В интересующих нас шести постах аккаунты, которые с наибольшей вероятностью можно считать ботами, написали 1573 комментария. Имею в виду не только ЖЖ, но и другие площадки, включая соцсети. Аккаунты, вызывающие подозрение, но все же по некоторым признакам похожие на «живых пользователей», написали 1044 комментария, а настоящие люди, к которым вообще нет вопросов, – 1341 коммент. Кроме того, были аккаунты, которые оставили 38 комментариев, но были удалены вскоре после окончания дискуссии. Видимо, они были одноразовые и создавались впопыхах, «до кучи».
Из этой таблички становится ясно, что 40% комментариев в постах о компании «Апостол» были написаны ботами. Если же учесть еще и спорные аккаунты, то цифра получается совсем вопиющей – 65% ботовских сообщений от общего числа отзывов. Но мы не беремся анализировать «сомнительные» случаи, насчет которых мы не до конца уверены, что речь идет о ботах. Поэтому остановимся на разборе именно тех 1573 комментариев, которые совершенно точно оставили аккаунты-фальшивки. Нам этого вполне хватит для доказательства наших тезисов. Как и следовало ожидать, в подавляющем числе случаев в этих шести постах боты писали про «Апостол» нелицеприятные вещи. Мы видим всего 45 позитивных комментариев. «Откуда вообще взялся хоть какой-то позитив со стороны ботов?» – спросите вы. К этому мы вернемся чуть позже. Здесь не только ЖЖ, но и другие площадки, включая соцсети:
Чтобы анализ не выглядел однобоким, вот вам тональность комментариев, оставленных железобетонно «живыми» пользователями. Напоминаю: они написали 1341 комментарий.
Сравним эти два показателя:
Кто-то скажет, что живых людей отписалось тоже достаточное количество, и негатива с их стороны получено не намного меньше, чем от ботов. Но представьте себе, что на митинге среди участников затаились 39% провокаторов. Неужели у них не получится так скоординировать толпу, что обычные граждане начнут метать булыжники в полицию с искренним убеждением, что это их собственное желание? «Стадное чувство» дает о себе знать не только на площади, но и в уютной жежешечке.
Вот как, согласно http://wordstat.yandex.ru, искусственно стимулировался общественный интерес к компании «Апостол». Людей, благодаря проведенной кампании, просто вынудили вникать в вопрос, который их лично никак прямым образом не касается. То есть хороший интернет-пиар (а Навальный молодец в этом вопросе) работает.
У Алеши есть неутомимые помощники, которые помогают ему гнать аудиторию в нужном направлении (тут вспоминается его эпическое высказывание о баранах). Прежде всего, это последовательный борец с кровавым режимом и лицемерием, коллега по тусовкам Ксения Собчак. Она, конечно, ни дня не может прожить, чтобы не написать что-то про «Апостол» или Тину, но в этом случае работала особенно активно, с огоньком. Вот какую запись Алексея в назначенный срок послушно ретвитнула Ксения:
Потом пошли в дело и собственные рекомендации:
В итоге Ксения написала на тему «Апостола» с десяток твитов в течение тех самых трех дней.
Перед вами переходы, которые ЖЖ Тины получил после первого поста Алексея. «Апостолом» заинтересовались только 2 тысячи читателей из 73-тысячной аудитории блога Алексея. «Неужели это и есть реальный объем сторонников Навального?» – ужаснулись мы. И почему он настолько не коррелирует с резким скачком упоминаний «Апостола» в сети?
Следующие показатели убедили нас, что у самого Алексея активных читателей все же достаточно:
Но если присмотреться к этим данным, становится понятно, что даже аудитория, идущая из блога Навального, высоким качеством не отличается. Людям навязчиво предлагали почитать пост, но они делали это не более 1 мин. 38 сек. Этого времени хватало разве что на просмотр заголовка и первой страницы комментариев, потом пост просто закрывали. Ведь как правильно работать с «живой» аудиторией? Когда пост публикуется, очень важно в первые часы нагнать туда побольше ботов, потому что на виду всегда остается только первая страница комментариев. Настроением, которое на ней преобладает, проникаются все, кто приходит почитать пост впоследствии. Об этом правиле прекрасно знает профессиональный ботовод и манипулятор Алексей Навальный.
В первом посте Навального, с которого, собственно, все и началось, к ботам принадлежит чуть больше трети от всех аккаунтов, оставлявших комментарии (110 из 298). Представьте себе, аудитория одного из самых популярных блогеров России на 35% фальшивая. Разве такое возможно? Гораздо хуже ситуация со вторым постом Навального по данной теме, когда он перепечатал Левиева. Почти половина аккаунтов, отписавшихся под этой записью, – фейковые (155 из 360).
Вот типичный солдат Навального – бот aliom. Он оставил в других журналах более 6000 комментариев, при этом сам получил всего 39.
Достаточно часто он трудолюбиво комментирует блог Навального в его поддержку:
Хоть Навальный и поклонник формата ЖЖ, эффективность социальных сетей он тоже признает. Знакомьтесь: Маргарита Шишкина. В 67 году окончила школу в Волчанске, то есть даме в районе 60 лет. Другую информацию об аккаунте почерпнуть невозможно, равно как и представление о внешности хозяйки (аватар попросту отсутствует). Разумеется, Маргарита – бот, который, впрочем, занимается вполне полезными и реальными делами – перепечатывает статусы Алексея Навального, а в свободное от работы время, чтобы забить чем-то аккаунт, перепечатывает грацию Ольгу Бузову. Видимо, ботовод давно не обходил свои поля: ему бы не понравилось соседство Навального с героиней «Дома 2». Хотя с одной из них Алексею очень нравится дружить).
Еще один горячий поклонник Алексея – юный (судя по фото) Кирилл Супренок. Из 10 последних записей у него на стене 9 – перепосты Навального.
Есть, впрочем, одна интересная особенность, к которой я чуть ранее обещал вернуться: в исследуемых нами постах встречались боты, которые работали не против «Апостола», а против Навального.
Например, пользователь agni_112 в моем и Тинином постах оставил в общей сложности 44 комментария. Тут мы имеем дело с бесспорным ботом с большим числом отправленных комментариев, содержание журнала которого – это в основном перепосты топовых блогеров. Примеры его сообщений:
То же самое касается аккаунта alexepox, который за 3 года существования отправил 1354 комментария и получил всего 72.
При запросе аккаунта в «Яндекс.Блоги» можно понять, что он работает против Навального и оппозиции.
Хозяева подобных аккаунтов просто используют любую возможность, чтобы поклевать оппонента, их совершенно не интересует, на какую тему пост, в котором это происходит. Как видите, тут все как на реальном митинге, где в борьбе за умы обычных граждан сталкиваются различные группы влияния. А то, что Алексей тоже принадлежит к определенной группе влияния, – уже ни для кого не секрет. Это нормально для политика, а ведь он недавно открыто заявил о своих президентских амбициях. Как минимум он принадлежит к группе влияния бизнесмена Александра Евгеньевича Лебедева, окончившего в 1984 году Краснознаменский институт КГБ. Это глупо отрицать, иначе непонятно, как Алексей попал в «Аэрофлот». Но мы сейчас не об этом. Навальный не только сильный политик, но и неплохой пиарщик. Он знает, как можно почти на 100% обвалить индекс информационного благоприятствования (ИИБ, рассчитывается «Медиалогией») отдельно взятой компании или персоны. Именно это произошло с «Апостолом» в результате успешно проведенной бот-атаки, после которой в том числе и в федеральных СМИ вышли публикации с негативным упоминанием нашей компании.
Про скандал с нашим участием сообщили такие СМИ, как «Лента», Forbes, «Эхо Москвы», Newsru.com, ну и «Дождь», куда без него.
Блогосфера и СМИ неотъемлемо связаны друг с другом, и долго еще случившийся скандал эхом отдается даже в публикациях на побочные темы. Например, после поста Навального вышла статья на сайте «Газета.ру» с заголовком «Канделаки включена в тариф» – о том, что в стоимость билетов «Аэрофлота» включены неэффективные расходы авиакомпании, в том числе на PR и маркетинг. Возможно, мне стоило бы подробнее остановиться на том факте, что контракт «Аэрофлота» с «Апостолом» составляет 0,49% от маркетинговых расходов авиакомпании (подчеркиваю: не всех расходов, а только маркетинговых), но я хочу сказать о другом. Результаты нашего исследования напугали даже меня.
Почему напугали? Да потому что если в каждом посте Навального треть или даже половина комментаторов – это боты, тогда как я могу быть уверен, что его интернет-проекты, многие из которых мне нравятся, тоже на треть не поддерживаются некими группами влияния, а не простыми пользователями? Как я могу быть уверен, что анонимные платежи в «Роспил» не поступают на самом деле из какого-то условного «Сколково»? Что если именно массовым использованием ботов можно объяснить странные результаты соцопросов «Левада-центра», согласно которым узнаваемость Навального повышается, но отношение к нему ухудшается? Боты ведь могут делать что угодно в интернете, но у них нет возможности встретиться с социологом вживую. Что если Навальный - на 40% фальшивка, прямо как комментарии, оставленные в 6 постах про «Апостол»? Говоря об эффективности работы в интернете, можно смело заявить: учитесь у Алексея. Вот Алексей стал очень популярным героем, являясь при этом президентом ботов. В наше удивительное время постмодерна это возможно.
P.P.S. Почему мы так долго не публиковали это исследование? Потому что не хотели, чтобы эта вопиющая история всплыла одновременно с началом судебного процесса над Алексеем Навальным. Ведь тогда бы в очередной раз особо «прозорливые» и «всезнающие» пользователи усмотрели в этом руку Кремля.
Единственная цель этого поста – показать, что тот, кто громче всех кричит «держи вора», подчас сам им является. В данном случае не вором, но главным ботоводом страны, президентом ботов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+