Конституция Украины гарантирует бесплатное образование: «Статья 53. Каждый имеет право на образование...
...Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам...»
Но на практике, полагаю, любой родитель, чьи дети посещают детские сады, школы, учатся в вузах, подтвердит: образование в Украине по факту давно уже платное — через поборы в учебных заведениях в виде добровольно-принудительных «благотворительных взносов». Добровольный характер пожертвований — фикция, ибо заложниками «доброй воли» родителей являются дети и отношение к ним со стороны персонала учебного заведения.
На что только не собираются ежемесячные «добровольные взносы» — если не на ремонт школы/класса, то на закупку мебели или приобретение какого-нибудь учебного оборудования. Хотя все эти вопросы обязано решать государство — обеспечивать, как сказано в Конституции, «доступность и бесплатность» образования через обеспечение учебных учреждений всем необходимым. Но чиновники от образования посредством механизма «добровольных взносов» по сути обложили граждан, имеющих детей, дополнительным «образовательным» налогом.
Ничем не регламентированный (и это понятно: образование-то в Украине «бесплатное»!) контроль за расходованием «добровольных взносов» всегда носил весьма условный характер, поэтому никто точно не скажет — сколько данных средств тратится на нужды собственно школы и образовательного процесса, а сколько уходит, мягко говоря, не по назначению.
Вместо того чтобы выделять необходимые средства учебным заведениям, запретив привлекать «добровольные пожертвования», правительство решило расширить и усовершенствовать этот, по всем статьям коррупционный, механизм.
Еще 14 апреля Кабмин принял постановление, которым «разрешил направлять» благотворительные взносы и пожертвования на выплату зарплат работникам учебных заведений, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физвоспитания. Тогда эта инициатива правительства подавалась в качестве «антикризисной меры». А то, что родители учеников пострадали от кризиса не меньше — чтобы на их плечи перекладывать существующие проблемы, — чиновников не волновало.
У работников же образовательных заведений появился новый стимул к обкладыванию родителей «благотворительными взносами» — определенный процент от «выручки» вполне легально можно было получать в виде зарплаты.
Т. е. если ранее поборы с родителей хотя бы формально предназначались сугубо для нужд учебного процесса и содержания учебных заведений, то теперь подношения фактически были легализованы, только названы красиво: «благотворительные взносы и пожертвования». И чем эти сборы «пожертвований» отличаются от «колядок» известного львовского судьи, ныне пребывающего под стражей?
Но на своем более чем сомнительном апрельском постановлении правительство решило не останавливаться. Поближе к выборам, очевидно, стремясь «умаслить» и расположить к себе начальствующий состав учебных заведений, Юлия Владимировна решила «усовершенствовать механизмы самостоятельного распоряжения финансовыми ресурсами для заведений среднего образования». Чем и порадовала, как сообщал УНИАН 1 октября, в ходе встречи с директорами школ.
«Я очень хотела бы, чтобы вы стали финансово самостоятельными (? — Авт.), чтобы мы прошли тот путь, когда школа будет иметь нормальное право хозяйствовать — чтобы у школы был расчетный счет, чтобы в школе была вакансия бухгалтера, который бы мог ставить подписи», — сказала Тимошенко. Систему «самостоятельного распоряжения средствами» для школ, сообщила она, собирались внедрить уже с 1 октября, но не успели. Однако заверила, что с 1 января 2010-го такая система обязательно будет, добавив: «Нельзя отказаться от того, чтобы школа была хозяйствующим субъектом, чтобы она была финансово самостоятельной, чтобы она могла брать хотя бы благотворительные взносы».
Спрашивается: откуда у школы — содержащейся за счет бюджета — могут появиться «свои» средства, которыми она (школа, а если точнее — школьная администрация) вольна распоряжаться по своему усмотрению? Только от поборов с родителей, коммерциализации услуг, в т. ч. тех, которые будут навязываться ученикам. Очевидно, и часть школьных помещений скоро окажется в аренде. Предоставление возможности «самостоятельного хозяйствования» выльется в коммерциализацию учебных заведений. Администрациям школ вообще станет не до учебного процесса — они будут думать о прибыли и «снижении издержек» на учеников.
То, что при таком коммерческом подходе проблемы детей отойдут на задний план, продемонстрировало указанное совещание Тимошенко с директорами школ. Как сообщила премьер, Кабмин намерен отменить предоставление медуслуг на базе общеобразовательных школ. Т. е. в школах больше не будет медицинских кабинетов. «У нас есть для этого больницы. Нужно приглашать туда, и там это — оказывать медицинские услуги — делать», — объяснила Тимошенко.
Так можно не останавливаться на подобной «оптимизации» затрат. Зачем школам столовые? Тоже накладно. Есть же для этого кафе, бары, рестораны — почему бы ученикам не обедать в специализированных заведениях?..
Стратеги Юлии Владимировны, видимо, сделали ставку на то, что работники школ через родителей могут выступить бесплатными агитаторами за премьера-кандидата. Вполне вероятно, что подобным предвыборным подкупом — через легализацию коррупции и возможность использовать учебные заведения в качестве коммерческих предприятий — Тимошенко удастся заручиться поддержкой школьных администраций.
Однако родители должны понимать: поборы, которые они вынуждены платить в виде разного рода «благотворительных сборов и пожертвований» осуществляются с благословения премьер-министра, это «школьный оброк им. Тимошенко».
В данную ситуацию давно пора вмешаться Верховной Раде — законодательному органу. Подобная «благотворительность» должна регулироваться законом, а не подзаконными актами правительства, тем более сомнительного содержания. Совершенно очевидно, что прежде всего должен быть категорически запрещен сбор каких-либо средств и под каким угодно соусом с физических лиц. Благотворительность может быть допустима только со стороны юридических лиц. При наличии политической воли и желания парламентариям вполне по силам прекратить практику поборов с родителей учеников, к чему обязывает и Конституция, гарантирующая бесплатное образование.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ЮВТ применила своеобразную коррупцию, купив западноукраинских учителей. Кроме того, у нее целый чемодан подарков, а не только этот (№1033). Гарантируется чемодан - ибо болезнь и здоровье нации зависит от того, кто лечит или учит.
А что - ея Величество пытается купить всех!?
Хворобьевская постанова.
- Чур меня, чур! – воскликнул он
с шаляпинскими интонациями в голосе.
– Все тот же сон! А-а-а!
И.Ильф, Е.Петров Золотой теленок.
Не так давно Юлия Владимировна клятвенно заверила представителей «титульной нации» на недавнем Всемирном конгрессе украинцев, что «никогда в Украине мы не дадим даже поставить вопрос о каком-либо другом государственном языке». А дабы на всякий случай не задавали, то ЮВТ перешла от слов к делу. Сказано – сделано.
Пожалуй, никогда власть предержащие еще столь бесцеремонно не вторгались в сферу языкового вопроса, как в случае с постановлением № 1033 Кабинета Министров от 30.09.2009: «В рабочее время в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении постоянно должен использоваться украинский язык, а в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении с обучением на языке национального меньшинства наряду с украинским языком - также язык, которым осуществляется учебно-воспитательный процесс в этом заведении». Итог - свобода выбора языка в общении между людьми поставлена в официально признанные рамки. И пусть никого не вводит в заблуждение указание на «рабочее время».
Ведь, секретом полишинеля является факт насильственной украинизации школ в юго-восточных регионах, когда учебные заведения не только переводились под сень державной мовы, но и фактически не допускалось (и не допускается, несмотря на противоположные заверения из уст И.Вакарчука!) создание русскоязычных классов, путем прокрустовых лож предписаний вышестоящих органов.
Украинизировались школы, конечно же, формально, ибо не та языковая среда, чтобы этот процесс прошел безболезненно. И добавим - не тот политический и ментальный климат для произрастания «оранжевой» мечты – забвения русского языка.
И вот настало время, когда сеющим «разумное, доброе, вечное», по прихоти политической целесообразности, то бишь предвыборных пиаровский баталий за души нациократического электората, ЮВТ сделала «прекрасный подарок» ко Дню Учителя. Вопрос, какому учителю? Если уже национально свидомому, то это реальность, данная ему в ощущение, а если русскоязычному? Тот еще «подарочек»!
Не верится, что претендент на президентскую булаву не знает реалий украиноязычных школ на юго-востоке. И то, что сами дети на переменах общаются отнюдь не на державной, и то, что учителя с облегчением вздыхают после прозвучавшего звонка с урока, и то, что общение с родителями учащихся происходит на том же родном русском языке. Знает, конечно же, знает! Правда, у нее всегда есть возможность сказать, дескать, ее ввели в заблуждение или чего там еще…
И теперь обязывает перейти на украинский язык как государственный на всем протяжении рабочего времени, т.е. учебно-воспитательного процесса, каковым, по сути, является труд учителя.
Но, стоп! Давайте разберемся, где же начало, а где завершение рабочего учительского дня? Общеизвестно - учительский труд относится законодательством к ненормированному рабочему времени. Достаточно прочитать должностные обязанности учителя, который зачастую является еще и классным руководителем. Уж поверьте, список впечатляющий, а если добавить к этому еще и необходимость проведения спускаемых сверху мероприятий, то и суток маловато будет. Не случайно отпуск один из самых длинных – 56 дней.
Тогда-то и становится ясным как Божий день, что рабочее время учителя подобно ленте Мебиуса – нескончаемо. Сделал ли замечание шалуну на перемене, либо по дороге домой, а то и поздно вечером позвонили родители ученика (и такое бывает!) – изволь на державной.
А ежели нарушишь? Не иначе должно быть наказание. Пока до него руки не дошли, но навострить карающий приказ по Министерству образования и науки несложно. Более того, с удовольствием состряпают. И дамокловым мечом висеть над учительской шеей, дабы непослушных мигом приструнить за невыполнение законов.
А может статься и другое. Юлия Владимировна всемилостивейшее снизойдет и отменит сие постановление. И рада будет учительская масса, что не тронут за разговоры на русском да с большим усердием ринется в класс, памятуя о «чудесном» спасении от расправы. Премиленькая картина: и «свидомых» ублажила, показав себя радетельницей украинского языка, и русскоязычным потрафила, спасая от бездумного украинизаторства. Пиариться - так по полной!
Помнится, несчастный Хворобьев от действительности пытался бежать в объятия Морфея, ища спасение в снах, но она настигала его и там. С нынешней школой учителям часто снятся школьные мотивы, порой в кошмарном варианте, не хватало еще просыпаться в холодном поту от грозного окрика: «Чому не виконуєшь постанову № 1033 від 30.09.2009?»
Вадим Шулак.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
маленькое уточнение. Это все начинается с детского сада и продолжается до.......