В России нередко объясняют появление украинской русофобии русофобской пропагандой, которой с особым усердием начали промывать нашим братьям-славянам мозги после «оранжевой революции» 2004 года. Без неё не обошлось, но всё же хочу обратить внимание на тот факт, что рост русофобских настроений в Украине удивительным образом совпадает с успехами России. Чем лучше живут россияне, тем хуже себя чувствуют мои украинские соотечественники — физически и морально. Лично для меня в этом нет ничего удивительного, поскольку я давно пришёл к выводу, что обычная человеческая зависть является питательной средой русофобии.
А ведь всё было бы не так печально, если бы мои соотечественники не сравнивали постоянно свою страну и самих себя с Россией и россиянами... Их не интересует «шо там» в Германии или Франции, поскольку в сравнении с этими государствами Украина выглядит до безобразия неприлично. Их интересуют именно Россия, россияне, с которыми они когда-то составляли одно целое, которых, как им кажется, они хорошо знают.
Вы никогда не обращали внимание на то, насколько по-разному относятся на Украине к визитам лидеров стран Запада и России? А ведь это очень показательный момент! Когда в Киев ещё приезжал Владимир Путин, то никаких особых восторгов по этому поводу не наблюдалось. Шо, приехал? Шо надо? В «таёжный союз» хочет затащить совместными проектами в экономике? А шо нам Россия может предложить? Мерседесы у неё есть? Нет. Мерседесы есть в Германии… Значит надо идти в Европу, а на Россию плевать. Помните, как в Советском Союзе некоторые товарищи воспринимали туристов из стран «загнивающего» капитализма? С придыханием! Вот точно с таким же придыханием смотрят наши братья-славяне на Запад, поскольку, как им кажется, там есть деньги и технологии, которые, если хорошо попросить и прогнуться, придут на Украину.
Вы, несомненно, знакомы с так называемым культом карго, который сформировался у жителей Меланезии в период соприкосновения с представителями европейской цивилизации. Островитяне, увидев, что все блага цивилизации прилетают с неба на «железных птицах», после ухода американских войск принялись строить аэродромы и самолёты из соломы, ожидая, что произойдёт то же самое. Вам не кажется, что феерическая битва так называемых «украинцев» за торжество демократии, рынок и свободу слова и есть карго-культ? Они хотят повторить успех стран так называемого «золотого миллиарда» путём копирования внешних форм, не понимая самой сути западной цивилизации и тех факторов, которые обусловили её нынешнее благополучие. А потом, после очередного провала «реформ», наши братья-славяне даже не пытаются понять причину фиаско, а норовят забить камнями вождя, который плохо руководил стройкой.
Весьма символично то, что окончательный разрыв между Украиной и Россией произошёл в дни проведения Олимпиады в Сочи. С одной стороны, мы видели преобразившийся город, великолепную организацию спортивного мероприятия, изъяны в которой не смогли найти даже очень желающие их отыскать англосаксы. Мы видели лица россиян самых разных национальностей, светлые, доброжелательные, счастливые. Мы видели российскую спаянную гордость за свою страну. С другой стороны, совсем рядом, через границу, полыхала столица бывшей советской Украины. Мы видели лица озлобленных людей, готовых убивать своих соотечественников ради призрачного европейского рая. Всех их убедили в том, что стоит лишь убрать какого-то Януковича, поставить подпись под какой-то бумажкой и они заживут как в Европе. Но как обидно моим украинским соотечественникам признаваться самим себе, что их опять обвели вокруг пальца, а «москали» в очередной раз оказались правы в своих прогнозах!
Об украинской русофобии я сужу по людям, из которых кирпичик за кирпичиком складывается украинское общество. В моих обобщениях всегда есть трагедия конкретного человека, в которой отражается трагедия всей страны. Представьте себе вполне успешного советского инженера, который после развала СССР остался без работы. Какое-то время он утешал себе тем, что трудности эти временные и чудодейственная рука рынка найдёт ему достойное место в жизни. Шли годы, но ничего не менялось к лучшему. Никакого «видродження» не произошло, а институт, в котором он раньше работал, давно перепрофилировался в офисный центр с тысячей «успешных» менеджеров. Как он должен относиться к России, в которой уже в середине «нулевых» его бывшие коллеги начали создавать ракеты, спускать на воду корабли, строить с «нуля» самолёты?
А вы знаете, какие страсти кипят в душе бывшего советского режиссера (актёра, сценариста), который за тридцать лет украинской независимости не создал ничего приличного? Он ведь при советской власти считал, что его дарованию мешают развиться «коммуняки» и «москали». Он думал, что, освободившись от ценных указаний идеологического обкома ЦК, создаст что-то великое и очень ценное для всего человечества... Не сложилось. Независимость есть, деньги на кинематограф вроде бы тоже какие-то выделяют, а результат нулевой. Ради любопытства сравните российские и украинские кинофестивали, посмотрите на лица украинских «звёзд» — их ведь не знают даже на родине, не то что во всём мире. Это какое-то сборище провинциальных фриков, любующихся самими собой и даже не осознающих своей собственной ничтожности.
У каждого из моих соотечественников когда-то была своя мечта. Кто-то хотел стать великим учёным, кто-то – бизнесменом, в конце концов – простым фермером, который будет вспахивать украинские чернозёмы и жить, как его американский коллега. Все они считали, что незалежность является золотой рыбкой, которая попала в их сети в августе 1991 года. Желаний-пожеланий было много, но только никакой рыбки не было. Ещё хуже нашим бывшим соотечественникам оттого, что россияне, которых они ни в грош не ставили, считая их вечно пьяными «дикими варварами» в ватниках и с балалайками, достигли успеха.
Впрочем, правды ради надо сказать, что у некоторых украинских персонажей мечта сбылась. Это олигархи, которые приватизировали всю страну; профессиональные политики, многие из которых по 20 лет прозаседали в парламенте; украинизаторы, распиливавшие на этой ниве госбюджет; грантоеды западных неправительственных организаций, впихивающие в головы моим соотечественникам всякую чушь. Их немного, процентов пять по отношению ко всему населению, но чувствуют они себя в незалежной очень хорошо. Они не от зависти ненавидят Россию, а от страха, что она когда-то придёт на Украину и наведёт тут порядок. Вся эта мразь хорошо понимает, что в других обстоятельствах сидела бы в тюрьме или пасла скот на своих хуторах. Вот они-то больше всех заинтересованы в украинской независимости и делают всё для того, чтобы максимально и на долгие годы рассорить части некогда единого народа.
Когда я слышу слова о некой антироссийской пропаганде, которая якобы совратила моих соотечественников и превратила их в русофобов, то у меня вертится в голове одно слово — «бесы». А кто ещё мог с такой легкостью совратить, развратить и превратить в скачущее кастрюлеголовое стадо многомиллионный народ?
Моим соотечественникам не нравится то, что я говорю? Согласен. Обидные слова, но разве они не справедливы? Разве было бы лучше, если, уподобившись циничным подонкам из власти, я рассуждал о древнем великом и мудром народе, при этом с вполне конкретной целью его же и обобрать? Мне не хочется быть бесом, я хочу называть вещи своими именами, поскольку не желаю обманывать свой народ.
Мои соотечественники похожи на маленьких детей, которые сегодня, надув губки, бубнят о потерянной навсегда для России Украине. А что такое вообще Украина? Антирусский проект? Так стоит ли о нём сожалеть? Мы потеряли бесов, которые ушли в Европу, но там им и место, поскольку это их родина. А мои соотечественники, малороссы, обязательно вернутся в Россию, когда произойдёт их очищение от бесовства и они покаются. И будут они хотеть вернуться по той же причине, по которой мечтали вступить в Евросоюз. Окраины всегда тяготеют к сильным и успешным, а убегают от тех, кто дал слабину.
На Украине любят вспоминать библейскую историю о Моисее, водившего сорок лет еврейский народ по пустыне, чтобы вытравить из него раба. Самостийники считают, что моим соотечественникам тоже требуется сорок лет, чтобы вытравить из себя «совка». Я думаю, что они правы, но только вытравливать из себя надо не «совка», а русофоба-украинца...