Массовые вбросы голосов, «карусели» и подтасовка бюллетеней – это не только политические реалии, но и методы работы в интернете. Только «волшебником» на этот раз оказался Алексей Навальный.
Примерно два месяца назад едва ли не весь Рунет решил загуглить нашу компанию «Апостол», после того как мы с Тиной стали героями сразу целых двух постов Алексея Навального. Причиной для обвинений в наш адрес стал анонимный слив контракта между «Аэрофлотом» и «Апостолом» в прессу. Этот небольшой по меркам пиар-рынка контракт неожиданно привлек внимание огромного количества людей, что заставило нас о многом задуматься. В течение двух недель в блогосфере и «рукопожатной» среде поддерживался нездоровый интерес к «Апостолу», а потом он пошел на спад, как будто кто-то перекрыл краник:
Могла ли компания «Апостол» чисто теоретически оказаться мишенью в спланированной информационной атаке? И если да, зачем это понадобилось Алексею? Постараюсь выражаться в понятных ему и его сторонникам терминах уличной политики.
Во всем мире на любом митинге присутствуют особые личности – провокаторы. Это наемные работники, которые по четкому ТЗ заказчика корректируют вектор поведения всех остальных ничего не подозревающих людей, пришедших на площадь по своему желанию. Корректировка происходит за счет умелого манипулирования толпой, когда граждане, находящиеся в одном пространстве, «заражаются» друг от друга определенной эмоцией. Таков закон поведения толпы, и в интернете действуют похожие механизмы. Кто такой бот? Это аккаунт, созданный вовсе не для общения, а для работы. Бот имеет одну-единственную задачу – провоцировать обыкновенных, «живых» пользователей и привлекать их на сторону заказчика. Все как на митинге. И коль скоро Алексей обвинил нас в ботоводстве, мы решили на всякий (ну, совсем-совсем на всякий) случай проверить, насколько «живые» велись дискуссии вокруг «Апостола» с подачи Алексея Навального и его прихвостней типа Собчак и Левиева.
Разберемся, с каким материалом мы работали и что стало предметом нашего исследования. 22 марта 2013 года вышел пост Алексея Навального «про конфликт с “Аэрофлотом”», где в негативном ключе упоминается компания «Апостол». В тот же день я опубликовал ответ в своем блоге, а мою запись перепостила Тина. Через несколько дней у сотрудника Навального, ответственного за продвижение в интернете, Руслана Левиева один за другим вышли два поста «Апостол Медиа – короли накруток часть 1» и «Апостол Медиа – короли накруток часть 2». В довершение всего эти записи перепечатал у себя Алексей Навальный. Итак, мы имеем в общей сложности 6 постов, которые получили 4133 комментария и 1347 перепечаток. Оговорюсь, что некоторые комментарии были скрыты или удалены пользователями ЖЖ и в выборку не попали, поэтому в исследовании мы имели дело с 96% всех отзывов в этих 6 записях.
Для начала мы просто проанализировали тональность комментариев. Сразу поясним термины. «Негатив» – записи с отрицательным отношением к «Апостолу», а также содержащие оскорбления в мой адрес или в адрес Тины. «Позитив» – комментарии в поддержку «Апостола» или Тины. «Нейтрал» – бесстрастное обсуждение проблемы без симпатий или антипатий. «Оффтоп» – разговоры не по теме, без упоминаний конкретных персон и компаний. «Мусор» – нечленораздельные сообщения. Вот как распределились комментарии: 47% из них оказались для нас негативными. Впрочем, это было видно и невооруженным глазом.
Затем мы решили проанализировать все аккаунты, с которых отправлялись комментарии в 6 постов, – оригинальных аккаунтов оказалось 1388 штук. В основном, конечно, в поле нашего интереса был «Живой журнал», но мы учли в своем исследовании также «Твиттер», «Фейсбук» и «ВКонтакте».
Провокатора на митинге трудно отличить от остальных людей, пока он себя не проявит открыто, а в ЖЖ бот вычисляется гораздо легче.
Есть вполне понятные критерии определения ботов. Вот основные и общедоступные. Аватар – у многих ботов его просто нет. Количество постов в блоге – у ботов их либо очень мало, исключительно для проформы, либо нет вообще. Следующий критерий в ЖЖ – соотношение отправленных и полученных комментариев: типичный бот весь день пишет в чужих блогах, а за своим не следит. Некоторые особо продвинутые ботоводы забивают свои ЖЖ постами, чтобы их журналы действительно сошли за «живые», но качество этих записей, как правило, очень низкое, поскольку посты либо склепаны на скорую руку, либо это просто перепосты чужого контента. Еще одна важная вещь – дата регистрации. Нередки случаи, когда целые полчища ботов регистрируются в ЖЖ одновременно, либо с разницей в 1-5 дней.
Наконец, боты часто себя выдают, когда разные блогеры пишут комментарии с одного и того же IP-адреса. Это значит, что человек просто зашел под другим логином и продолжил свое черное дело по чьей-либо дискредитации либо команда людей работает из одного офиса. Вот, кстати, один из множества примеров такого «палева», зафиксированный нами в изучаемых постах:
Можно предположить, что это родственники. Но вот sobaka_obsiraka и klopulia синхронно перемещаются на следующий IP:
Обратите внимание на время и IP-адрес, с которого отправлялись эти комментарии. Может быть, это просто парочка влюбленных друг в друга хейтеров «Апостола»? Но как тогда объяснить, что и sobaka_obsiraka, и klopulia – пустые аккаунты, у одного из которых отправлено 189 комментариев и получено 0, а у второго – 530 и 0 соответственно?
Опираясь на все эти критерии, мы выяснили, что из 1388 аккаунтов, отписавшихся в 6 постах, 539 аккаунтов – это боты. То есть 39% аккаунтов-фальшивок участвовали в дискуссии по поводу деятельности компании «Апостол», обвиняемой в ботоводстве. Это не только в ЖЖ, но и на других площадках, включая соцсети.
В ЖЖ из 1230 аккаунтов, оставлявших отзывы в 6 постах, к ботам относятся 493 штуки. За всю историю существования эти представители независимой интернет-общественности получили около 42 000 комментариев (в среднем по 85 на брата), в то время как отправили они за свою карьеру больше полумиллиона сообщений – 746 971. Сразу видно, что сеть ботов хорошо прокачана и используется очень давно (некоторым аккаунтам уже почти 4 года).
Добавлю, что 33 аккаунта в ЖЖ вообще ни разу не обновлялись: они совершенно пустые внутри, «ходячие мертвецы», хотя написали более 38 000 комментариев. Еще у 247 аккаунтов в блоге имеется лишь от 1 до 10 постов, то есть они тоже фактически пустые.
Есть такая профессия – травить комменты по отмашке. При таких объемах времени на ведение вменяемого ЖЖ просто не остается. В лихорадке информационных войн даже нормальное название для журнала не придумаешь – их ведь надо штамповать пачками. Именно поэтому среди комментаторов в исследуемых 6 постах мы легко вычисляли ботов, имена которых представляют собой случайный набор букв и цифр: 5tgb9yhn2, dfczdfczdfcz, fbbfembomb, halllnct85pyb, t3rrificsh0t и др. Некоторые ботоводы называют свои аккаунты однотипно или присваивают им порядковые номера, чтобы не запутаться. Вот какие юзеры были зафиксированы в постах об «Апостоле»: vadim117, vadia420, zaven926. Эти три аккаунта регистрировались 15 и 17 декабря 2009 года. За три с половиной года они написали 18 постов (в среднем по 2 в год на брата) и получили к ним 18 комментариев. Зато отправили 4469 комментов в сторонние журналы.
Вот так выглядит профиль в ЖЖ типичного бота, который упрекал нас в ботоводстве:
Пустой профиль, дневник не ведется, но активно используется для комментирования, за два года отправлено 570 комментариев при 0 полученных. Среди немногочисленных друзей – непременно Навальный. Сам он взаимно такую мелочь не френдит.
Похожая история и с «Контактом». Показательным примером является аккаунт «Василий Лебедев». Как правило, у ботов на аватаре стоит изображение несуществующего персонажа или абстрактная картинка. Профиль в спешке никто не заполняет: это слишком много фантазии нужно, а также времени и трудозатрат. И не дай бог тебя потом кто-то поймает на вранье или ошибке. На стене нет никаких записей – разумеется, ведь пишет он в чужих аккаунтах, а не в своем. В друзьях – три человека, как минимум один из которых тоже бот (имею в виду Алика Аликберова).
Следующая особая категория ботов – пользователи, проявившие чудеса трансерфинга в пространстве. Они оставляли комментарии под нашими постами из разных городов с временными промежутками, за которые физически невозможно переместиться из одной точки в другую. Вот вам пример некоего nagolny. Он за 6 часов перелетел из американского Фримонта в Москву:
А neminail за полтора часа перескочил из Перми в Волгоград:
Характерная особенность «ботов-стахановцев» – работать на убой. Например, аккаунт dfczdfczdfcz в моем посте три комментария разместил с разницей в 1 минуту. Все его комментарии появились 23 марта.
Увы, иногда боты подхалтуривают, а смотрящий за ними не дорабатывает. Из 8 комментариев 4 – с одинаковым текстом:
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2882823#t2882823
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883079#t2883079
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883335#t2883335
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883591#t2883591
В интересующих нас шести постах аккаунты, которые с наибольшей вероятностью можно считать ботами, написали 1573 комментария. Имею в виду не только ЖЖ, но и другие площадки, включая соцсети. Аккаунты, вызывающие подозрение, но все же по некоторым признакам похожие на «живых пользователей», написали 1044 комментария, а настоящие люди, к которым вообще нет вопросов, – 1341 коммент. Кроме того, были аккаунты, которые оставили 38 комментариев, но были удалены вскоре после окончания дискуссии. Видимо, они были одноразовые и создавались впопыхах, «до кучи».
Из этой таблички становится ясно, что 40% комментариев в постах о компании «Апостол» были написаны ботами. Если же учесть еще и спорные аккаунты, то цифра получается совсем вопиющей – 65% ботовских сообщений от общего числа отзывов. Но мы не беремся анализировать «сомнительные» случаи, насчет которых мы не до конца уверены, что речь идет о ботах. Поэтому остановимся на разборе именно тех 1573 комментариев, которые совершенно точно оставили аккаунты-фальшивки. Нам этого вполне хватит для доказательства наших тезисов. Как и следовало ожидать, в подавляющем числе случаев в этих шести постах боты писали про «Апостол» нелицеприятные вещи. Мы видим всего 45 позитивных комментариев. «Откуда вообще взялся хоть какой-то позитив со стороны ботов?» – спросите вы. К этому мы вернемся чуть позже. Здесь не только ЖЖ, но и другие площадки, включая соцсети:
Чтобы анализ не выглядел однобоким, вот вам тональность комментариев, оставленных железобетонно «живыми» пользователями. Напоминаю: они написали 1341 комментарий.
Сравним эти два показателя:
Кто-то скажет, что живых людей отписалось тоже достаточное количество, и негатива с их стороны получено не намного меньше, чем от ботов. Но представьте себе, что на митинге среди участников затаились 39% провокаторов. Неужели у них не получится так скоординировать толпу, что обычные граждане начнут метать булыжники в полицию с искренним убеждением, что это их собственное желание? «Стадное чувство» дает о себе знать не только на площади, но и в уютной жежешечке.
Вот как, согласно http://wordstat.yandex.ru, искусственно стимулировался общественный интерес к компании «Апостол». Людей, благодаря проведенной кампании, просто вынудили вникать в вопрос, который их лично никак прямым образом не касается. То есть хороший интернет-пиар (а Навальный молодец в этом вопросе) работает.
У Алеши есть неутомимые помощники, которые помогают ему гнать аудиторию в нужном направлении (тут вспоминается его эпическое высказывание о баранах). Прежде всего, это последовательный борец с кровавым режимом и лицемерием, коллега по тусовкам Ксения Собчак. Она, конечно, ни дня не может прожить, чтобы не написать что-то про «Апостол» или Тину, но в этом случае работала особенно активно, с огоньком. Вот какую запись Алексея в назначенный срок послушно ретвитнула Ксения:
Потом пошли в дело и собственные рекомендации:
В итоге Ксения написала на тему «Апостола» с десяток твитов в течение тех самых трех дней.
Перед вами переходы, которые ЖЖ Тины получил после первого поста Алексея. «Апостолом» заинтересовались только 2 тысячи читателей из 73-тысячной аудитории блога Алексея. «Неужели это и есть реальный объем сторонников Навального?» – ужаснулись мы. И почему он настолько не коррелирует с резким скачком упоминаний «Апостола» в сети?
Следующие показатели убедили нас, что у самого Алексея активных читателей все же достаточно:
Но если присмотреться к этим данным, становится понятно, что даже аудитория, идущая из блога Навального, высоким качеством не отличается. Людям навязчиво предлагали почитать пост, но они делали это не более 1 мин. 38 сек. Этого времени хватало разве что на просмотр заголовка и первой страницы комментариев, потом пост просто закрывали. Ведь как правильно работать с «живой» аудиторией? Когда пост публикуется, очень важно в первые часы нагнать туда побольше ботов, потому что на виду всегда остается только первая страница комментариев. Настроением, которое на ней преобладает, проникаются все, кто приходит почитать пост впоследствии. Об этом правиле прекрасно знает профессиональный ботовод и манипулятор Алексей Навальный.
В первом посте Навального, с которого, собственно, все и началось, к ботам принадлежит чуть больше трети от всех аккаунтов, оставлявших комментарии (110 из 298). Представьте себе, аудитория одного из самых популярных блогеров России на 35% фальшивая. Разве такое возможно? Гораздо хуже ситуация со вторым постом Навального по данной теме, когда он перепечатал Левиева. Почти половина аккаунтов, отписавшихся под этой записью, – фейковые (155 из 360).
Вот типичный солдат Навального – бот aliom. Он оставил в других журналах более 6000 комментариев, при этом сам получил всего 39.
Достаточно часто он трудолюбиво комментирует блог Навального в его поддержку:
Хоть Навальный и поклонник формата ЖЖ, эффективность социальных сетей он тоже признает. Знакомьтесь: Маргарита Шишкина. В 67 году окончила школу в Волчанске, то есть даме в районе 60 лет. Другую информацию об аккаунте почерпнуть невозможно, равно как и представление о внешности хозяйки (аватар попросту отсутствует). Разумеется, Маргарита – бот, который, впрочем, занимается вполне полезными и реальными делами – перепечатывает статусы Алексея Навального, а в свободное от работы время, чтобы забить чем-то аккаунт, перепечатывает грацию Ольгу Бузову. Видимо, ботовод давно не обходил свои поля: ему бы не понравилось соседство Навального с героиней «Дома 2». Хотя с одной из них Алексею очень нравится дружить).
Еще один горячий поклонник Алексея – юный (судя по фото) Кирилл Супренок. Из 10 последних записей у него на стене 9 – перепосты Навального.
Есть, впрочем, одна интересная особенность, к которой я чуть ранее обещал вернуться: в исследуемых нами постах встречались боты, которые работали не против «Апостола», а против Навального.
Например, пользователь agni_112 в моем и Тинином постах оставил в общей сложности 44 комментария. Тут мы имеем дело с бесспорным ботом с большим числом отправленных комментариев, содержание журнала которого – это в основном перепосты топовых блогеров. Примеры его сообщений:
«Ботов, кстати, видно сразу по комментам не в тему абсолютно»
«Да я уже понял кто Навального поддерживает. Спасибо, что подтвердили мою догадку»
«А ты не отвлекайся. Давай вылизывай Лёшино очко. Да так, что б к утру блестело!»
То же самое касается аккаунта alexepox, который за 3 года существования отправил 1354 комментария и получил всего 72.
При запросе аккаунта в «Яндекс.Блоги» можно понять, что он работает против Навального и оппозиции.
Хозяева подобных аккаунтов просто используют любую возможность, чтобы поклевать оппонента, их совершенно не интересует, на какую тему пост, в котором это происходит. Как видите, тут все как на реальном митинге, где в борьбе за умы обычных граждан сталкиваются различные группы влияния. А то, что Алексей тоже принадлежит к определенной группе влияния, – уже ни для кого не секрет. Это нормально для политика, а ведь он недавно открыто заявил о своих президентских амбициях. Как минимум он принадлежит к группе влияния бизнесмена Александра Евгеньевича Лебедева, окончившего в 1984 году Краснознаменский институт КГБ. Это глупо отрицать, иначе непонятно, как Алексей попал в «Аэрофлот». Но мы сейчас не об этом. Навальный не только сильный политик, но и неплохой пиарщик. Он знает, как можно почти на 100% обвалить индекс информационного благоприятствования (ИИБ, рассчитывается «Медиалогией») отдельно взятой компании или персоны. Именно это произошло с «Апостолом» в результате успешно проведенной бот-атаки, после которой в том числе и в федеральных СМИ вышли публикации с негативным упоминанием нашей компании.
Про скандал с нашим участием сообщили такие СМИ, как «Лента», Forbes, «Эхо Москвы», Newsru.com, ну и «Дождь», куда без него.
Блогосфера и СМИ неотъемлемо связаны друг с другом, и долго еще случившийся скандал эхом отдается даже в публикациях на побочные темы. Например, после поста Навального вышла статья на сайте «Газета.ру» с заголовком «Канделаки включена в тариф» – о том, что в стоимость билетов «Аэрофлота» включены неэффективные расходы авиакомпании, в том числе на PR и маркетинг. Возможно, мне стоило бы подробнее остановиться на том факте, что контракт «Аэрофлота» с «Апостолом» составляет 0,49% от маркетинговых расходов авиакомпании (подчеркиваю: не всех расходов, а только маркетинговых), но я хочу сказать о другом. Результаты нашего исследования напугали даже меня.
Почему напугали? Да потому что если в каждом посте Навального треть или даже половина комментаторов – это боты, тогда как я могу быть уверен, что его интернет-проекты, многие из которых мне нравятся, тоже на треть не поддерживаются некими группами влияния, а не простыми пользователями? Как я могу быть уверен, что анонимные платежи в «Роспил» не поступают на самом деле из какого-то условного «Сколково»? Что если именно массовым использованием ботов можно объяснить странные результаты соцопросов «Левада-центра», согласно которым узнаваемость Навального повышается, но отношение к нему ухудшается? Боты ведь могут делать что угодно в интернете, но у них нет возможности встретиться с социологом вживую. Что если Навальный - на 40% фальшивка, прямо как комментарии, оставленные в 6 постах про «Апостол»? Говоря об эффективности работы в интернете, можно смело заявить: учитесь у Алексея. Вот Алексей стал очень популярным героем, являясь при этом президентом ботов. В наше удивительное время постмодерна это возможно.
P.S. Любой желающий может ознакомиться с базой нашего исследования в Excel и проверить результаты.
P.P.S. Почему мы так долго не публиковали это исследование? Потому что не хотели, чтобы эта вопиющая история всплыла одновременно с началом судебного процесса над Алексеем Навальным. Ведь тогда бы в очередной раз особо «прозорливые» и «всезнающие» пользователи усмотрели в этом руку Кремля.
Единственная цель этого поста – показать, что тот, кто громче всех кричит «держи вора», подчас сам им является. В данном случае не вором, но главным ботоводом страны, президентом ботов.
Вернуться назад
|