Экс-генпрокурор Святослав Пискун дал интервью журналу Корреспондент.
Журналистов он обычно принимает в отдельном кабинете. Маленькая комнатка, идеально чистый стол, выключенный компьютер, жалюзи, очень похожие на ставни, пишет Евгения Вецько в №19 издания от 15 мая 2015 года.
«Правда, как в камере?» — смеётся Святослав Пискун.
Он любит называть себя трижды генеральным прокурором Украины и ещё несколько месяцев назад утверждал, что готов занять этот пост в четвёртый раз. Он успел поработать и при президенте Леониде Кучме, и при Викторе Ющенко, и, будучи членом фракции Партии регионов, нажить себе врага в лице Виктора Януковича.
После длительного отсутствия в Украине Пискун через суд выбил себе право участвовать в парламентских выборах в 2014 году, но депутатом так и не стал. Сегодня экс-генпрокурор — заместитель председателя Союза юристов Украины. Не бог весть какая должность для человека, который ещё несколько месяцев назад в общении с журналистами заявлял, что не пойдёт даже на должность заместителя главы ГПУ. Но в политику он возвращаться пока не собирается.
«Украинской политики нет, — утверждает он. — И прокуратуры нет».
Зато есть связи, умение оставаться на политической арене при любой власти и делать громкие заявления и прогнозы.
«Развал Украины очень вероятен. Чтобы его избежать, нужно выборы проводить каждые два месяца, пока не выберем тех, кто нам действительно нужен», — говорит Пискун.
— У вас есть компромат на действующую и предыдущую власть?
— Компромат на власть есть всегда. Политика — дело грязное. Новая власть вела со мной переговоры о сотрудничестве на уровне консультанта или советника руководителей силовых структур. Но поскольку конкретных предложений не было, то и переговоры закончились ничем.
— Хотите свести счёты с бывшими соратниками?
— Во-первых, меня так и не привлекли к этому процессу [преследованию представителей бывшей власти]. Правда, и процесса нет. Во-вторых, не хочу я сводить ни с кем счёты. Я хочу, чтобы всё было по справедливости и по закону. И самое главное разобраться и эффективно наказать.
А слово «соратники» я бы не употреблял. Я не был членом Партии регионов. Регионалы для меня — только коллеги по фракции. Я вошёл туда, потому что был против Ющенко. И, как показала история, был прав. Я считаю, что Ющенко привёл «донецких». Сознательно. Мы их привлекаем, а он их отмазывает… Из-за этого наши пути разошлись.
— И вы ушли к этим же «донецким».
— Нет, «донецкие» уже были в команде Ющенко, и он активно пользовался их услугами. Поэтому перейти к ним большого труда не составило.
— Сейчас общаетесь с кем-то из бывших членов ПР?
— Нет. Они знают, что я очень обижен. Со мной поступили крайне непорядочно, когда требовали от меня дать показания против Юлии Тимошенко, а потом вычеркнули из предвыборного списка. Были люди, которые предупреждали Януковича, что я никогда не дам эти показания. Он ответил: «Тогда мы Пискуна посадим вместе с ней». Где теперь Янукович и где Пискун?
Я был уверен, что дело в отношении Тимошенко и её команды было заказным. И я принимал участие в этом заказе. Я расследовал это дело, арестовывал членов её команды, давал согласие на экстрадицию членов команды ЕЭСУ из Турции. Потому что поверил документам, которые оставили мне Николай Обиход [замгенпрокурора в 1998-2002-м] и Михаил Потебенько [генпрокурор Украины в те же годы]. Я не успел их перепроверить, потому что только был назначен на должность.
Некоторые должностные лица ЕЭСУ сидели в камере. И когда мы стали разбираться, у меня волосы дыбом встали. Я понял, что мы ошиблись. И понял я это не в 2005-м, а в 2003-м. Я начал «съезжать» с этой темы, так как понял, что это политический заказ. И меня сняли.
— Теперь ваших коллег по фракции обвиняют в поддержке сепаратистов.
— То, что мои бывшие коллеги по фракции обвиняются в пособничестве сепаратистам, я слышу только от журналистов. Я как трижды генпрокурор много раз предупреждал: пока не будет открытых судебных процессов и народный суд не вынесет приговор, люди этой власти не поверят.
Если не будет таких судебных разбирательств (подчёркиваю: открытых), никто не поверит, что Революция достоинства была Революцией достоинства, а не государственным переворотом
Нужно пройтись по шпионам, изменникам родины, убийцам наших солдат. Пройтись по лицам, которые расстреляли Майдан. И по коррупционерам. Если не будет таких судебных разбирательств (подчёркиваю: открытых), никто не поверит, что Россия на нас напала. Никто не поверит, что страна борется с коррупцией, никто не поверит, что Революция достоинства была Революцией достоинства, а не государственным переворотом.
— Почему это не происходит?
— Это комплекс правовой и политической неполноценности нашей власти.
— А деньги Януковича и так называемой Семьи юридически вернуть возможно?
— А что, кто-то этим занимается? Всё возможно. При сегодняшнем отношении Европы к Украине не делать этого — преступная халатность. Но это никому не нужно. Нынешняя власть не может одной рукой забирать деньги Януковича, а другой размещать свои отмытые деньги в европейских банках. Европа этого не поймёт.
— Смерть Михаила Чечетова, Олега Калашникова, Олеся Бузины…
— Вопросов по Калашникову и Бузине у меня нет. Понятно, что сводили счёты. И возможно даже, крайне правые элементы. У меня есть вопрос по двум людям. По Валентине Семенюк и Чечетову — бывшим главам Фонда госимущества. Я бы на месте генпрокурора очень серьёзно занялся этими двумя убийствами.
— То есть всё-таки убийствами?
— Я считаю, что там не всё так просто. Записка? Это механизм. Если бы кто-то попросил меня организовать убийство человека, я бы так всё сделал, что поверил бы даже убийца и пришёл на похороны плакать. Причины не было у Чечетова - и повода.
— А допрос в ГПУ?
— То, что он знал, он написал нам ещё в 2005 году.
— Вы часто повторяете фразу «я говорил», «я советовал». Со стороны это легко делать. Вы сами были бы готовы занять пост президента Украины?
— Нет, я боюсь. Это слишком большая ответственность. Так нельзя. Кто попало не может быть президентом Украины.
— Среди наших политиков есть тот, кто может им стать?
— Да, я знаю одного такого человека и чувствую в нём огромный потенциал. Но пока о нём говорить рано.
— А занять должность генерального прокурора вы готовы?
— Прокуратуры нет. Как можно быть генеральным прокурором того, чего нет?
— Почему нет? Есть и даже проходит стадию активных реформ.
— Закон о прокуратуре отложен до 15 июля. В этот период нужно уволить 8 тыс. прокуроров. Но на основании чего? Закон-то отложен. Это значит, что нужно придумать какие-то обстоятельства и причины увольнения. То есть на местах сейчас ищут, за что убрать людей. Через суд они восстановятся уже через полгода. Срок исковой давности — три года. Эта власть уйдёт через пару лет, и 8 тыс. прокуроров пойдут в суды и восстановятся. А где будут эти грузины? В США?
Реорганизация районных прокуратур в местные — это минимум год. Они собираются год никого не сажать, ничего не делать и реформироваться. Да через год по Киеву будут ходить зэки с автоматами. А ещё суды, а ещё полиция, а ещё СБУ. Они же развалили систему! Неужели нельзя было просто свести пять законов вместе? Законы о прокуратуре, о суде, о милиции, об исполнительной службе и СБУ?
— То есть действия команды Петра Порошенко вы не поддерживаете?
— Очень много подковёрных договорённостей и обязательств. Например, то, о чём рассказывал [на суде в Вене бизнесмен Дмитрий] Фирташ. Вы представляете, если бы он об этом сказал в мае 2014-го? История Украины пошла бы по-другому.
Я не завидую Порошенко. Я понимаю, что ему тяжело. Но с кадрами нужно определяться. У него нет ни одного правильного кадрового решения
Я не завидую Порошенко. Я понимаю, что ему тяжело. Но с кадрами нужно определяться. У него нет ни одного правильного кадрового решения. Ему нужно пересмотреть людей, с которыми он работает. Они его первые сдадут.
— Назовите фамилии.
— Не буду я их называть. Но если Порошенко обвалится, то никто с ним в эту яму не полезет. Никто.
— А кто-то может ещё и подтолкнуть. Например, олигархи, с которыми якобы начата большая война.
— Самая эффективная борьба с олигархами — расстрелять олигархов. Тогда уж точно их не будет. (Смеется.) Реприватизировать имущество. Много вы видели судебных процессов по реприватизации? Ни одного! А кто такой олигарх? К ним можно почти всех депутатов причислить. Разве что кроме казака [Михаила] Гаврилюка.
То, что сейчас происходит, — это не борьба с олигархами. Это относительно честный отъём денег. Читайте 12 стульев и Золотого телёнка — Остап Бендер отдыхает!
— Так, может, не стоит их вообще трогать? Дружить с тем же Игорем Коломойским выгоднее, чем воевать?
— Я был удивлён, что он согласился на губернаторский пост. А сейчас думаю, это было необходимо. Я общаюсь со многими людьми и могу сказать, что если бы Коломойский не стал губернатором Днепропетровской области, то Запорожская, Херсонская, Днепропетровская и Одесская области оказались бы сегодня в составе Российской Федерации или там бы велись военные действия.
Команда Коломойского не просто защитила Украину, а доказала, что новая власть может быть законной и эффективной
Команда Коломойского не просто защитила Украину, а доказала, что новая власть может быть законной и эффективной. Знаете, как они ловили сепаратистов? Спрашивали: «Будешь сепаратистом? Нет? Напиши». И сепаратисты отказывались воевать с Украиной.
— А как насчёт законности таких действий?
— Ничего страшного, профилактическая беседа. А было законно захватывать администрации, поджигать и убивать?
— То есть главное — сила, а не закон?
— Иногда другого выхода, кроме применения силы, нет. Хотя я против любых противозаконных методов.
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 15 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
Украина — за что боролись, на то и напоролись. Поляки требуют реституции
Русская поговорка «хочешь кататься, люби и саночки возить» в ближайшее время может стать актуальной для многих граждан незалежной, у которых «украли мечту» на Майдане, а вместе с ней, возможно, «украдут» и кое-какое имущество.
Польский канал Pierwyj сообщает о том, что более 500 поляков готовят иски к западной Украине, чтобы вернуть собственность и земли, которые они потеряли в годы Второй мировой войны.
«Руководитель организации «Restitution Borderlands» сказал, что в общей сложности около 150 тысяч поляков могут предъявить предъявлять претензии к собственности, оставленной за восточной границей. Это люди, которые не получили компенсации, и которые в соответствии с европейским законодательством по-прежнему остаются законными владельцами имущества оценочной стоимостью в 5 миллиардов долларов”, — объяснил Поляков.
Согласно «Википедии» - Реститу́ция (от лат. restitutio — восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ).
То есть, потенциально 150 тысяч поляков имеют юридические основания для того, чтобы вернуть собственность в Украине, которую они утратили в результате присоединения Галичины к СССР в 1939 году.
Известный киевский блогер Михаил Мищишин, комментируя новость на своей страничке в «Фейсбуке» пишет: «После имплементации европейских законов, рассчитываться с бывшими владельцами польских и австрийских домов во Львове, земли, мельниц, магазинов, торговых домов, бирж и заводов в Галичине придется землей со всей Украины. Других ресурсов у страны не осталось. Закон о продаже земли сельхозначения уже принят. Промышленность разрушили, землю придется отдать полякам и евреям в качестве компенсации за утраченную собственность в Украине. А что же останется украинцам?», — восклицает блогер.
По словам Мищишина, к тотальному разграблению Украины иностранцами, причем на законных основаниях реституции, Украину привели ее самые большие патриоты: галичане и днепропетровцы, свергнувшие осторожного в отношении Европы Президента Украины Виктора Януковича и силовым способом ускорившие вступление Украины в ЕС. Особенно не стесняется блогер в эпитетах к известному националисту Ляшко:
«Ну, а знаменитому поборнику украинского села Олегу Ляшко, раздававшему бейсбольные биты на Евромайдане, его традиционные вилы в руках на плакате украинским селянам придется воткнуть ему в сраку».
Канал Pierwyj подчеркивает, что «принятие закона о реституции имущества является обязательным условием для всех стран, которые подписали договор о вступлении в ЕС или Ассоциации с сообществом».
Станция приводит также слова украинского политолога Алексея Jakubina, который заявил, что поляки не случайно сообщают о претензии, о возврате имущества именно сейчас: «В мае, во время саммита Восточного Партнерства в Риге, президент Украины Петр Порошенко намерен просить ЕС об отмене визового режима. Брюссель, в свою очередь, дает понять, что ожидает от Украины внедрения реформ и гармонизации законодательства с европейским. Часть политических элит в Польше, считает, что это хороший момент, чтобы оказать давление на власти в Киеве в вопросе принятия решения о реституции имущества», — сказал Jakubin.
Напомним, что классический пример реституции являла собой Латвия. Здесь вначале возвращали национализированное в своё время имущество, где были не только дома, земельные угодья, религиозные объекты, но и предприятия, причём как мелкие, так и крупные. А уж потом началась приватизация: вначале разобрались с хозяевами всей собственности, а уж потом передали её в конкретные частные руки.
Собственность возвращали как жителям Латвии, так и гражданам других стран. Единственное, на что был наложен запрет, – это железные дороги, здания, отошедшие к госструктурам, земли фермерских хозяйств и культурные объекты. Если предприятие возвращали бывшему хозяину, он не имел права на оборудование, акции, ценные бумаги.
Если со сменой владельцев заводов и фабрик все шло более-менее гладко, то выселение из домов, права на которые заявили старые собственники, для многих обернулось настоящей трагедией. Ярким примером этого может служить судьба известной актрисы Вии Артмане, которая осталась без собственного угла и закончила жизнь на хуторе, в доме без отопления.
Ну, что ж, как говорится еще одной русской поговорке: «за что боролись, на то и напоролись»…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+