Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Технологии разрушения: коллективное бессознательное масс как объект управления

Технологии разрушения: коллективное бессознательное масс как объект управления


3-12-2013, 18:18 | Политика / Социальные явления | разместил: Moroz50 | комментариев: (5) | просмотров: (2 662)

 

Коллектив Центра

От редакции "РН": Продолжение главы 1.1 "Современная система распределенной борьбы с российской государственностью. Войны нового типа" коллективной монографии Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. — М.: Научный эксперт, 2009.

Первая часть доступна здесь.

***

ФЕНОМЕН СЕТЕВЫХ ВОЙН

Новое понимание технологического оснащения борьбы государств в современном мире выразилось в концепции "сетевых войн". Значительный вклад в ее разработку был внесен Управлением реформирования ВС США под руководством вице-адмирала Артура Цебровски. Новая технология активно апробировалась во время ведения боевых действий в Югославии, Афганистане и Ираке. В несколько более мягком формате она применялась во время вооруженного конфликта в Южной Осетии.

Принципиальной новацией концепта являлось стирание грани между собственно военной и мирной формами противоборства государств. Феерическое применение технологии "сетевой войны" в революциях "оранжевого типа" указывает на практическое преодоление прежней разделительной грани между мирным и военным состояниями.

Генезисно теория исходит из признания последовательной смены трех технологических эпох в развитии человечества — аграрной, индустриальной и информационной (рис. 1). Формирование категории "сети" относится к информационно-постмодернистской стадии. Посредством глобализации "обмена информацией" создается новое, охватывающее по существу весь мир универсальное пространство. Собственно в нем и через него реализуются основные стратегические операции войны. Через подачу информации происходит управление экономическими процессами, движением масс, принятием политических решений, проведением боевых операций и т.п.

Рис. 1. Историческая эволюция технологий управления войной

Войны традиционного общества имели локальный характер. Военное искусство отождествлялось с полководческим. Силы, вовлеченные в войну, были представлены прежде всего боевыми единицами. Великие завоеватели древности действовали зачастую вне связи с собственным государством, уповая главным образом на силу оружия.

Индустриальная эпоха выдвинула принцип массового управления в военном конфликте. Война уже представляла собой не столько противостояние армий, сколько противоборство государственных систем. Слагаемые победы формировались теперь из экономических, политических, социальных и других компонентов.

Расширение масштабов управления войной связано с развитием массовых коммуникаций. Сетевые войны постиндустриальной эпохи доводят омассовление коммуникационно-информационных связей до уровня глобальных пространств. Игравшие прежде подчиненную роль факторы несилового порядка выводятся на первый план в спектре технологий современного конфликта. Управление усложняется настолько, что феноменологически перемещается с поля сражений (эпоха традиционного общества) и из стен генштабов (эпоха индустриального общества) в виртуальную сферу.

Основная установка перехода к сетевому принципу управления заключается в распространении его помимо собственной иерархии подчиненных на категории нейтральных сил и силы противника.

Конечная цель — установление тотального манипуляционного контроля над всеми субъектами нового военного противостояния. Речь, иными словами, идет об установлении мирового господства. В отличие от прежних моделей такого рода под управленческий контроль берутся не сами субъекты, а их мотивации.

Собственно боевые операции, с традиционными для прежних эпох вводом войск и оккупацией территорий, теряют актуальность. Все решаемые посредством них задачи могут быть достигнуты теперь в ином, несиловом формате. "Цель сетевых войн, — пишет А.Г.Дугин, — абсолютный контроль над всеми участниками исторического процесса в мировом масштабе".

Сетецентричные войны подразделяются в теории сетевых конфликтов на четыре смежные сферы бытия: физическую, информационную, когнитивную (рассудочною) и социальную. При этом осуществляется сознательная интеграция всех четырех областей ведения сетевой войны, в результате чего и происходит формирование сети. Достигаемая синергия резко повышает эффект воздействия (в том числе и собственно боевого) на противника, а в отношении союзников и нейтральных государств формирует управляемую модель поведения.

Физическая область — традиционная сфера ведения войны, понимаемой как физическое столкновение боевых единиц во времени и пространстве. В информационную эпоху физический аспект стоит рассматривать как предельную форму применения сетевых технологий, основная часть которых сосредоточена в трех других областях сетевых войн, проецирующих свой эффект в физическую плоскость.

Информационная область — сфера создания, обработки и распределения информации, имеющей системообразующее значение, поскольку связывает все аспекты ведения сетевых войн. Преимущества или недостатки той или иной противоборствующей стороны в информационной области предоставляют стратегическое преимущество в войне более подготовленной в этом отношении стороне.

Когнитивная область — сознание индивидуума, вовлеченного в той или иной степени в сетевую войну. Именно сознание человека является основным объектом сетевого воздействия, и влияние на него в своих интересах (навязывание своей модели мышления) имеет фундаментальное значение для победы в войне нового типа.

Социальная область: поле взаимодействия людей, общественных институтов, социальных групп любого типа — является контекстом ведения сетевых войн, который необходимо тщательнейшим образом принимать во внимание, а процессы в социальной области необходимо гибко направлять в желательное русло для нейтрализации возможного противодействия устойчивых социальных институтов (религиозных, этнических и прочих объединений) и направления их интегрирующего потенциала в свою пользу.

Советский Союз оказался в свое время совершенно неготовым к новому сетевому противостоянию с Западом. Еще меньшую степень готовности к новым сетецентричным вызовам борьбы в современном мире демонстрирует постсоветская Россия. Соответствующие российские службы ментально не ушли от стратигем эпохи модерна. Соответственно и обеспечение национальной безопасности страны выстраивается на основе устаревших технологий эпохи индустриального общества. В итоге эффективность российских спецслужб в противостоянии с технологически превосходящим их противником оказывается минимизированной.

Задача спасения России предполагает принятие, во-первых, кардинальных мер по выводу страны из системы американского сетевого пространства. Необходимо формирование собственной информационно-технологической сети. Для работы в режиме сетевых войн требуется новое в ментальном отношении кадровое обеспечение

структур государственной безопасности. Такие кадры должны быть в срочном порядке подготовлены. Это предполагает учреждение ряда закрытых образовательных центров аналитического типа. Академия ФСБ к решению такого рода задач, по понятным причинам, явно не готова. Переход Академии в 1990-е гг. на обучение по стандартным образовательным программам высшего профессионального образования окончательно лишил ее перспективы подготовки профессионалов-сетевиков.

***

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ МАСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В БОРЬБЕ ГОСУДАРСТВ

Фото: Илья Варламов 

Исследование коллективного бессознательного открыло новые перспективы организационной деструкции государственной власти. На исторической шкале развития различных цивилизаций можно видеть точки так называемой "дионисийской разрядки" — неконтролируемого выхода психической энергии масс. В такие периоды доминирующим является состояние всеобщего хаоса, охватывающего и общественные, и государственные институты. В России это феномен "пугачевщины", всеохватывающего "русского бунта". Его имманентными чертами классик, как известно, посчитал "бессмысленность" и "беспощадность".

Именно бессмыслие бунтарства указывает на его фундаментальную связь с феноменом коллективного бессознательного. "Никто, — рассуждал Г.П.Федотов, — не может оспаривать русскости "воли". Тем необходимее отдать себе отчет в различии воли и свободы для русского слуха. Воля есть прежде всего возможность жить или пожить по своей воле, не стесняясь никакими социальными узами, не только цепями. Волю стесняют и равные, стесняет и мир. Воля торжествует или в уходе из общества, на степном просторе, или во власти над обществом, в насилии над людьми. Свобода личная немыслима без уважения к чужой свободе, воля всегда для себя. Она не противоположна тирании, ибо тиран есть тоже вольное существо. Разбойник — это идеал московской воли, как Грозный идеал царя. Так как воля, подобно анархии, невозможна в культурном общежитии, то русский идеал воли находит себе выражение в культе пустыни, дикой природы, кочевого быта, цыганщины, вина, разгула, самозабвения страсти — разбойничества, бунта и тирании. Когда терпеть становится невмочь, когда "чаша народного горя с краями полна", тогда народ разгибает спину: бьет, грабит, мстит своим притеснителям — пока сердце не отойдет, злоба утихнет, и вчерашний "вор" сам протягивает руки царским приставам. Вяжите меня. Бунт есть необходимый политический катарсис для московского самодержавия, исток застоявшихся, не поддающихся дисциплинированию сил и страстей. Как в лесковском рассказе "Чертогон" суровый патриархальный купец должен раз в году перебеситься, "выгнать черта" в диком разгуле, так московский народ раз в столетие справляет свой праздник "дикой воли", после которой возвращается, покорный, в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Разина, Пугачева, Ленина".

По мере роста понимания психологии масс возникло представление, что "хаос" есть категория управляемая. Хаотические импульсы могут быть искусственно вызваны к жизни целенаправленными управленческими усилиями. Программирование "дионисийской разрядки" прослеживается в подавляющем большинстве революционных потрясений современности.

Групповые интересы в них — классическое марксистское объяснение природы революции — не имеют никакого значения. Определяющей является иррациональная поведенческая программа. Какая бы то ни было рациональность в периоды революций подавляется.

Механизмы отключения рацио хорошо известны в современной психологической практике. "Паралитики власти лихорадочно боролись с эпилептиками революции", — характеризовал М.А.Алданов ситуацию в России, сложившуюся в феврале 1917 г. Только приступом всеобщего безумства можно объяснить утверждение в условиях войны принципов абсолютированной свободы, распространяемой в том числе на институты вооруженных сил.

Синдром подавления рациональности охватил советский социум в 1989–1991 гг. Негативные последствия распада СССР для большинства населения были, казалось бы, очевидны. Однако осознание этого в специфических условиях массовой психологической обработки оказалось затруднено. Осознание случившегося произошло чуть позже, когда исправить что-либо было уже невозможно. Новое отключение рациональности населения потребовалось политтехнологам в 1996 г. Призыв "Голосуй сердцем" (не разумом) стал лейтмотивом избирательной кампании Б.Н.Ельцина. Об экономическом обвале 1992 г. россияне удивительным образом на время забыли, и в результате он повторился в 1998 г.

Выход коллективного бессознательного объясняет протестное движение "бархатных" и "оранжевых" революций. "Мы, — говорил один из лидеров "Солидарности" А.Михник, — отлично знаем, чего не хотим; но чего мы хотим, никто из нас точно не знает". Под этим высказыванием могли бы расписаться все участники коллективных протестов на киевском Майдане.

"Ни одна из победивших революций, — удивляются современные аналитики, — не дала ответа на вопрос о коренных объективных причинах случившегося, а главное, о смысле и содержании ознаменованной этими революциями новой эпохи. После революций-то что? Ни от свергнутых и воцарившихся властей, ни со стороны уличных мятежников, которые явно заявили о себе как активной оппозиционной политической силе, до сих пор ничего вразумительного на этот счет не прозвучало". Да и не могло прозвучать, ввиду иррациональности всего произошедшего. Рациональное содержание "оранжевые" потрясения обретают только при взгляде на них извне системы, со стороны геополитических противников, их режиссеров.

***

РЕЖИССУРА РЕВОЛЮЦИЙ НОВОГО ТИПА

Фото: Алекс Чебан 

У многих аналитиков революции "бархатного" и "оранжевого" типов вызывали ассоциации с театральной постановкой. В действительности прием театрализации реальности есть один из достаточно проработанных механизмов свержения неугодных режимов. Ассоциативная связь политической борьбы и театра возникала еще в Древнем Риме, актуализируясь в периоды гражданских войн и легионерских переворотов. В форму театрализованного представления облекались и революции Нового времени.

Чтобы констатировать подмену спектаклем реальности, достаточно указать на перманентные, непроходящие шествия и карнавалы Великой французской революции. Все элементы сценического действа имели и карнавал штурма Бастилии, и казнь короля, и ритуалы создаваемой М.Робеспьером религии Разума. Характерны в этом отношении мейерхольдовско-татлинские авангардистские эксперименты в театре Советской России первого послереволюционного десятилетия. Одна из основных экспериментальных установок заключалась в стирании разграничительных разделов между зрительным залом и сценой. Зритель вовлекался в театральную постановку и становился актером. Реальность онтологическая и реальность сценическая смешивались друг с другом — возникал эффект сюрреалистического восприятия.

Подлинная социальная роль человека подменялась навязываемой сценической идентификацией. То же, что и на мейерхольдовской сцене, происходило параллельно в поле политического бытия.

"Бархатные" и "оранжевые" революции — это революции эпохи постмодерна. Для них, соответственно, деконструкция реальности, подменяемой вымышленными мирами, есть парадигмальное свойство.

Теория использования виртуальных конструкций в целях манипуляции толпой была разработана французским философом Ги Дебором еще в конце 1960-х гг. Описанные им приемы могли быть направлены "режиссерами" как на укрепление государственного господства над массами, так и на их бунт против существующей государственности.

Главное в выстраиваемых на основании деборовской методологии новых постмодернистских технологий то, что человек в результате сценической виртуализации бытия утрачивает прежние традиционные смыслы и перестает адекватно осознавать собственные интересы.

Вместо своего онтологического Я-интереса он уже исходит из интересов Я-сценического, вымышленного. В итоге толпа сметает национальное государство, не будучи способной в тот момент осознать, что действует во вред себе.

Государственной власти при этом крайне противопоказано втягивание в виртуальную игру, предложенную режиссерами. При вхождении в чужую сценическую игру шансов на выигрыш у государственной власти крайне мало. Коммунистическая партия Китая в 1989 г. отказалась поддерживать виртуальную логику спектакля. В итоге попытка дезинтеграции китайской государственности по советскому перестроечному сценарию была отражена. Благодаря житейской реалистической мудрости (несюрреалистического мышления) А.Г.Лукашенко сорванной она оказалась и в Белоруссии.

А вот на Украине от предложенного оппозицией соблазна участия в глобальном спектакле команда власти отказаться не смогла, не имея, очевидно, под ногами в достаточной степени реалистической опоры. Призыв ориентироваться на Россию, которая сама-то ориентируется на Запад, согласитесь, не слишком рациональная платформа для реализма. "Виктор Ющенко, — реконструирует А.Чадаев сценарный ход “оранжевой революции”, — не вел себя как настоящий революционер. Скорее, он был похож на средневекового карнавального “майского короля”, сидящего в бумажной короне на пивной бочке посреди главной площади и горланящего свои “указы” на потеху веселым гражданам. Но именно эта, “несерьезность” или, точнее, полусерьезность происходящего и стала специфическим оружием “оранжевой революции” (как до этого и “революции роз”, и всех прочих), у власти не нашлось средств для отпора этому оружию.

Какой момент является ключевым для революции? Тот, когда правила, навязанные и отстаиваемые властью (легальная процедура, ее силовое обеспечение, система норм и ограничений), подменяются логикой игры. Тогда реальность карнавала торжествует над обыденностью, и происходит переворот".

Киевский майдан 2013. Фото: Елена Билозерская

Таким образом, факт вступления мира в эпоху войн нового типа является очевидным. Постмодерн — это не только метафорический язык богемы, но и утвердившаяся реальность современных способов управления. Ментальное несоответствие российских властей новым реалиям обрекает Россию на положение аутсайдера в геополитических конфликтах современности.



Источник: Россия Навсегда.рф.

Рейтинг публикации:

Нравится1



Комментарии (5) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #5 написал: variant_Z (4 декабря 2013 07:43)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: sarkey
    Это не совсем идеология. Здесь идут личностные ценности, но ставить между ними и идеологией знак равенства некорректно.

    Естественно. Другое дело, что личностные ценности тоже не на пустом месте возникают. Это и семейные традиции, и этнические особенности, и культурное наследие, и... идеология в том числе. Как часть процесса формирования индивидуального Я.
    А делать все ставки ТОЛЬКО на идеологию - значит просто отсрочить неизбежное падение.

    Цитата: sarkey
    Речь идет именно об управлении с точки зрения общественных процессов. Безусловно, в рамках управления может использоваться идеология как средство, но не более.

    Вот именно об этом надо бы и... доходчиво, чтоб каждый прочувствовал, что может стать и уже есть объект манипуляций и как этому противостоять не только на государственном уровне в долгосрочной перспективе, но и каждому из нас в отдельности и вместе взятым. Сегодня и сейчас. Потому что завтра может быть поздно.

       
     


  2. » #4 написал: Swarm (4 декабря 2013 07:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Редакция
    публикации 12002
    комментария 7832
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: variant_Z
    На первичном, личностном уровне вполне способна

    Это не совсем идеология. Здесь идут личностные ценности, но ставить между ними и идеологией знак равенства некорректно.
    Речь идет именно об управлении с точки зрения общественных процессов. Безусловно, в рамках управления может использоваться идеология как средство, но не более. Сам субъект управления всегда над идеологией.

       
     


  3. » #3 написал: variant_Z (4 декабря 2013 07:18)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    От Алекс Зес:
    ...Идеология не способна противостоять методологии сетевого воздействия...

    На первичном, личностном уровне вполне способна. Это зависит от характера, убеждений индивидуума. Сохранились же еще "островки" в душах наших о "сладостной вере в светлое будущее" и о "неизбежной победе социальной справедливости". Но в глобальном масштабе любая идеология имеет уязвимости, не позволяющие выдержать сколько-нибудь длительный и серьезно просчитанный натиск. Т.к. какая угодно идеология априори не может охватить интересы всех. Пятая колонна неизбежна.
    Что делать? Системный натиск можно:
    1. Не пущать! Уже проходили. Глушилки, ценз, строго сортированный выезд "за бугор", только дают отсрочку, не более. Всё усиливающееся давление при малейшей "оттепели" сметает на своем пути всё. И да, СССР тому яркий пример.
    2. Работать на опережение. Здесь много сложнее. Есть опасность, приняв на вооружение "их" методы, скатиться до их же уровня. Приняв навязанные правила игры, встать на позиции противника.
    Пока, увы, есть только мелкие попытки "не пущать". Или полное равнодушие к происходящему. Ведь совершенно же ясно, что Украина лишь репетиция. Похоже генеральная. Все говорят об "охмурении" жителей Украины... Можно подумать что этого "охмурения" в России нет. Так какими же методами, путями, доводами, идеологиями необходимо держать оборону уже в России?
    Уважаемый Алекс. Я могу не соглашаться с Вами в частностях, но в целом... Похоже только из Ваших комментов я слышу тревогу, что завтра и в России может быть поздно. Только вот Ваши мысли изложены сложным, трудно перевариваемым языком. На мой взгляд, это нужно доносить более ясно, однозначно, чтобы не быть неверно понятым и понятым вообще. Если возможно, опубликуйте, пожалуйста, Ваш взгляд на это. Причем, ориентированный на обычного человека, неравнодушного к будущему своей Родины.

       
     


  4. » #2 написал: MrCrone5 (3 декабря 2013 22:47)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 793
    Рейтинг поста:
    0
    Гл.ув. Алекс Зес. Хочу напомнить Вам, что СССР проиграл холодную войну, т.е. войну идеологий. Слабость идеологии, неспособность ее развивать способствовали проигрышу. Ливия и Ирак проиграли из-а внешней агрессии. И потом, почему так грубо ляпнуть. Кстати, идеология это действительно очень важное, жаль, что Вы этого не понимакете

    От Алекс Зес:
    Хочу вам напомнить что СССР не проигрывал войну идеологий, так никакой идеологии у Запада нет уже как минимум лет этак 100. Как раз дело в том что вы не понимаете что такое идеология, у вас есть конечно некие личные фантазии на эту тему, но как они согласуются с реальностью вопрос иной. Идеология - это система взглядов в пользу либо социальной группы либо класса. Таким образом идеология это набор представлений людей о пользе. Слабость ее в том что она опирается на набор фантазий, а не на законы природы. Современных условиях нелинейных общественных систем где законы природы проявляются явно такая система будет заведомо ущербной. В том числе это одна из причин распада СССР

       
     


  5. » #1 написал: MrCrone5 (3 декабря 2013 19:28)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 793
    Рейтинг поста:
    0
    Самое мощное оружие против сетевых войн это государственная идеология, которая у нас запрещена Конституцией.

    От Алекс Зес:
    Т.е историю учить дядя будет? Вам лишь бы ляпнуть нечто важное)) Идеология не способна противостоять методологии сетевого воздействия СССР, Ливия и Ирак тому подтверждение. Даже Китай при всей его гибкости страдает от этого.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map