Что стоит за предложениями дать Донбассу автономию, но сменить лидеров республик?
15 июня украинское издание «Вести» со ссылкой на неких инсайдеров в дипломатических кругах написало, что представители Москвы, якобы, передали команде украинского президента Петра Порошенко новый план урегулирования конфликта в Донбассе, который журналисты окрестили «Минск-3».
По версии издания, суть компромиссного предложения в том, что особый режим местного самоуправления распространяется на всю территорию Донецкой и Луганской областей, в том числе на районы, которые в настоящий момент контролирует Киев. В то же время, возглавят эту широкую автономию не нынешние руководители народных республик, а фигуры, согласованные всеми сторонами «минского процесса», то есть Москвой, Киевом, Берлином и Парижем. Таким образом, киевские власти смогут признать руководство Донбасса и вести с ним дальнейшие переговоры. Напомним, что сейчас в Киеве не признают лидеров ДНР и ЛНР и отказываются говорить с ними напрямую.
Что касается вооруженного ополчения, по данным «Вестей», все участники будут амнистированы, а затем часть бойцов разоружится, а часть будет преобразована в «народную милицию».
Источник издания также сообщил, что в Киеве этот вариант урегулирования готовы рассматривать, так как понимают, что другого выхода нет. Но нынешняя Верховная Рада никогда не согласится на подобный сценарий, поэтому его обсуждение возможно только после досрочных выборов в парламент, которые изменят расклад сил и коалиционное большинство. Также отмечается, что в последнее время несколько активизировались украинские олигархи Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов. Они, якобы, готовы поддержать выдвинутые предложения.
В Кремле оперативно отреагировали на публикацию в украинских СМИ и опровергли существование такого плана. «Это не соответствует действительности», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он добавил, что любые подобные предложения стали бы отходом от Минских соглашений, которые все еще действуют. «Какие-либо предложения, направленные на препарирование минских договоренностей, отход от них или вольную трактовку, абсолютно недопустимы или контрпродуктивны», — отрезал Дмитрий Песков.
Можно отметить, что это уже не первое предложение по выходу из тупика на переговорах, которое попадает в СМИ в последнее время. Напомним, что на прошлой неделе ДНР и ЛНР представили свои варианты поправок к украинской Конституции, в которых Крым был признан частью «незалежной». На следующий же день представители народных республик поправки отозвали, но в прессе их обсуждали еще долго.
Информация о «Минске-3» хотя и была опровергнута Москвой, наверняка также долго будет предметом для дискуссий. Заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин считает, что это и было главной целью такой публикации в СМИ.
— Этот план совершенно нереален. Во-первых, еще рано ставить крест на формате «Минска-2». Во-вторых, конструкция действующих Минских соглашений довольно проста, но, как мы видим, до сих пор есть большие проблемы с их реализацией. А вещи, о которых говорится в «Минске-3», на порядок сложнее. Начнем с того, что будет очень трудно найти «рукопожатных» персон, которые всех устроят.
Кроме того, нельзя забывать о личном факторе. Никто не может поручиться, что выбранный кандидат будет проводить необходимую политику и не начнет отступать от обговоренной линии. Даже если такой человек нашелся бы и стал бы главой некоей «Донбасской автономии», он все равно оказался бы в очень невыгодном положении, потому что всегда будут поводы для критики, как со стороны Киева, так и со стороны Донецка и Луганска.
Словом, этот формат кажется мне совершенно нежизнеспособным. Скорее всего, его обнародование в украинских СМИ — это попытка публичной обкатки идеи, которая потом может быть высказана на высоком формате переговоров. Причем «вброс» этот сделан явно не Москвой, потому что тот вариант, который описывает «Вести», России не выгоден ни под каким соусом.
— Может, украинские олигархи надеются, что они могут стать такими «компромиссными фигурами»?
— Это довольно странно. Ведь Майдан должен был победить всех олигархов. Конечно, звучит смешно, но это было одной из целей протестующих. И возвращение к власти олигархических сил, которые представляли бы если не пророссийский, то региональный и не развернутый в сторону Европы вектор развития Украины, будет выглядеть странно.
— А о чем говорит увеличение числа подобных «вбросов» в СМИ в последнее время?
— Это говорит о том, что стороны поднимают ставки. Мирный диалог не получается, это очевидно. И те, и другие делают все, чтобы заставить противоположную сторону пойти на какие-то уступки. Такое информационное маневрирование, политика «вбросов», которые опровергаются на следующий день — это одна из стратегий, которая призвана расшатать психику противника.
Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает идею неплохой, но также не уверен в ее реалистичности.
— Эта информация вызывает больше вопросов, чем ответов. Теоретически такая идея могла возникнуть. Но очень трудно комментировать, не зная, что за ней реально стоит. В таких вопросах важны детали, которых мы пока не знаем.
Принципиально важно понять, является ли это предложение серьезным приглашением к дискуссии или просто — проверка готовности к компромиссу в «расширенной рамке». Действительно ли тот, кто выдвигает эту идею, рассчитывает, что она станет предметом переговоров? Если бы такое предложение имело место, это значило бы, что Москва посылает сигнал — она готова пойти на ликвидацию ЛНР и ДНР, а власть передать человеку или людям, которые будут согласованы всеми сторонами, включая «нормандскую четверку».
Важно также и то, что предложение обсудить ее фактически означало бы отказ от «Минска-2», к чему, стороны явно не готовы.
— Какие же фигуры могут стать компромиссными? И как быть с нынешним руководством ДНР и ЛНР?
— Пока на эту тему можно только фантазировать. Чисто гипотетически, почему бы не вернуть, к примеру, недавно отправленного в отставку председателя Донецкой ОГА Александра Кихтенко, одного из немногих приличных людей в команде власти, а Захарченко и Плотницкого назначить его первыми заместителями. На территории, подконтрольной Киеву, заместителем может быть недавно назначенный вместо Кихтенко Павел Жебривский. Можете воспринимать это предложение как шутку юмора.
— Думаете, все это реально?
— Как я уже сказал, невозможно содержательно обсуждать реалистичность этого проекта без деталей. А их очень много. Например, как быть с выборами? Нельзя же просто взять и назначить руководителя этой территории после согласования между Москвой и Киевом и одобрения Обамы с Меркель. Какие-то выборы все равно нужно будет провести, но как, по каким законам? Согласятся ли на это в Донбассе, в Киеве…
Еще один вопрос в том, предусматривает ли этот вариант выполнение всех условий, которые прописаны в приложении к Минским соглашениям? Например, право Донбасса на собственную милицию и т. п.
Мне кажется, главный смысл этой идеи в том, что самостоятельно Киев с Донбассом не договорятся. Тот формат («Минск-2» -авт.), который существует сегодня, предусматривает сложную процедуру для развитых демократических стран — внесение изменений в Конституцию, выборы и так далее. У нас это не работает.
Изложенная в СМИ идея «Минска-3» как бы «приземляется» на уровень киевско-донецкой ситуации. Она предлагает назначить согласованного всеми сторонами руководителя и уже с ним проводить местные выборы, обсуждать децентрализацию и автономию. При этом Киев будет знать, что Донбасс остается частью Украины, прекратит блокаду, боевые действия и так далее.
Но вопрос в том, согласится ли на такие условия Киев, точнее, разрешит ли ему это Виктория Нуланд? Если он продолжит придерживаться сегодняшней бескомпромиссной позиции, то на эти условия, конечно, не пойдет. В таком случае, это просто проверка, желание прощупать позицию киевских властей.
Гендиректор Центра политической конъюнктуры РФ Сергей Михеев убежден, что до смены власти на Украине, обсуждать подобные варианты бессмысленно.
— Анализировать все то, что появляется в украинских СМИ, бессмысленно, потому что очень трудно отделить манипуляцию и ложную информацию от реальности. Насколько я понимаю, позиция Кремля по этому вопросу достаточно определенная, можно даже сказать жесткая. В соответствии с Минскими соглашениями Донецк и Луганск могут вернуться в состав Украины, но это должна быть другая Украина.
Эта утечка информации или намеренный «слив» отчасти соответствует этому плану, а отчасти противоречит. Я считаю, что Донецкая и Луганская область должны быть восстановлены в своих границах. Не должно быть разделения на районы с автономией и без нее. Первоначально референдумы в составе ДНР и ЛНР проходили на территории всей Луганской и Донецкой областей. Но затем часть территории была занята украинскими войсками. Поэтому правильно и логично стремиться к тому, чтобы эти области полностью получили статус автономии.
Если даже это произойдет, необходимы твердые гарантии того, что соглашения будут соблюдаться. Это может быть сохранение силовых структур в виде народной милиции или в другом формате, чтобы на следующую же ночь эта автономия не была сметена киевскими силами. В Кремле это тоже понимают.
— Насколько реально назначение на руководящие посты компромиссных фигур?
— Не очень понимаю, как эти фигуры могут быть назначены, если в нынешних Минских соглашениях речь идет о выборах. Кто именно будет согласовывать эти кандидатуры — нынешнее киевское руководство? Все это вызывает большие вопросы.
Мне кажется, что не имеет смысла подробно это обсуждать, так как для реализации Минских соглашений нужна другая Украина с другой Верховной Радой и президентом. Тогда и только тогда возможно ее сохранение в качестве единого государства. Важно, чтобы это понимали и украинцы.
Вброс об условиях Минска-3, якобы предложенных Москвой Порошенко, опровергнут пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым:
«Чтобы принудить Донбасс и Москву к Минску-3, надо сорвать Минск-2»
«Какие-либо предложения, направленные на препарирование минских договоренностей, отход от них или вольную трактовку, абсолютно недопустимы или контрпродуктивны». Принципиальная позиция Москвы неизменна – выполняйте то, что подписали в Минске в ночь с 11 на 12 февраля.
А подписали ведь план по конституционному переформатированию Украины, как его ни называй – федерализация, децентрализация, денацификация.
Сорвать Минск-2 можно только масштабной агрессией ВСУ (Фото: Oleksandr Klymenko/Reuters)
Принципиально то, что Минск-2 фактически обеспечивает ДНР/ЛНР статус автономии, а Украине – новую конституцию, по которой власть Киева (а значит и тех, кто ее узурпировал) перестает быть абсолютной.
Недавно сформулированные поправки ДНР/ЛНР в конституцию Украины, которые, к сожалению, сначала были неуклюже опубликованы, а затем отозваны, тому подтверждение. В них идет речь о том, что нынешняя Украина самоликвидирует себя в качестве унитарного государства и передает основные рычаги управления на места, в частности, в руки нынешней власти Донбасса, после чего вопрос контроля границы отпадает сам собой.
Позиция Москвы на основе Минска-2 хоть и не агрессивна (что вызывает недовольство многих горячих голов), но дипломатически чрезвычайно сильна и неудобна для Вашингтона тем, что, во-первых, мешает возобновить войну в Донбассе, во-вторых, подразумевает собой переформатирование нынешней русофобской Украины мирным путем.
Кроме того, Минск-2 стал тем редким примером, когда от принципиального решения были отодвинуты США и Россия договаривалась напрямую с Германией и Францией. Недаром один из вменяемых немецких политиков Вилли Виммер высоко оценил этот шаг Меркель, сказав, что он, возможно, отодвинул большую войну в Европе.
Это не может не злить США, которые впервые были вынуждены прислушаться к своим европейским вассалам. И как бы потом Обама ни прогибал Европу под санкциями, масштабные боевые действиИдея о необходимости Минска-3 и участия в нем США и даже Польши вбрасывается именно с целью пересмотра крайне нежелательных соглашений Минска-2, особенно пункта 11 о конституционной реформе. Но чтобы принудить Москву и Донбасс к Минску-3, надо сорвать Минск-2 – иначе никак.
Собственно, бои в Марьинке накануне G7, постоянные бомбежки мирных граждан и информационные диверсии о сдаче Донбасса – все это является частями комплексного давления на Кремль, чтобы тот согласился на новые переговоры, аннулирующие предыдущие.
Поэтому, когда кто-то в России говорит, что Минск-2 – это предательство и сдача, пусть задумается над тем, а почему так не хотят выполнять такие «предательские» и «прозападные» соглашения наши западные партнеры?
Исходя из вбросов про Минск-3 и новые форматы переговоров, можно предположить, чего хотят добиться США в случае, если не получится развязать полноценную войну в Донбассе (а на это не решается Порошенко, понимая, что это будет его последний котел). Первым делом Вашингтон хочет отодвинуть от переговоров Германию и Францию и уж точно не допустить к ним Донецк и Луганск.
Затем он потребует от Москвы согласиться на «сдачу» ДНР/ЛНР с возвращением Киеву контроля границы в обмен на фиктивную автономию Донецкой и Луганской областей. Короче говоря, США хотят на переговорах в удобном для них формате склонить Москву к капитуляции на донбасском фронте.
Собственно, ничего принципиально нового и необычного. Новый только формат – если ранее США стремились к этому исключительно силовым давлением на Россию, то с момента визита Керри они сменили тактику на более хитрую и подразумевающую диалог. Сил на разговор с русскими языком ультиматума оказалось у американцев маловато, но это не означает, что они отказались от своей цели.
Россия может согласиться на Минск-3 только в случае, если будет окончательно сорван Минск-2. Но кто сказал, что Минск-3 пройдет по сценарию США? Сорвать Минск-2 можно только масштабной военной агрессией ВСУ – все небольшие попытки прорывов будут пресекаться армией ДНР/ЛНР. Масштабное наступление с учетом особых талантов «дебальцевских, илловайских» полководцев ВСУ наверняка обернется новым котлом.
И вполне может быть, что Минск-3 уже будет заключаться с линией фронта где-то под Харьковом. А США будут призывать Москву сесть за стол переговоров уже не с Порошенко, а с Тимошенко или даже Ярошем. В ответ на что Москва продолжит гнуть свою линию с новой силой и новыми аргументами на карте.
Впрочем, такой сценарий, повторюсь, может произойти только в случае срыва перемирия. Пока же более реально то, что обе стороны продолжат позиционную борьбу с проверкой друг друга на выдержку. Нервов и воли понадобится больше всего ДНР/ЛНР – недаром Александр Захарченко счел нужным выйти к жителям Донецка и душевно объясниться с ними.
Но помимо объяснений и обещаний чрезвычайно важно в таких условиях максимально защитить людей, перевести их из районов обстрела, обеспечить элементарные условия жизни. В противном случае сдержать разочарование народа будет все труднее, а это чревато уступками уже в пользу Киева. Или, не дай Бог, срывом перемирия со стороны ополчения.
Впрочем, и для Киева не все так просто – на носу дефолт, пусть и не признаваемый США, но с реальным обнищанием населения и разворовыванием последних активов, и политическое бессилие хунты в условиях полнейшего тупика. Война в Приднестровье – чуть ли не единственный выход для Порошенко в категориях мышления партии войны.
Впрочем, выход тоже самоубийственный и последний для него. Но в случае реализации варианта с агрессией в ПМР все закончится уже не Минском-3, а чем-то совершенно иным по содержанию. Гораздо более масштабным и менее компромиссным со стороны России.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Группа: Главные редакторы публикации 32764 комментариев 24112 Рейтинг поста:
0
Сурков: Киев пытается разрушить доверие между Россией и республиками
Помощник президента России Владислав Сурков опроверг информацию украинского издания «Вести» о передаче Киеву нового плана по урегулированию конфликта в Донбассе.
Об этом корреспонденту «Газеты.Ru» Владимиру Дергачеву сообщил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
По словам политолога, в разговоре с ним Сурков охарактеризовал сообщение украинской газеты «Вести» как «откровенную дезинформацию с украинской стороны, направленную на разрушение доверительных отношений между Россией и республиками Донбасса».
«Вести» в материале «Для Порошенко подготовили Минск-3» написали про то, что Москва якобы направила Киеву новые предложения по урегулированию ситуации в Донбассе. Планы предусматривают объединение ДНР и ЛНР с подконтрольными Украине территориями Донецкой и Луганской областей. Предполагалось, что руководить новой «мегаавтономией» должны люди, согласованные «нормандской четверкой». Кремль и Банковая наличие таких планов вскоре опровергли. «Газета.Ru»
» #2 написал: Нибируанин (16 июня 2015 15:29) Статус: |
Да ну - примитивный вброс укров, высосанный из пальца. Если почитать сей опус сего Тараса Козуба, то это бред сумасшедшего, который выдумать можно только между вторым и третьи пузырем. На это всерьез реагировать можно только капельницей...
» #1 написал: Mendozza (16 июня 2015 13:22) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 420
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Помощник президента России Владислав Сурков опроверг информацию украинского издания «Вести» о передаче Киеву нового плана по урегулированию конфликта в Донбассе.
Об этом корреспонденту «Газеты.Ru» Владимиру Дергачеву сообщил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
По словам политолога, в разговоре с ним Сурков охарактеризовал сообщение украинской газеты «Вести» как «откровенную дезинформацию с украинской стороны, направленную на разрушение доверительных отношений между Россией и республиками Донбасса».
«Вести» в материале «Для Порошенко подготовили Минск-3» написали про то, что Москва якобы направила Киеву новые предложения по урегулированию ситуации в Донбассе. Планы предусматривают объединение ДНР и ЛНР с подконтрольными Украине территориями Донецкой и Луганской областей. Предполагалось, что руководить новой «мегаавтономией» должны люди, согласованные «нормандской четверкой». Кремль и Банковая наличие таких планов вскоре опровергли.
«Газета.Ru»
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 800
Рейтинг поста:
Если почитать сей опус сего Тараса Козуба, то это бред сумасшедшего, который выдумать можно только между вторым и третьи пузырем.
На это всерьез реагировать можно только капельницей...
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментариев 530
Рейтинг поста: