Это еще одна из этих вечных литературных загадок: почему Иосиф Сталин не уничтожил Михаила Булгакова? Да, немногие работы Булгакова увидели свет при жизни автора, однако вряд ли это помогло автору, особенно, такому как он, кто бесстрашно — или безрассудно — выставлял напоказ нелепую суть коммунистической власти. В одном из рассказов сборника, — который был переведен на английский язык впервые (и, насколько я понимаю, очень хорошо переведен Роджером Кокреллом — Roger Cockrell), — высмеиваются большевистское вполне благовидное стремление к просвещению масс. В рассказе солдат делится своими впечатлениями от оперы Верди «Травиата», которую ему было приказано посмотреть (хотя лучше бы он сходил в цирк). Первое, что поставило его в тупик — дирижер:
«Затем дирижер развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком. … Ну, а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому два дела сразу делает — и книжку читает, и прутом размахивает».
Первое, что обычно требовали от российского писателя, стремящегося высмеять действующую власть, это выметаться вон из Советского Союза.
Больше всего Булгаков известен благодаря своим масштабным и основанным на более фантастических сюжетах художественным произведениям «Мастер и Маргарита» и «Роковые яйца». Заголовок последнего, как следует из пространного и подробного послесловия к «Запискам на манжетах», вытекает из длинной последовательности иносказаний и многозначительной игры слов, настолько непереводимых, что вообще не понятно, что от всего этого может остаться в англоязычном тексте. Однако эти романы были написаны еще раньше, в начале 1920-х; и, за немногими исключениями, стремления к вымыслу или (в более широком смысле этого слова) к сюрреализму в них не ощущалось. Все само по себе было настолько фантастическим и сверхъестественным, что Булгакову оставалось лишь кое-что добавить из своей врачебной практики и литературного опыта. В качестве повторяющейся темы в этом сборнике — врач, изо всех сил старающийся не стать участником ни одной из угрожающих ему российских локальных войн и распрей (которых в России того времени было предостаточно). Порой кажется, что разумнее всего будет засунуть в карман револьвер и бежать, поскольку в этом случае всегда можно оставить последнюю пулю для себя и, если схватят, пустить ее себе в лоб.
Примечательным для творчества Булгакова является то, что ему удается сохранять определенную дистанцию, с некоей иронией отстраниться от описываемых событий, при этом ничуть не умаляя ни важности, ни достоверности того, о чем он собирается рассказать. На страницах его произведений все выглядит так, будто он стремится приобщиться к происходящему, но делает это так, что каждая ситуация превращается в абсурдную черную комедию. В этом проявляется своего рода собственный булгаковский авангардизм: как будто для соблюдения литературных условностей нет ни времени, ни смысла. В «Необыкновенных приключениях доктора» рассказчик оказывается на истерзанных войной российских просторах. В 5-й главе приведены только два ряда точек и больше ничего. 6-я часть озаглавлена «Артиллерийская подготовка и сапоги», текста в ней тоже нет. А заголовок 1-й главы звучит так: «Без заглавия — просто вопль». Увидев в бинокль венский стул, сам по себе стоящий на холме, рассказчик произносит, имея в виду изготовителя бинокля: «Цейс галлюцинирует!». Мы чувствуем, что все эти детали и образы можно описать лишь на основе личного опыта и впечатлений.
И если вы никогда раньше не читали Булгакова, то этот сборник как нельзя лучше подходит для знакомства с писателем. В этих произведениях сосредоточена вся его бешеная энергия, а также, в значительной степени, его талант (в то время он подумывал оставить свою врачебную практику). Дело еще и в его высокой писательской честности и искренности: он, так сказать, выступает в роли анти-пропагандиста. Некоторые считали, что именно эта храбрость удивляла и забавляла Сталина, и именно благодаря ей писателю удалось избежать лагерей или тюремной камеры. Так случилось, что он не дожил до 50 лет только из-за болезни почек. И в «Записках на манжетах» мы видим одного из самых необычных писателей 20 века, которые начинали проявлять себя на литературном поприще. Выражаю благодарность издателю за предоставленную нам возможность познакомиться с этой книгой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #11 написал: Efim (9 января 2015 21:44) Статус: |
Алаверды Зимородку - В произведениях Булгакова встречаются такие перлы, за которые расстрелять его не поднимется рука, хотя за другие пассажи и обобщения можно и не (трудно подобрать не слишком негативное слово).
» #10 написал: rassvet (9 января 2015 15:16) Статус: |
Сталин в отличие от своего окружения прекрасно понимал, кто такой шариков, и кто такой швондер и уж не говоря о профессоре Преображенском. "Бег", "Семья Турбиных", и книга из серии ЖЗЛ о Мольере, и это далеко не весь перечень трудов С. Булгакова. Это не талант, а нечто большее, к которому будут обращаться ещё много раз.
» #9 написал: Victor.T (9 января 2015 13:28) Статус: |
Фурсов дал прекрасный анализ переворота 17-го года, по понятным причинам умолчав о кровавых исполнителях и шкурных интересах действующей камарильи. А "общеизвестные" причины отречения Николая не бесспорны.
» #8 написал: zimorodok (9 января 2015 12:36) Статус: |
sarkey, не знаю, не знаю. есть некоторые основания полагать, что к октябрю, прежние устои если уже не валялись в руинах, то их фундамент был основательно разрушен. отречение Николая было его безумным личным поступком и фатальным событием для всей Империи. сам он жестоко поплатился за свою недальновидность, жизнью своей собственной и жизнью своей семьи. и если император - это не фундамент империи, и она может существовать в прежнем виде без него, то тогда я лишен аргументов для отстаивания своей позиции.
но если не предполагать невозможного - что империя не продукт личной власти императора и не наследственная собственность правящей династии, - то придется признать, что разрушительный удар ей нанесли все же не большевики.
» #7 написал: Ведмедь (9 января 2015 08:13) Статус: |
мастер и маргарита - гениальный роман, показывающий, как отсутствие духовных основ жизнедеятельности человека оглупляет, опошляет его бытие. сталин, как имеющий духовное образование, не мог не видеть этого. имхо
» #6 написал: Victor.T (9 января 2015 07:26) Статус: |
Не стоит тут лепить идеологические измы. Не пройдет.
Вы чего-то не поняли; ни в Булгакове ни в Сталине. Какие измы? Комментарий "зимородка" в целом верен. Если Булгаков и заблуждался, то искренне. В отличие от Бабеля.
» #5 написал: fedorov1410 (9 января 2015 06:34) Статус: |
zimorodok,отличный комментарий,правда это может потому, что тоже так думаю.Хотя при моем образовании и ошибиться не трудно,это так на уровне предположений.
sarkey,вы ошибаетесь ,Россию разрушила не октябрьская,а февральская революция.
„ ... И ушел в бездну, исчез безвозвратно, рожденный в ночь на воскресенье, сын короля-звездочета, жестокий, пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат ...” /Булгаков/ Если непредвзято и внимательно вчитываться в этот отрывок, то каждый раз он сияет новыми гранями! Талант - это не заслуга ума, но его душевное побуждение ...
: а на каком основании эти люди были лишены права получить образование и воспитание, не уступающие его собственному? Абсолютно с Вами согласен.
» #2 написал: Swarm (9 января 2015 00:52) Статус: |
Группа: Редакция публикации 12002 комментария 7832 Рейтинг поста:
0
Цитата: zimorodok
и глубину пропасти из которой большевики, столь ненавидимые им, умудрились-таки вытащить столь любимую им Россию
Октябрьская революция это типичное разрушение прежних устоев и, соответственно, удар по России того времени. И новая система была ничем не лучше прежней. Более того революция и последовавший кризис привели к миллионам жертв среди населения. Не стоит тут лепить идеологические измы. Не пройдет.
» #1 написал: zimorodok (9 января 2015 00:43) Статус: |
Булгаков - редкий пример таланта и ограниченности, в котором второе блестяще проявлялось через первое. будучи исключительным мастером слова, он умудрился близоруко проглядеть, и размах перемен, и глубину пропасти из которой большевики, столь ненавидимые им, умудрились-таки вытащить столь любимую им Россию. за шероховатостями работы людей, вынужденных осваивать ремесло, которым они не чаяли заняться, он не разглядел их глубинных мотивов, столь схожих с его собственными.
гении не размениваются по мелочам, если и заблуждаются, то в главном и бесповоротно. высмеивая неотесанность вчерашних крестьян и рабочих, он ни разу не задался вопросом: а на каком основании эти люди были лишены права получить образование и воспитание, не уступающие его собственному? на каком основании он сам отвел себе роль кабинетного писателя, поручив заботу о своем содержании людям, которых искренне считал обязанными ему прислуживать? вместо этих людей его симпатии оказались на стороне напыщенной заносчивости проф. Преображенского и во многом надуманных представлений о чести офицеров царской и Белой Армии.
высмеивая серость большевиков он ни разу не задумывается о возможной альтернативе им после отречения царя. поразительна его странная вера в просветительский дух английского империализма, который не только ничем достойным не проявил себя по всей планете, но и с трудом заметен на самом Туманном Альбионе. как удалось талантливому писателю, столь незаметно для себя променять трезвый и честный взгляд на мир, на личный комфорт, мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.
почему его не расстрелял Сталин? может потому, что в его глазах, этот обидчивый и заносчивый человечек был действительно талантлив и слишком слеп, чтобы стать врагом.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 72
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 126
Рейтинг поста:
А "общеизвестные" причины отречения Николая не бесспорны.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
не знаю, не знаю. есть некоторые основания полагать, что к октябрю, прежние устои если уже не валялись в руинах, то их фундамент был основательно разрушен. отречение Николая было его безумным личным поступком и фатальным событием для всей Империи. сам он жестоко поплатился за свою недальновидность, жизнью своей собственной и жизнью своей семьи. и если император - это не фундамент империи, и она может существовать в прежнем виде без него, то тогда я лишен аргументов для отстаивания своей позиции.
но если не предполагать невозможного - что империя не продукт личной власти императора и не наследственная собственность правящей династии, - то придется признать, что разрушительный удар ей нанесли все же не большевики.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 213
Рейтинг поста:
сталин, как имеющий духовное образование, не мог не видеть этого.
имхо
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 126
Рейтинг поста:
Вы чего-то не поняли; ни в Булгакове ни в Сталине. Какие измы?
Комментарий "зимородка" в целом верен. Если Булгаков и заблуждался, то искренне. В отличие от Бабеля.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1259
Рейтинг поста:
sarkey,вы ошибаетесь ,Россию разрушила не октябрьская,а февральская революция.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
Если непредвзято и внимательно вчитываться в этот отрывок, то каждый раз он сияет новыми гранями! Талант - это не заслуга ума, но его душевное побуждение ...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1629
Рейтинг поста:
Абсолютно с Вами согласен.
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 12002
комментария 7832
Рейтинг поста:
Октябрьская революция это типичное разрушение прежних устоев и, соответственно, удар по России того времени. И новая система была ничем не лучше прежней. Более того революция и последовавший кризис привели к миллионам жертв среди населения.
Не стоит тут лепить идеологические измы. Не пройдет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
гении не размениваются по мелочам, если и заблуждаются, то в главном и бесповоротно. высмеивая неотесанность вчерашних крестьян и рабочих, он ни разу не задался вопросом: а на каком основании эти люди были лишены права получить образование и воспитание, не уступающие его собственному? на каком основании он сам отвел себе роль кабинетного писателя, поручив заботу о своем содержании людям, которых искренне считал обязанными ему прислуживать? вместо этих людей его симпатии оказались на стороне напыщенной заносчивости проф. Преображенского и во многом надуманных представлений о чести офицеров царской и Белой Армии.
высмеивая серость большевиков он ни разу не задумывается о возможной альтернативе им после отречения царя. поразительна его странная вера в просветительский дух английского империализма, который не только ничем достойным не проявил себя по всей планете, но и с трудом заметен на самом Туманном Альбионе. как удалось талантливому писателю, столь незаметно для себя променять трезвый и честный взгляд на мир, на личный комфорт, мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.
почему его не расстрелял Сталин? может потому, что в его глазах, этот обидчивый и заносчивый человечек был действительно талантлив и слишком слеп, чтобы стать врагом.