Для существования науки нужно всеобщее высококачественное образование, чтобы было из кого выбирать людей, способных эффективно работать в науке. Естественно, что если наука утекает поближе к производству, то и образование утекает туда же. Считается, что китайское образование не способствует научной деятельности, поскольку очень уж догматично, а наука – это постоянное преодоление догм, но, судя по доходящим до меня слухам, китайское образование постепенно избавляется от догматизма.
Если учесть, что в 50-е годы китайское образование очень много позаимствовало из советского, то я полагаю, что китайское образование вполне может в ближайшие 10-20 лет избавиться от остатков догматичности. Отмечу, что в Советском Союзе в 50-е была доведена до совершенства система законоцентричного образования, которая зародилась в Германии в середине XIX века в связи с развитием тогдашней промышленности. Так что китайское образование будет формировать людей, из которых потом можно будет отбирать и достаточное количество людей, способных эффективно работать в науке.
Вот тогда у нас может умереть образование, так же, как у нас сейчас умерла значительная часть производства, поскольку мы завалены горами китайских изделий. Китайское производство будет обеспечиваться усилиями собственных ученых, а у нас некому и нечему будет востребовать образованных людей.
Я этого очень не хочу, но чтобы с этим бороться, начинать надо с развития промышленности. Да, рабочие руки у нас не такие дешевые, как в Китае. Я надеюсь, у нас они никогда не будут такими дешевыми, потому что такая дешевизна обусловлена в первую очередь нищенскими условиями жизни. Но у нас пока еще есть работоспособная наука, у нас пока еще не вымерли конструкторские кадры с уникальным опытом и не до смерти зареформирована школа. Мы можем, опираясь на остатки былых ресурсов, вновь возродить единый комплекс: образование, наука, конструирование, производство.
Правда, есть серьезные основания полагать, что этого невозможно достичь чисто рыночными механизмами, что нужны целенаправленные усилия общества в целом и государства как инструмента деятельности общества. Если кто-то уповает на невидимую руку рынка, то тем хуже для этой невидимой руки, потому что благополучие реальной страны и народа выше всех догматов либертарианства, не говоря уже о том, что сами эти догматы уже очень убедительно опровергнуты мировым опытом, включая опыт нынешней второй Великой депрессии.
Опубликовано: KM.RU
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
не то, чтобы доверие граждан было необходимостью для власти, но его наличие (действительное или декларируемое) очень сочетается с идеями демократии, либерализма и прочих аттрибутов легитимности власти.
к чему это я? да к тому, что для того чтобы что-то возрождать или строить новое, надо либо принудить большинство, либо завоевать его доверие. пока же в вопросах доверия властью сделано ничтожно мало, если не сказать - сделано обратное. и дело здесь не в частностях или моих личных претензиях. дело в том, что явно принудить граждан мешают демократические и либеральные декларации, сделанные на международной арене и они же вызывают справедливые опасения у неоднократно и свежеобманутых наших сограждан. власть скорее пользуется подозрительной настороженностью граждан, нежели доверием и есть подозрение, что это чувство взаимно. ну и не может быть движения никуда, пока у партнёров нет доверия друг к другу. доверие дорогого стоит, вернуть обманутое доверие - обойдётся в разы дороже.