суд) должен знать - какую из норм он должен применить. Вот именно для этих случаев и вводится норма о приоритете международного права над национальным.
И это единственно верный способ разрешения коллизии. Ведь обратное будет иррациональным - если считаешь, что национальное законодательство соответствует твоим пониманиям о справедливости, а конвенция нет, то не присоединяйся к конвенции. Всего делов-то!
Поэтому не понимаю Федорова (смотрел все его интервью на эту тему). Его "инициативу" можно проиллюстрировать на следующем примере: продавец предлагает купить товар за 100 руб., а покупатель говорит - я принимаю предложение, но заплачу 10 руб. и через неделю, у меня такие принципы. Ну не бред?
P.S. И не надо приплетать к теме Страсбургский суд. Это отдельная конвенция. Если Страсбургский суд не справедлив к России, то России надо выйти из этой конвенции. Но здесь не всё так однозначно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 213
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 377
Рейтинг поста:
--------------------
Паисий Святогорец