Так, в рамках расследования дела по импичменту Дональда Трампа бывший спецпредставитель США по переговорам по Украине Курт Волкер 2 октября предоставил Конгрессу переписку, которую вел в мессенджере с видными украинскими и американскими деятелями. А 5 ноября эта переписка была обнародована на веб-странице комитета по разведке палаты представителей наряду с публикациями показаний других американских госчиновников. Правда, часть текста оказалась откровенно вымаранной, очевидно, аппаратом Конгресса в целях секретности.

Контекст появления переписки Волкера предопределил то, что в ней интересовались лишь вещами, связанными с темой импичмента, то есть украинской активностью Джулиани и намерениями Вашингтона подтолкнуть Киев к расследованию по «Бурисме». Поэтому и остался незамеченным уникальный текст, точнее скан документа на страницах 30-31 этого файла:

«

Концептуальная записка

Слом олигархической системы посредством антитрестовской реформы

Цели:

Фундаментально сломать тиски олигархической системы, сжимающие украинское общество.

Ликвидировать факторы, которые сейчас препятствуют верховенству права, создав вместо этого востребованность в верховенстве права со стороны самых влиятельных  элементов общества.

Создать условия для существенных иностранных инвестиций, стимулирования  роста ВВП, создания новых рабочих мест, роста зарплат.

Преодолеть разделение украинского общества, которое углубилось из-за ощущаемой несправедливости и коррупции  в правовой и экономической системах.

Почему нужно играть по-крупному?

Коррупцию часто считают проблемой для Украины, но на самом деле это симптом большей проблемы.

Эта большая проблема — искажение политической и экономической системы олигархами, имеющими непропорциональную власть в стране:

Они стремятся к контролю над институтами для личных благ, а не к поддержанию институтов, защищающих успешную конкуренцию.

Они стремятся к монопольным доходам, а не к дополнительным, разнообразным инвестициям в украинскую экономику как в целостность.

Это коррумпирует правовую систему, Раду и отпугивает иностранные инвестиции.

В этих обстоятельствах постепенные изменения не работают.

Только масштабная реформа, нацеленная на суть самой проблемы, дает Украине возможность фундаментальных перемен.

Ключевые компоненты

 

Поставить целью, разработать и утвердить в парламенте очень жесткое антитрестовское законодательство, смоделированное с лучших образцов Европейского Союза.

  • Запретить чрезмерный контроль со стороны одного субъекта или небольшого числа субъектов над любым сектором украинской экономики.
  • Предотвратить чрезмерную горизонтальную и вертикальную интеграцию
  • Потребовать от любого лица или компании, превысившего установленные пределы, продать активы, чтобы прийти в соответствие с законодательством.
  • Фиксированный период приведения в соответствие с законодательством — например, 3 года.

Выполнившие данные условия сохраняют доход от продажи активов за вычетом одноразового 10-процентного налога.

После выполнения этих условий они получают амнистию от преследования за преступления, связанные с приобретением этих активов, взяточничеством и коррупцией.

Что касается не выполнивших данные условия, то государство принудительно распродает их активы в их же пользу, но удерживая 30-процентный одноразовый налог.

  • Они не получают амнистии от преследования за прошлые преступления.
  • Отказ от согласия с распродажей имущества является деянием, наказуемым в соответствии с законом.

США, ЕС и МВФ расценивают имплементацию данного законодательства как крупнейшую реформу.

Учреждается специальный Международный апелляционный суд, находящийся в Лондоне или Гааге, с целью надзора над имплементацией законодательства и разрешения возникающих споров.

Политические выгоды

Проведение на Украине амбициозной масштабной реформы, которая ломает систему в соответствии с обещаниями, данными Зеленским во время предвыборной кампании.

Служит лакмусовой бумажкой для добивающихся избрания в Раду — президентские кандидаты обязуются поддержать такое законодательство и призывают других сделать то же. Идентифицирует президентскую повестку и является методом ее продвижения в ходе выборов Раду.

Используется как договоренность с США, ЕС и МВФ, служащая основой для получения дальнейших траншей бюджетной поддержки, технической помощи и поддержки частных инвестиций.

Демонстрирует фундаментальное присоединение Президента и его политической партии к стандартам США и ЕС.

Имплементация открывает двери к существенным иностранным инвестициям, которые увеличат рост ВВП, количество рабочих мест и зарплаты.

Создаёт «полюс притяжения» для оккупированных территорий Донбасса и Крыма».

На документе нет даты и подписи, но текст переписки кое-что проясняет.

Так, 21 мая, то есть через день после инаугурации, Волкер пишет Александру Данилюку, который через неделю станет секретарем СНБО: «Вот самый первый проект концептуальной записки по антитрафиковому (очевидно, описка, имелось в виду антитрестовскому. — П.С.) законодательству и слому олигархической системы. Пришлите мне реакцию, и я отредактирую текст».

В мессенджере указано, что файл «антитрестовская реформа» был послан через 15 секунд. 

А 25 мая между спецпредставителем госдепа и временным поверенным в делах США Уильямом Тейлором происходит следующий диалог в мессенджере. 

Волкер: Антитрестовская реформа.

(Указано, что в аттаче (в приложении к письму) послан файл под тем же названием на двух страницах).

Тейлор:  Мне это весьма нравится.

Волкер: Спасибо! Нужны дополнительные экспертные рекомендации, но хотел дать старт этому делу.

Тейлор: С удовольствием буду продвигать это в Киеве.

В тот же день Волкер посылает тот же файл и заму главы администрации президента Вадиму Пристайко. Очень может быть, что выше приведен именно его текст. Дело не только в том, что там тоже две страницы, а в том, что ясно видно — документ составлялся до выборов в Раду, а вероятно, и до начала кампании.

Но и после парламентских выборов тема не заглохла, 13 августа Тейлор пишет Волкеру: «Курт, мы встречаемся с Гончаруком и Рябошапкой в четверг (т.е. 15 августа. — П.С.), чтобы услышать их мнение о деолигархизации. Возможно, включим реформистски настроенную «большую семёрку» в эти усилия».

Очевидно, имеются в виду послы «семёрки» в Киеве, которые, кстати, имеют аккаунт в соцсетях как «послы большой семерки в поддержку реформ на Украине». Волкер отвечает: «Да. Всё хорошо. Можно ли будет организовать продолжение с «семеркой» (вместе с Рябошапкой, или после этой встречи — с Рябошапкой) 24 августа» (т.е. когда представитель госдепа будет в Киеве. — П.С.).

Видно, что тема деолигархизации имеет для Волкера исключительное значение — ни один другой вопрос, связанный с экономикой Украины, в этой переписке не присутствует: ни продажа земли, ни газовый транзит. Основное обсуждение вопроса, конечно, происходило в ходе личных контактов и по телефону. Реакция команды Зеленского на инициативы Волкера не ясна. Понятно лишь, что в ходе выборов она решила этот вопрос не поднимать. Не исключено, что здесь сыграл роль и фактор Коломойского (кстати, с Андреем Богданом, которого считают его креатурой, Волкер не переписывался, в отличие от Данилюка, Пристайко, помощника президента Ермака и министра обороны Загороднюка).

Однако, как видим, после выборов у Зеленского продолжили обсуждать этот вопрос. Правда, Волкер еще в конце сентября подал в отставку. А похоже, именно он сам (или кто-то из его помощников, но по его заказу) и является автором «концептуальной записки». Ведь представитель госдепа нигде не ссылается на то, что ему поручил ее продвигать кто-то вышестоящий. Однако его отставка, думается, ничего здесь не меняет принципиально. Ибо идея подобной деолигархизации должна давно витать в воздухе.

 

Уже говорилось, что озабоченность Запада коррупцией на Украине — это форма лоббирования своего бизнеса. Данный тезис, например, не раз встречался в статьях автора Украина.ру Василия Стоякина. И записка Волкера как раз это прекрасно иллюстрирует: под предлогом деолигархизации Запад должен приобрести излишки олигархических активов. А понятие излишки трактуется широко, речь ведь не только о сокращении доли определенных лиц на определенных рынках, но и ликвидация вертикальной интеграции, то есть контроля олигархов над технологическими цепочками (руда — уголь — кокс — металл). Очевидно, предполагается, что если олигарх не договорится с властью, с каким имуществом он должен расстаться, определить это должны иностранцы из суда в Лондоне или Гааге.

Ну а то, что именно западные компании эти излишки скупят, — понятно. Главные украинские олигархи будут практически отсечены от распродаж, чтоб у них не появились новые излишки. А приобретение, скажем, отечественными латифундистами, металлургических комбинатов, думаю, возможно только теоретически — непрофильной для себя деятельностью заниматься они не рискнут, тем более если из посольств «семерки» посоветуют не рисковать. Россиян само собой отсекут как страну-агрессора, ну а перспективы китайцев хорошо видны по ситуации с «Мотор-Сич».

Но если всё так очевидно, почему на Западе такие идеи не появлялись раньше? Во-первых, нельзя со 100%-ной уверенностью говорить, что не появлялись, — ведь о записке Волкера мы знаем лишь из-за расследования по импичменту, а таких экстраординарных ситуаций ни в США, ни в ЕС не было. Однако раньше время для реализации таких идей было действительно куда менее подходящее.

Сначала мешала украинская многовекторность. Поэтому нужно было, чтобы обозленные аппетитами «семьи» Януковича олигархи вложились в Майдан, обеспечив создание нового политического режима. Затем нужно было подождать, чтобы они вложились в украинскую армию, да и посмотреть, не рухнет ли украинская экономика, лишившись части Донбасса. Ну, а сейчас мавры сделали свое дело, и настал благоприятный момент, чтобы при помощи деолигархизационной технологии конвертировать внешнее политическое управление Украиной во внутриэкономическое господство на ее территории. Отказ же в доверии старой политической элите на выборах выглядит залогом того, что общество поддержит раскулачивание олигархов. Ну, а реализация Зеленским предложенного Волкером акта имеет для президента Украины явный плюс в том, что похоронит слухи о его связях с Коломойским. 

В общем, у Игоря Валерьевича есть основания для беспокойства и для переоценки геополитических взглядов, и отнюдь не только у него, а как минимум у всех украинских граждан из списка «Форбс».

Высказывания Коломойского для «Нью-Йорк Таймс», возможно, сигнал о том, что он знает нечто тревожное для себя помимо «концептуальной записки» Волкера. Кстати, Зеленский, проводя непопулярный в обществе закон о продаже земли, по логике должен бы уравновесить его популярным действием. А инициативу по деолигархизации общество должно принять лучше, ибо олигархов не любят, а угроза внешнего управления в этой инициативе хорошо упакована и не бросается в глаза.