В России начинает работу программа развития школьного образования «Учитель для России» — аналог международной программы Teach For All. Организаторы из Москвы и Петербурга намерены улучшать ситуацию в школах «снизу», воспитывая новый тип учителей-лидеров.Участники программы, которые на два года станут педагогами в неблагополучных школах, будут получать около 50 000 рублей, что примерно в два раза больше средней зарплаты учителя. «Бумага» выяснила, кого привлекают в «учителя для России», чему будут их учить и какие проблемы школьного образования они должны будут решить в первую очередь.
Будущих учителей отберут из числа лучших выпускников лучших вузов страны, обучат основам педагогики, трудоустроят на два года в школы и будут помогать развивать лидерские качества. Участники программы, по замыслу организаторов, должны стать активом, который будет в перспективе совершенствовать отечественную систему образования и решать ее текущие проблемы.Организатор программы Анастасия Косникова говорит, что школа — одна из первых систем, с которой человек сталкивается в жизни, и поэтому должна помогать людям развивать их таланты.
— Для этого к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Программа «Учитель для России» способствует тому, чтобы дети развивались и могли сами выбрать свой путь в жизни.
Говоря о современных проблемах школьного образования, сами организаторы и практикующие учителя отмечают, что необходимо искать новые способы подготовки преподавателей средних школ.
По словам научного сотрудника Европейского университета в Санкт-Петербурге Андриана Влахова, сейчас сложилась уникальная ситуация в российском образовании: «Вместе сошлись все неблагоприятные факторы для непоявления в школах новых молодых преподавателей». Влахов — учитель русского языка с восьмилетним стажем и руководитель городской олимпиады по русскому языку.
Андриан Влахов, учитель:
— Молодые учителя не идут сейчас в средние школы, потому что, во-первых, профессия учителя связана с финансовым неблагополучием. В некоторых регионах, конечно, ситуация получше, но в целом молодой педагог, приходя в школу, в начале своей карьеры получает сущие копейки. Во-вторых, это низкий социальный престиж профессии. В-третьих, это та позиция, в которой оказывается человек, только что пришедший в школу, где у него нет возможности расти и развиваться. Учительский корпус и те люди, которые сейчас в основном работают в школах, не создают нормальных условий и даже препятствуют тому, чтобы молодые специалисты хоть в какой-то мере могли что-то изменить. Как мне кажется, проект «Учитель для России» борется со всеми этими факторами и нейтрализует их.
Говоря о противопоставлении опытных педагогов молодым, Влахов замечает, что у проблемы есть исторические причины, связанные с советской и постсоветской практикой: «В пединституты идут люди по остаточному принципу — те, кто не поступил никуда больше. К тому же в России сложилась такая система оценки работы школы и педагогов, когда нужны только формальные вещи, а сущностные оказываются совершенно не востребованы: педагогам оказываются важнее галочки и пункты в отчетах для прохождения очередной квалификации, а не развитие учеников и их воспитание и образование. Это тоже отбивает инициативность у молодых учителей».
Организатор Елена Ярманова говорит, что изменить эту ситуацию возможно, но путем административных ходов: «К примеру, мы знаем случаи школ, находящихся в муниципальном ведении из города Салават, которым удалось снизить бюрократическую нагрузку путем жалоб на ее повышенный уровень», — говорит она. Однако Ярманова уверена, что просто так изменить ситуацию в образовании невозможно, если не знать, как система работает изнутри. «Мы стремимся создать сообщество людей, понимающих особенности образовательной системы и потенциальные пути эффективной работы с ней», — рассказывает Елена.
Помимо погружения потенциальных реформаторов системы в педагогическую среду, программа «Учитель для России» делает акцент на лидерских качествах участников и ожидает, что на второй год молодые педагоги будут разрабатывать собственные проекты в области образования.
Алена Маркович, организатор:
— Мы ищем не только тех, кто может стать педагогом; мы ищем тех, кто сможет стать «агентом перемен» в сфере образования. По опыту других стран, 40–70 % выпускников программы так или иначе продолжают деятельность в сфере образования. Кто-то остается преподавать в школе; кто-то становится директором школы; кто-то открывает свои учебные центры и создает технологические стартапы; кто-то делает корпоративную карьеру и поддерживает образовательные проекты со стороны бизнеса; многие становятся чиновниками в сфере образования, политиками и общественными деятелями. Поэтому лидерские качества так важны в нашей программе.
В качестве положительного примера организаторы приводят идею выпускника аналогичной американской программы, который открыл сеть школ Knowledge Is Power Program (KIPP), созданную специально для детей из неблагополучных семей. В школах KIPP детей не только обучают академическим предметам, но и помогают развивать необходимые им черты характера: стрессоустойчивость, умение не сдаваться при столкновении с первыми трудностями, целеполагание и способность сопереживать другим. По данным Teach For All, выпускники школ KIPP в 80 % случаев поступают в колледж, в то время как, согласно статистике, это удается лишь 10 % американских детей из бедных семей.
— Модель Teach For All, с участниками которой я познакомилась во время зарубежных стажировок, меня поразила отрывом от шаблона, — рассказывает Алена Маркович. — Им удается делать невозможное: привлекать самых энергичных, талантливых, образованных и перспективных в школы, причем в «сложные» школы. Изменения через людей — это единственное, что работает.
Российским партнерам Teach For All предоставляет методическую поддержку как по исследованию контекста и функционированию программы, так и по организационной структуре проекта.
Некоторые школы, с которыми авторы проекта «Учитель для России» не смогли наладить контакт, сослались на отсутствие вакансий. Другие же поддержали идею привлечения участников из непедагогических вузов, чтобы закрыть вакансии. Административную поддержку амбициозным организаторам оказало министерство образования Московской области.
— Пока что возникла только одна сложность с необходимостью получения диплома о переподготовке для легального преподавания в школе. Ее решили путем сотрудничества с педагогическими вузами, имеющими право оказывать такого рода услуги, — рассказывает Маркович. — Сейчас мы находимся на финальной стадии регистрации благотворительного фонда, который будет называться «Новый учитель».
Пока проект запускается только в Московской области, однако участников для него отбирают по всей России. Вскоре проект планируют расширить и на другие регионы. «Московская область также территориально удобна для первого запуска, так как большинство вузов, в которых мы хотим набирать участников, находится в Москве», — поясняет Маркович.
Организаторы в 2015 году рассчитывают получить 250 заявок на участие, из которых отберут лишь 25 человек. Выбранные пройдут обучение в летнем институте и в сентябре станут учителями в средних школах московской области. В течение двух лет спонсоры и партнеры будут обучать молодых педагогов лидерству и прочим необходимым качествам, а также выплачивать им стипендию в размере 35 000 рублей сверх официальной учительской зарплаты.
Участников ждет отбор по многим критериям: например, в числе прочего требуется вера в способности каждого ученика.
Елена Ярманова, организатор:
— Мы акцентируем на этом внимание, потому что, вопреки сложившейся в России практике, для нас и наших участников будет важно работать и с неуспевающими учениками, хотя обычно внимание разного рода программ направлено на одаренных детей. Вера в способности каждого ученика чувствуется при разговоре и проверяется, к примеру, при групповом обсуждении.
Процесс отбора участников «Учителя для России» выстраивают специалисты из международной рекрутинговой компании Odgers Berndtson, которая оценивает эффективность руководителей высшего звена во всем мире. Также при отборе учитывается опыт работы Teach For All, которая почти 20 лет ищет ответ на вопрос о том, какие компетенции и личные качества делают учителя успешным.
После такого отбора и работы с подмосковскими школьниками в течение двух лет те выпускники программы, которые решат не связывать в дальнейшем свои судьбы с образованием, смогут трудоустроиться в компании-сооснователе программы The Boston Consulting Group и ОАО «Сбербанк» по облегченной процедуре отбора.
— Вместе с профессионалами из Odgers Berndtson, директорами школ и опытными педагогами мы адаптируем зарубежный опыт применительно к нашему контексту. Критериев много, но если выделять главное, то это правильная мотивация, лидерский потенциал, высокий уровень эмоционального интеллекта, в дополнение к очевидным критериям вроде знания и любви к своему предмету, — рассказывает Маркович.
Сейчас проект находится в стадии запуска. Организаторы проводят презентации своей программы среди студентов в Москве и Петербурге. «Учителя для России» уже презентовали студентам НИУ ВШЭ и института «Стрелка». В конце марта — начале апреля о проекте расскажут ученикам МГТУ имени Баумана и МГИМО. 31 марта презентация пройдет в Высшей школе менеджмента в Петербурге.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1538
Рейтинг поста:
---сам видел как с учителями разговаривают родители и еще при этом топают ногами что не делают из их детей космонавтов Родители сами не знают что первыми педагогами сами назначены для детей а уж потом работники казенного Приюта в качестве услуги репетирования и присмотра Секций кружков художественных музыкальных спотивных школ предостаточно ---везде условие ---НАДО ПАХАТЬ чтобы стать признанным и заслуженным мастером Дела своего! А многие ли учат выкладываться?! лично мне кажется нынче в моде рэлаксация и еще есть мнение что мозговой поток на Запад может быть усилен
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 256
Рейтинг поста:
Учителя не справляются, выезжают за счёт жалоб родителям, телефоны появились у всех. По сути терроризирую родителей, привносят нервозность в семьи.
Обычный тётки вышли из пединститутов. Ни таланта педагогического, проедположу, закончили ВУЗ только за счёт зубрёжки и тренированной памяти. Отчитывают предмет и непослушных детей, вместо применения индивидуального подхода к ученику, пытаются задавить выезжая за счёт жалоб и шантажа.
Не все конечно, но пара Учителей погоды не делают. Всех под одну гребёнку строят, из мальчиков делают девочек с формальным подходом к дисциплине.
Начинать надо с пединститутов, если хотим улучшить образование детей. Не принимать студентов абы каких, нужен конкурс для выявления талантливых, так как это будущие Учителя, а не экономисты. Здесь способности нужны.
Советская школа тоже особо не отличалась наличием Учителей. Образование надо улучшать на порядки. Не равняясь на прошлое.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Если хотим вырастить детей нового века, надо искать новые методы обучения, поощрять творчество, учить самообучению с начальной школы. Если держаться за педагогику 60-х годов, то так там и останемся, пока остальной мир будет разрабатывать беспилотные автомобили и полеты на спутники Юпитера.
У нас конечно бывает распил благой идеи по карманам, но ничего не делать тоже вредно.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Вчера, в 3:01 · отредактировано ·
Все хочу понять: зачем мы убили Советский Союз?
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
ППКС
Поразительное равнодушие нашей власти к проблемам поднятым О.Н.Четвериковой в ее докладе наводит на довольно грустные мысли.
Ольга Николаевна Четверикова - воспитание детей в России.
www.youtube.com
Ольга Четверикова о схемах глобализации в области знаний и о том, кто стоит за попыткой поставить под контроль российское образование.
www.youtube.com
Ольга Николаевна Четверикова : Штабы мирового зла. Сороченские встречи
"...образования в России приобретает ключевое значение, иначе через поколение мы получим нравственных уродов."
После 1.08
www.youtube.com
МОЛЧАТЬ И БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ НЕЛЬЗЯ! ЗА НАМИ НАШИ ДЕТИ! О.Н.Четверикова
publikacii
ВРАГ ЗАШЁЛ С ТЫЛА. О.Н. Четверикова
publikacii
publikacii
publikaci
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 486
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментарий 1601
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 512
Рейтинг поста:
Ну, эти ребята нам такого "настартапируют".
Называется "доверь врагу воспитывать твоих детей".
Последний гвоздь в крышку гроба нашего загибающегося школьного образования.
Агентов они ищут, понимаешь ...