Для существования науки нужно всеобщее высококачественное образование, чтобы было из кого выбирать людей, способных эффективно работать в науке. Естественно, что если наука утекает поближе к производству, то и образование утекает туда же. Считается, что китайское образование не способствует научной деятельности, поскольку очень уж догматично, а наука – это постоянное преодоление догм, но, судя по доходящим до меня слухам, китайское образование постепенно избавляется от догматизма.

Если учесть, что в 50-е годы китайское образование очень много позаимствовало из советского, то я полагаю, что китайское образование вполне может в ближайшие 10-20 лет избавиться от остатков догматичности. Отмечу, что в Советском Союзе в 50-е была доведена до совершенства система законоцентричного образования, которая зародилась в Германии в середине XIX века в связи с развитием тогдашней промышленности. Так что китайское образование будет формировать людей, из которых потом можно будет отбирать и достаточное количество людей, способных эффективно работать в науке.

Вот тогда у нас может умереть образование, так же, как у нас сейчас умерла значительная часть производства, поскольку мы завалены горами китайских изделий. Китайское производство будет обеспечиваться усилиями собственных ученых, а у нас некому и нечему будет востребовать образованных людей.

Я этого очень не хочу, но чтобы с этим бороться, начинать надо с развития промышленности. Да, рабочие руки у нас не такие дешевые, как в Китае. Я надеюсь, у нас они никогда не будут такими дешевыми, потому что такая дешевизна обусловлена в первую очередь нищенскими условиями жизни. Но у нас пока еще есть работоспособная наука, у нас пока еще не вымерли конструкторские кадры с уникальным опытом и не до смерти зареформирована школа. Мы можем, опираясь на остатки былых ресурсов, вновь возродить единый комплекс: образование, наука, конструирование, производство.

Правда, есть серьезные основания полагать, что этого невозможно достичь чисто рыночными механизмами, что нужны целенаправленные усилия общества в целом и государства как инструмента деятельности общества. Если кто-то уповает на невидимую руку рынка, то тем хуже для этой невидимой руки, потому что благополучие реальной страны и народа выше всех догматов либертарианства, не говоря уже о том, что сами эти догматы уже очень убедительно опровергнуты мировым опытом, включая опыт нынешней второй Великой депрессии.


Опубликовано:  KM.RU