Как
следует из документов BBG, с которыми ознакомился RT, правительство США
профинансирует обучение сотрудников информационного агентства «Голос
Америки» работе в соцсетях. Журналистам расскажут, как собирать
аудиторию в Twitter, создавать видеоролики и вести онлайн-трансляции в
YouTube и Instagram. «Голос Америки» ведёт аккаунты в соцсетях и для
русскоязычных подписчиков. Несмотря на то что странички существуют
далеко не первый год, они не пользуются широкой популярностью. При этом,
согласно докладу о бюджете BBG на 2018 год, количество россиян,
доверяющих информации «Голоса Америки», за три года — с 2013-го по
2016-й — снизилось с 91,9% до 67,2%.
Совет
управляющих по вопросам вещания США (BBG) опубликовал на сайте
госзакупок контракт, направленный на поиск специалистов, которые обучат
сотрудников холдинга работе в социальных медиа.
«Радио «Голос
Америки» обеспечит своим журналистам обучение в области новых технологий
и современных методик мультимедийной журналистики с целью дальнейшего
улучшения качества материалов компании, транслируемых на регионы вещания
«Голоса Америки» на английском языке и языках соответствующих
регионов», — говорится в документе.
Курс
прослушают репортёры, редакторы и руководители «Голоса Америки».
Занятия будут проходить в штаб-квартире BBG в Вашингтоне.
Продолжительность каждого семинара варьируется от двух до восьми часов.
Кроме того, журналисты изучат принципы выстраивания стратегии в
соцсетях для привлечения аудитории. В программу включены следующие темы:
«Создание
видеоконтента в соцсетях; новый способ рассказать о событиях —
исчезающий контент; повышение эффективности кампании в соцсетях;
установление связи с аудиторией с помощью чат-приложений и чат-ботов», —
отмечается в контракте.
Сотрудники «Голоса Америки будут учиться
съёмке видео в формате 360, созданию Stories в Instagram и Snapchat.
Также отдельная лекция будет посвящена взаимодействию с аудиторией через
мессенджеры.
К контракту проявила интерес компания Hosttor, Inc.
Организация занимается IT-консалтингом, созданием сайтов и разработкой
«облачных» технологий. Однако о проектах фирмы информации в открытых
источниках нет. Компания имеет аккаунт в Twitter, у неё 27 тыс.
подписчиков. Согласно сайту расходов правительства Соединённых Штатов,
Hosttor ранее не получала денег на реализацию госконтрактов. На вопрос
RT о программе обучения сотрудников «Голоса Америки» Hosttor, Inc.
оперативного комментария не предоставила.
Цифровые цели
В
финансовом отчёте BBG на 2017 год в качестве одной из целей совета
значится увеличение количества цифровых медиа для русскоговорящих
граждан в «тех регионах, где Россия поддерживает замороженные
конфликты».
В приоритет ставятся страны Центральной Азии, в частности Казахстан,
Киргизия и Таджикистан. Также на 2017 год Совет управляющих по
вопросам вещания запросил бюджет для «Голоса Америки» на создание
контента для digital-платформ, предназначенного для «влиятельных молодых
пользователей» в России.
Приоритетным направлением деятельности
«Голоса Америки» в 2018 году, согласно последнему отчёту, будет
«противодействие российской дезинформации». Также «Голос» сосредоточится
на Северной Корее, Китае и Иране, для которых будут создаваться
«цифровые продукты и цифровой контент».
В то же время
эффективность подконтрольных BBG агентств в России падает. Согласно
докладу о бюджете BBG на 2018 год, количество россиян, доверяющих
информации «Голоса Америки», за три года — с 2013-го по 2016-й —
снизилось с 91,9% до 67,2%.
Сухая статистика
Сейчас
по популярности в соцсетях «Голос Америки» не может конкурировать с
ведущими российскими СМИ. В самой популярной в России социальной сети
«ВКонтакте», которая объединяет более 52 млн человек, аудитория
американского медиахолдинга — всего 15 тыс. человек. Причём пятая часть
всех подписчиков, а именно 3,3 тыс. человек, пересекаются с группой
«Радио Свобода» — такой же дочерней организации BBG, как и «Голос».
- Штаб-квартира в Вашингтоне
- © Wikimedia
Динамика
роста подписчиков «Голоса Америки» в Twitter (205 тыс. человек)
относительно низка — 24 новых пользователя в день и 36 ежедневных
твитов.
В соцсети Facebook, где у «Голоса Америки» самая
многочисленная аудитория (чуть более 350 тыс. подписчиков), активность
медиахолдинга тоже невелика — около 35 постов в день.
Нерадужная отчётность
В
мае стало известно, что «Радио Свобода», которое также курирует Совет
управляющих по вопросам вещания, будет предпринимать попытки усилить
влияние с помощью соцсетей.
«В целях борьбы с российской
пропагандой радио «Свободная Европа»/«Радио Свобода» (РСЕ/РС)
активизировало производство и трансляцию новостных программ для стран,
расположенных по соседству с Россией. В 2015 году РСЕ/РС создало группу
по работе с цифровыми СМИ с целью создания и распространения
русскоязычного контента в социальных сетях и на мобильных платформах», —
сообщается в майском отчёте управления генерального инспектора США о
проверке BBG.
При этом повышенное внимание к соцсетям со стороны
Запада может быть связано с эффективностью их влияния на процессы в
других государствах. С помощью социальных сетей не раз
удавалось организовать протесты, которые на Ближнем Востоке привели к
государственному перевороту в нескольких странах. Так, в столице Египта
на площади Тахрир протестующие активно использовали социальную сеть
Twitter для взаимодействия между собой с помощью хэштега #25Jan.
- Протестующие на площади Тахрир
- Reuters
Президент Фонда
информационной демократии Илья Массух напоминает, что по темпам
увеличения аудитории соцсети обгоняют традиционные СМИ.
«Сейчас
большинству населения кажется, что та информация, которая есть в
соцсетях, — более актуальна и более правдива, — пояснил Массух RT. —
Социальные медиа убирают барьер между информацией и способом её подачи. В
протестах использовался принцип «быстрой коммуникации» для соцсетей.
При организации протестов шла больше не подача правильной, полной и
актуальной информации, а именно быстрая коммуникация между группами
людей. В этой связи соцсети имеют преимущество перед традиционными СМИ —
они легче объединяют и лучше таргетируют информацию».